Иконы

Икона БогородицыИконы (от греческого «эйкон» – изображение) – живописные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющие священный характер и служащие предметом религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому.

Христианство. Энциклопедический словарь

Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык икон. Икона – прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Монахиня Иулиания Соколова

Храним не нововводно все, Писанием или без Писания установленные для нас церковные Предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемого воплощения Бога Слова.

Св. Отцы Седьмого Вселенского Собора

Образ без слов показывает нам то, о чем свидетельствует слово, то, что мы слышали, мы и увидели.

Св. Отцы Седьмого Вселенского Собора

Священное Писание – это откровение и благодать Бога, заключенная в человеческом слове. Икона – есть Церковное Предание и благодать Бога, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Священному Писанию внимают в безмолвии; к иконе обращаются с молитвой. Священное Писание открывает духовный мир человеческой душе; через икону душа общается с этим миром. Сила, заключенная в Священном Писании, свидетельствует о том, что оно истинно, что духовный мир существует и открыт для человека. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир близ нас, что сама душа – частица этого мира.

Архим. Рафаил Карелин

Итак, икона есть Богооткровенная истина, богословие, выраженное не словесно, а образно (вспомним иконы Святой Троицы, Воскресения Христова). В иконе отражена молитвенная собранность, умиротворенность бесстрастия в общении с Богом, то есть то, что является конечной целью духовного пути и жизни христианина, и не только христианина, но и каждого человека. Примечательно, что все это как реальнейшая реальность дается в иконе тоже вполне реально, без всяких намеков на иллюзию, одними линиями и красками, но так, что под простейшими формами мы ощущаем истины сокровенной жизни.

Мон. Иулиания Соколова

Вот, я смотрю на икону – и говорю в себе: «Се – Сама Она» – не изображение Ее, а Она Сама, чрез посредство, при помощи иконописного искусства созерцаемая …

Как чрез окно, вижу я Богоматерь, Самую Богоматерь, и Ей Самой молюсь, лицом к лицом, но никак не изображению. Да в моем сознании и нет никакого изображения: есть доска с красками, и есть Сама Матерь Господа. Окно есть окно, и доска иконы – доска, краски, олифа. А за окном созерцается Сама Божия Матерь; а за окном – видение Пречистой.

Свящ. Павел Флоренский

В лике живописном Спасителя, Божией Матери, Предтечи изображается самая святость, правда, благость, кротость, смирение, а в лике святых – всецелая преданность Богу.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церкви и вести жизнь глубоко-благочестивую, потому что назначение иконы – наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинные, чувствования благоговейные, точно-благочестивые. В противном случае икона будет действовать так, как бы действовал с кафедры проповедник, зараженный лжеучением, или с одними познаниями литературными без познаний богословских.

Свт. Игнатий Брянчанинов