Исихастирий во имя св. Иоанна Богослова в Суроти

str5Во время паломничества в Грецию весной 2010 г. настоятель нашего собора игумен Пахомий (Ныне Епископ Покровский и Николаевский) посетил место упокоения великого старца Паисия Святогорца. Своими впечатлениями от поездки он делится с читателями нашей газеты.Старец Паисий был очень глубоким человеком, большим любителем монашества и безмолвия. Он имел дар слова, мог пробудить в душе христианина, стремящегося к подвигу, желание монашества. Лично для меня знакомство с трудами старца Паисия – это особая веха в жизни, он один из тех людей, которые произвели на меня огромное впечатление и оказали сильное влияние на мой жизненный и монашеский путь. Хотя лично я с ним знаком не был и никогда не встречался.

Мне кажется, что явление в нашей жизни новогреческих подвижников – уникальная возможность, которую Господь даровал в наши дни Русской Церкви. Современные подвижники очень близки нам по условиям жизни. Они видели современный мир с его лукавством и неправдой. В их простых, незамысловатых, но очень емких словах наш современник может найти такую пищу для души, которую не могут дать древние святые. Если мы откроем Добротолюбие, то увидим высшую степень подвига, непрестанную молитву, но не найдем указаний, как этого добиться. А поучения современных греческих подвижников, в том числе и старца Паисия Святогорца, позволяют нам прикоснуться к живому опыту, к традиции, которая, к сожалению, была прервана в нашей Церкви.

Старец Паисий прожил большую часть своей жизни на Афоне, подвизался на Синае, однако погребен недалеко от Салоник, в с. Суроти. Здесь находится женский монастырь – исихастирий во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова, основанный старцем Паисием. Исихастирий – это монастырь со строгим уставом, в котором монахи или монахини подвизаются в безмолвии. Большую часть недели монастырь закрыт для посещений. Установлены часы, в которые дозволено посещать обитель не только мирянам, но и клирикам. Остальное время монахи могут посвятить молитве и по-настоящему уединенной жизни.

Следует отметить, что многочисленные паломники и туристы, которые приезжают в обитель посмотреть на ее внешнюю сторону: росписи, строения, красивое расположение, и при этом абсолютно не заботятся о том вреде, который они могут нанести ее насельникам, – проблема актуальная и для греческих, и для русских монастырей. С одной стороны, прием паломников, их знакомство с монастырем и его святынями – это миссионерская деятельность. С другой стороны, монашеская жизнь предполагает уединенность, жизнь на всеобщем обозрении может закончиться внутренним, да и внешним опустошением обители.

Исихастирий ап. Иоанна Богослова был основан старцем Паисием в 60-е гг. для своих духовных чад: для тех девушек и женщин, которые желали монашеской жизни. До конца жизни старец проявлял заботу о монастыре: писал письма игуменье и сестрам, сам неоднократно приезжал сюда с Афона, искал благотворителей. Когда старец Паисий заболел, сестры заботились о нем, а после его смерти похоронили на территории обители.

Сегодня издано множество книг, содержащих как поучения самого старца Паисия, так и непосредственно рассказ о его жизни. Его письма к сестрам, к мирянам поражают емкостью фраз и неподдельной искренностью слов старца; совершенно уникальны его примеры из жизни и отеческая забота о каждом приходящем к нему человеке. Первая книга о жизни старца Паисия, «Архондарик под открытым небом» свящ. Дионисия Тациса, произвела в России ошеломляющее впечатление. Архондариком в Греции называется помещение в монастырской гостинице, где пришедшему в обитель паломнику предлагают традиционное угощение. Старец Паисий принимал гостей во дворе своей келии Панагуда на Афоне. Он предлагал им угощение, а затем начинал с ними беседовать и очень многим помог обрести христианскую настроенность в жизни.

В основанной старцем женской обители также чтут традиции гостеприимства и вместе с тем строгой жизни. В настоящее время это одна из самых устроенных и во внутреннем, и во внешнем отношении греческих женских обителей. Даже по внешней благоустроенности обители можно судить о жизни ее насельниц. Всюду поражает идеальная чистота: от храма, где все сияет, как в операционной, до территории, где все сделано с большой любовью, вкусом и заботой о людях. Например, как и во многих греческих монастырях, на территории исихастирия расположены ванночки с холодной питьевой водой. Казалось бы, какая мелочь. Однако для Греции с температурой воздуха более 40 градусов, для человека, который пришел с дороги, это большое благо. В церковной лавке, в храме паломники окружены вниманием, заботой.

Но при этом видна строгость жизни самих сестер. Никаких лишних разговоров, никакого учительства или превозношения. При массе паломников, монахинь практически незаметно. Все строго, скромно, учтиво. Если сестрам приходится сделать кому-то замечание, они делают это так, что люди не обижаются.

Главной святыней монастыря являются мощи прп. Арсения Каппадокийского. Этот святой был прославлен благодаря трудам старца Паисия. Старец составил жизнеописание святого. В наши дни по молитвам прп. Арсения происходит много чудес, в Греции его очень почитают.

И, конечно, тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы помолиться на могиле самого старца Паисия. На надгробном памятнике написано стихотворение старца Паисия, где в немногих, но очень емких словах говорится о бренности жизни. На могиле старца ощущается чувство отеческой заботы, сюда приходишь как к родному человеку.

 Игумен Пахомий (Брусков)

(Ныне Епископ Покровский и Николаевский)