В этом номере нашей газеты мы открываем новую рубрику – «Религиоведение». В ней мы будем рассказывать читателям об истории и вероучении основных мировых религий, а также о различных христианских конфессиях. В наши дни распространено мнение, что все религии равноправны и говорят, в сущности, об одном и том же. «Бог один», – восклицают сторонники этого мнения. С этим сложно спорить, но как представляют этого единого Бога сторонники различных религий и конфессий, мы и постараемся выяснить.
В последнее время на страницах не только светских, но и православных изданий можно встретить весьма странные размышления о том, что в религии христиан и мусульман много общего, в первую очередь – они почитают одного и того же Бога. Для того чтобы понять, так ли это, обратимся к истории возникновения ислама, а также познакомимся с основами исламской догматики и ритуалами.
Пророк Мухаммед
Мухаммед ибн Абдаллах, курайшит из рода Хашим, родился в аравийском г. Мекке. Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер прежде, чем родился его сын. В 25 лет Мухаммед поступил на работу к дальней родственнице, вдове богатого купца Хадидже, на которой он чуть позже женился, несмотря на то, что она была старше Мухаммеда на 15 лет.
Пророк МухаммедЕжегодно Мухаммед проводил какое-то время в одиночестве на горе Хира, неподалеку от Мекки. Во время одного из таких уединений в 610 г. Мухаммед услышал обращенный к нему призыв. Ему явился некий безымянный призрак, которого позднее стали считать архангелом Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи. Эти стихи стали первыми строками «Откровения».
Родственник жены Мухаммеда – Варак – растолковал видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога. Мухаммед, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо, довольно долго подозревал, что это диавол.
Спустя три года после первого откровения, Мухаммед получает указание начать общественную проповедь. Нервом первой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда. В целом проповедь была встречена равнодушно. Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределами Мекки – в соседнем городе Таифе, но был забросан камнями.
Тогда Мухаммед переселяется в Медину. Летом 622 г. около 70 членов его общины переселились в этот город. Жители Медины вняли просьбам Мухаммеда и приняли на свое иждивение мусульман из Мекки. Однако они сами были небогаты, и община не могла существовать в нищенских условиях.
И Мухаммед принимает решение, которое можно считать поворотным в мусульманской истории. Видя, что невозможно прокормить общину честным трудом, он решает заняться грабежом и совершает первый вероломный набег на арабский караван во время священного перемирия. Именно из этой точки начинается история успехов ислама, построенных не на проповеди, а на грабежах, убийствах и военных столкновениях.
В Медине Мухаммед обзавелся гаремом, за всю жизнь у него было 13 жен, младшей из которых было 9 лет. Для мусульман Мухаммед поставил ограничение – не брать больше четырех жен, но потом получил «откровение», что ему самому можно брать неограниченное количество жен.
Большую роль в проповеди Мухаммеда играли обоснование «священной войны» (джихад) и призывы к военной агрессии против немусульман. При этом участие в джихаде – обязанность мусульманина, не зависящая от его желания.
Постепенно силой и хитростью подчинив жителей Медины и склонив окрестные племена бедуинов к принятию ислама, в 630 г. Мухаммед во главе многотысячного войска двинулся на Мекку. Город капитулировал. Мухаммед демонстративно простил своих самых заклятых врагов. Те, столь же демонстративно, в числе первых поспешили принять ислам.
Тяжелая болезнь и смерть застали Мухаммеда за приготовлением большого похода против Византии. Перед смертью призраки убитых им людей беспокоили его.
Исламская догматика
Основные положения вероучения ислама изложены в главной священной книге мусульман – Коране. Коран представляет собой запись тех «откровений», которые Мухаммед изрекал на протяжении своей жизни. Откровения эти изложены в стихотворной форме, собраны в суры (главы), состоящие из аятов (стихов).
Как утверждает мусульманская традиция, сам Мухаммед был неграмотным, поэтому стихи были записаны его последователями. Самый ранний из списков Корана, известный на сегодняшний день, так называемый Йеменский Коран, относится к концу 7 в. По сравнению с современным текстом, он содержит изменения и разночтения, которые, по мнению ученых, очень значимы.
Второй после Корана источник сведений о том, как подобает жить и действовать мусульманину, – это Сунна. Она представляет собой совокупность сообщений об изречениях, поступках и привычках Мухаммеда, о том, чему он учил и что одобрял. По значимости Сунну можно уподобить Священному Преданию у православных христиан.
Изложение догматического богословия в исламе традиционно разделяется на шесть основ.
Первая основа: вера в Аллаха. Под этим подразумевается знание, подтверждение, признание и твердая убежденность в том, что Аллах существует и что Он является единственным в Своих делах, единственным достойным поклонения. Помимо признания существования Аллаха, вера включает в себя также признание Аллаха единственным Творцом, который и доныне творит мир и все действия людей и животных, и признание того, что божественной природой обладает только Аллах.
Исламское богословие учит о наличии у Аллаха имен и атрибутов (сифаты). Многие из атрибутов, признаваемых мусульманами, совпадают с христианским представлением о Боге, однако имеются и отличительные атрибуты. Так, например, Коран считается атрибутом Аллаха. Другим оригинальным божественным атрибутом, согласно мусульманскому богословию, является атрибут перемещения в пространстве – Аллах каждую ночь спускается «к нижнему небу».
Вторая основа: вера в ангелов. Под этим подразумевается твердая убежденность в том, что у Аллаха есть ангелы, которых Он создал из света; что Он возложил на них определенные обязанности. Мусульмане признают также еще один род духов, неизвестных в христианстве, – это джинны, созданные Аллахом из огня. Джинны свободно выбирают, быть им на стороне добра или зла. Шайтаны – категория злых духов. Самый главный из них, Иблис, отпал, по кораническому сказанию, в тот момент, когда Аллах велел ангелам поклониться перед человеком, им созданным. В суфизме – мистическом течении ислама, получил развитие своеобразный культ дьявола. Единобожие – это главная добродетель ислама, то, к чему нужно стремиться. А суфии считают, что дьявол – это трагическая фигура и подлинный единобожник, который отказался поклоняться кому-либо, кроме Бога.
Мечеть Кааба в г. Мекке Третья основа: вера в писания. Эта вера вовсе не означает, что мусульмане считают Священным Писанием то, что имеется в ныне существующих Ветхом и Новом Заветах. По учению ислама, Библия была искажена иудеями и христианами. Они признают в Библии только то, что согласно с Кораном, то же, что противоречит ему, они объявляют позднейшими человеческими искажениями.
Четвертая основа: вера в посланников. В Коране поименно названо 25 пророков. Все они, согласно Корану, были благочестивыми, правдивыми и богобоязненными и призывали свои народы к единобожию. Особо великими считают Нуха, Ибрахима, Мусу, Ису и Мухаммеда. Сам образ библейских пророков в исламе зачастую совершенно иной, основанный на рассказах Корана и преданиях.
Например, согласно мусульманскому учению, Христос был обычный человек, который имел пророческую миссию. По мусульманским представлениям, Христос предсказывал рождение и проповедь Мухаммеда, написал Евангелие, в котором содержались призыв к единобожию и предсказание рождения Мухаммеда. Перед концом мира Христос явится второй раз, будет жить здесь как обычный человек, при этом будет заниматься проповедью ислама.
Пятая основа: вера в последний день. Последним днем является день воскресения, когда Аллах поднимет людей из их могил для отчета и воздаяния. Он будет судить их, после чего часть попадет в рай, а другая часть окажется в аду. В раю мусульмане будут предаваться всяческим плотским наслаждениям. При этом находящиеся в раю всегда будут видеть ад – созерцание мучающихся в огне врагов является одним из удовольствий мусульманского рая.
Шестая основа: вера в предопределение. Так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то все происходящее – и добро, и зло – равно исходят от Него. Одних людей Он создал для благословения, а других – для ненависти и проклятья.
Исламский ритуал
Самые главные ритуальные и обрядовые обязанности мусульманина выражены в так называемых «пяти столпах ислама».
Первый столп: исповедание веры (ташшахуд). «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его». Произнесение этой фразы в присутствии минимум двух мусульман автоматически делает человека мусульманином.
Второй столп: исполнение ежедневной пятикратной молитвы (араб. – ас-саля, тюрк. – намаз). То, что называют молитвой мусульмане, совершенно не тождественно тому, что понимают под молитвой христиане. Если в православном христианстве под молитвой понимается живое общение, личный разговор человека с Богом, то, с точки зрения ислама, молитва – это раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке, смысл которого состоит в выражении покорности перед Аллахом. Малейшее нарушение предписанного ритуала делает молитву недействительной.
Третий столп: милостыня (закят). Если для христианина милостыня есть исключительно добровольный акт пожертвования, творимый во славу Божию любому, то в исламе милостыня есть скорее религиозный налог, приносимый публично в мечети (причем при всех оглашается сумма пожертвования). Он составляет примерно 2,5 % годовой прибыли мусульманина. Закят должен расходоваться на нужды неимущих мусульман.
Четвертый столп: соблюдение религиозного поста (араб. – ас-саум, тюрк. – ураза) в течение 30 дней месяца Рамадан. Как и в случае молитвы, образ мусульманского поста сильно разнится от христианского представления о посте. Это не продолжительное аскетическое воздержание, как в христианстве, но спорадическое голодание, когда в течение светлого времени суток человек не ест, не пьет и воздерживается от супружеских отношений. От заката до восхода все запреты снимаются. Это различие принципиально, так как в христианском посте продолжительность аскезы является средством для приобретения духовного навыка, который скачкообразным непродолжительным воздержанием приобрести невозможно.
Пятый столп: большое паломничество в Мекку (хадж), которое совершается в двенадцатый месяц (зуль-хиджа) мусульманского лунного календаря. В это время мусульмане совершают ряд ритуальных действий, берущих начало от доисламских времен. Они совершают обход вокруг Каабы (священного строения), кланяются и прикладываются к Черному Камню (нюхают его), пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, бросают камни в специальные столбики, изображающие дьявола, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и др. На горе Арафат паломники совершают жертвоприношение животных. День совершения хаджа является самым главным ежегодным праздником мусульман, который называется праздником жертвоприношения (араб. – Ид аль-курбан, тюрк. –Курбан-байрам).
Таким образом, ислам представляет собой не какое-то новое учение: и в догматике, и в обрядах это смесь язычества, иудаизма и христианских ересей (в первую очередь, несторианства), не лишенная серьезных внутренних противоречий.
Подготовлено по книге Максимов Ю., Смоляр К. «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм»