Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

str5-2Горненский женский монастырь расположен на юго-западе современного Иерусалима, в местечке Айн-Карем, и принадлежит Русской Православной Церкви. Церковное предание связывает с этим местом два важных события: посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы после архангельского Благовещения (Лк. 1, 39–56) и рождение там Иоанна Предтечи. Именно здесь впервые была воспета торжественная песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа…» Празднику Горненской обители, связанному с этим событием, посвящен рассказ сотрудника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме А. Прилежаева, опубликованный в одном из номеров Журнала Московской Патриархии за 1957 г. Справка. В 1956–1957 гг. РДМ возглавлял архим. Пимен (Хмелевской), будущий архиеп. Саратовский и Вольский, заместителем его был игум. Никодим (Ротов), будущий митр. Ленинградский и Ладожский.

11 апреля сего года в 2 часа 30 минут дня по иерусалимскому времени с колокольни собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме раздался торжественный трезвон. В собор поспешили русские богомольцы. Начальник Миссии архимандрит Пимен и его заместитель игумен Никодим, облаченные в праздничные голубые ризы, служили молебен перед чтимой иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, затем с пением тропаря празднику Благовещения вынесли из собора святую икону, чтобы доставить святыню в Горненский женский монастырь в Айн-Кареме.

С давних лет в Горненской обители установлен местный праздник «Целование Елисаветы» в воспоминание евангельского события, когда Пресвятая Дева после Благовещения иде в Горняя со тщанием, во град Иудов; u вниди в дом Захариин, и целова Елисавет (Лк. 1, 39–40). Воспоминается это евангельское событие 30 марта /12 апреля, а если случится в Лазареву субботу, в дни Страстной Седмицы или в первые пять дней Пасхи, то праздник переносится на пятницу Светлой недели.

Далее за стенами Горненской обители духовенство и монахини во главе с игуменией Михаилой с крестным ходом встретили святыню. В монастыре начали трезвон. Певчие запели составленный известным начальником Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) тропарь праздника: «Дево безневестная и Мати всечистая… приимшая от Ангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и, целовавши южику (родственницу) Твою всечестную Елисавет, Материю Господа от нея наречена была еси и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего». С пением тропаря принесли святую икону в обитель той самой дорогой, которой и Сама Владычица шла к Своей родственнице почти две тысячи лет тому назад.

Началось всенощное бдение с Великим повечерием, по благовещенской «марковой главе». Праздничную литию совершали с обхождением вокруг храма. Перед полиелеем был прочитан акафист Богоматери. Величание пели благовещенское: «Архангельский глас…», канон читали Благовещению и Триоди. На 9-й песни канона во время пения «Величит душа Моя Господа…» раздалось 12 ударов большого монастырского колокола в память того, что именно здесь впервые была воспета эта священная песнь, которую теперь, на протяжении многих столетий, поют христиане, прославляя «Честнейшую Херувим».

В самый праздник после часов было совершено водосвятие и затем – Литургия с вечерней. «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» – запели монахини, благодаря Бога и прося видети «святую седмицу Страсти». Затем пропели стихиры празднику, подобны «Совет Превечный». По обычаю Иерусалимской Церкви, в царских вратах, лицом к народу, читается Евангелие о благовещении и путешествии Божией Матери со тщанием во град Иудов (то есть подряд 3-е и 4-е зачала от Луки).

str5-4Стройно и молитвенно пел хор горненских монахинь, приняв к себе, как Дорогую Гостью, икону Владычицы, веруя, что со святой иконой незримо пребывают в обители «Ея благодать и сила». Настоятельница монастыря в незримом присутствии Богоматери уже не дерзает стоять на обычном игуменском месте, а стоит немного позади, тем самым выражая веру, что в дни нахождения в обители святой иконы Сама Богородица является Игуменией, Заступницей и Руководительницей жизни монастырской и Споспешницей спасения тех, кто возымел желание совершать свое спасение в Горненской обители, расположенной по склону горы, освященной Пречистыми Стопами Гостившей здесь Богоматери.

После Литургии вокруг храма был совершен крестный ход с иконой Владычицы, по окончании которого в храме было возглашено многолетие Блаженнейшему Патриарху Венедикту, Святейшему Патриарху Алексию, начальнику Миссии, настоятельнице и насельницам Горненской обители. Отец архимандрит поздравил молящихся с праздником и молитвенно пожелал насельницам духовного преуспеяния под покровом Царицы Небесной.

Святая икона Богоматери останется в Горненской обители до праздника Рождества Иоанна Предтечи [яко три месяцы (Лк. 1, 56)]. Имея в гостях у себя, подобно праведной Елисавете, Заступницу усердную рода христианского, горненские инокини усердно будут молиться Владычице за землю Русскую, за Церковь Православную, за всех, «иже в напастех, и в скорбех, и болезнех, обремененных грехи многими» (тропарь перед Казанской иконой Божией Матери, в честь которой освящен престол Горненской обители).

Из книги: Пимен (Хмелевской), архиеп. Саратовский и Вольский. Дневники. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: 1955–1957. – Изд–во Саратовской епархии