Икона Рождества

RogdestvoHristovoНаверное, многие люди бывали в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева. Однако даже в нашем, сравнительно небольшом городе темп жизни очень быстрый. И более внимательно познакомиться со всеми работами, представленными в основной экспозиции, не всегда получается. Но у меня, к счастью, появилась такая возможность. Мы с подругой посещаем курсы экскурсоводов в музее и вот уже второй год раз в неделю оказываемся в этом прекрасном здании, построенном еще в XIX веке. С каждым занятием мы узнаем все больше о каждом зале музея, о каждом художественном периоде.

Чтобы понять икону

В этом году мы изучали зал древнерусского искусства. Основу его экспозиции составляют иконы, датируемые XVI и XVII столетиями. Образов там много: храмовые иконы Новгородской, Муромской, Ярославской школ, но есть также и другие, написанные в своеобразной манере местного народного иконотворчества.

Как правило, в храмах прихожане мало внимания уделяют художественной ценности иконы, а больше молитвенно обращаются к святым, изображенным на иконах, со своими просьбами. Но в музее обстановка другая. Здесь можно досконально изучить икону, понять, как она написана, чем отличается от других изображений такого же типа, а если есть время и желание — прочитать информацию о ней. Этим я и занялась перед сдачей зачета по залу древнерусского искусства.

Наибольший интерес у меня вызвала икона «Рождества Христова», написанная в XVII веке. Это было вызвано, во-первых, тем, что приближается великий праздник — Рождество. Во-вторых, облик иконы привлекает внимание своей, как мне кажется, оригинальностью.

Автора этой работы, конечно, мы не знаем. Как всем известно, в Древней Руси не принято было подписывать иконы, так как иконописцы, по своему смирению, не ощущали себя создателями работы в полной мере. Их рукой руководит Господь, а они лишь «инструмент». Поэтому нам неизвестны имена многих иконописцев, не считая, конечно, выдающихся и прославленных мастеров, чьи иконы являются эталоном и талант которых просто не мог остаться незамеченным. Это, без сомнения, преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Симон Ушаков и некоторые другие.

Многие образы из собрания Радищевского музея обрели новую жизнь после реставрации. На Руси до начала ХХ века не знали научной реставрации, не владели ее приемами. Если иконы темнели или портились, их покрывали новым слоем красок, следуя схеме сюжета, и продолжали подобное действие до тех пор, пока деревянная основа находилась в «рабочем состоянии». Даже известная «Троица» преподобного Андрея Рублева была обнаружена под слоем достаточно слабой по написанию иконы XVIII века. Наша икона Рождества Христова была лишь поновлена в XVIII веке: иконописец не написал ее заново, а сохранил написанное предыдущее изображение.

Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии, где был выработан канон изображения, в котором соединены вместе все эпизоды предания об этом священном событии. В то же время русские иконописцы, начиная со второй половины XVI века, следуя византийской иконографической схеме, дополняли ее различными деталями. Они стремились к подробному иллюстрированию всех сюжетов Евангельского текста. Поэтому, если вы хотите разобраться в иконе, одного беглого взгляда здесь недостаточно.

Целая Вселенная

В композиции иконы совмещены сюжеты, произошедшие в разных местах и в разное время, но на иконе мы видим их одновременно. В данном образе мы можем наблюдать сразу 14 различных сюжетов.

Центральное место в композиции иконы занимает, конечно, главное событие — Рождество Христово. Богоматерь находится у самого входа в пещеру и возлежит на ярко-красном ложе, рядом с ней — ясли с Младенцем, спеленатым в белую ткань. Он — Свет мира. Вокруг Его лика крестчатый нимб — обычный иконографический признак Христа. Красный цвет ложа символизирует Боговоплощение.

Около яслей изображены вол и осел, которые, согласно Преданию, согревали своим теплым дыханием Божественного Младенца. Над пещерой сверкает Вифлеемская звезда, указывая «великую благочестия тайну — Бог явился во плоти», и Ангелы славословят родившегося Спасителя.

Слева помещено изображение Иосифа Обручника, погруженного в тяжкие раздумья. Ему что-то нашептывает стоящий рядом одетый в шкуру старец, олицетворяющий «дух сомнения». Иосиф не поверил сразу в рождение Сына Божия, он подозревал, что Дева Мария совершила грех. Именно на Иосифа смотрит Божья Матерь в момент рождения Сына, ведь Она знает, как сейчас тяжело Иосифу. Но, как повествует нам Евангелие, а на иконе это событие помещено под изображением Богородицы, эти сомнения были сразу разрешены: Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1, 20).

Народ Ветхого Завета представлен пастухом, который находится справа от Богородицы, в окружении деревьев — вдали от Нее. Пастухи, по преданию, получили от Ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешили ему поклониться. А народ Нового Завета, пришедший прямо ко Христу, представлен волхвами. На иконе они изображены трижды: в левом верхнем углу — «со звездою путешествующие», слева от Богоматери — со своими дарами: золотом, ладоном и смирной, и справа — сюжет явления Ангела спящим волхвам. В христианской традиции нередко пастухи прообразуют людей, пришедших ко Христу по зову сердца, доверившись Ему. Волхвы же прообразуют людей, достигших Истину путем познания мира, путем разума. Волхвы — Гаспар, Мельхиор и Валтасар — согласно Евангелию от Матфея, разного возраста. На иконе это видно по их лицам. Следовательно, во всяком возрасте можно найти Христа и поклониться ему.

В нижнем левом углу размещена сцена беседы волхвов и царя Ирода. Волхвы обратились к нему с вопросом о месте рождения Царя Иудейского. Ирод, встревоженный этим вопросом, вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Не дождавшись возвращения волхвов, Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже. Ужасающая сцена избиения младенцев изображена в нижней части иконы, а справа от нее помещено изображение праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, скрывающейся вместе с сыном в скале от убийц. Над сценой избиения младенцев помещено изображение убийства воинами Ирода праведного священника Захарии, отца Иоанна Предтечи. Он отказался сообщить, где скрываются его жена Елисавета с сыном, за что был заколот между жертвенником и алтарем.

Ангел, явившийся Иосифу, повелел ему бежать с Марией и Младенцем в Египет, где они оставались до тех пор, пока не миновала угроза. Правее изображена сцена бегства Святого семейства в Египет.

Выработанный многовековым соборным опытом христианства язык иконописи уникален своей специфической лексикой. Он — «богословие в образах», «молитвозрение». Смотря лишь на одну икону, знающий человек может вспомнить сразу больше десятка сюжетов, описываемых в Евангелии. Композиция иконы гармонична, несмотря на обилие сюжетов. Большую роль в ней играет пейзаж, в котором ритмично размещены отдельные сцены и группы персонажей.

Иконописцы, изображая святых, обращаясь к области сакрального, избегали чувственного и плотского. В православной живописи фигуры кажутся бестелесными, плоскостными, они не стоят на тверди, но словно парят в пространстве, находясь между небом и землей.

В этой иконе — целая вселенная. Все причастны Богомладенцу. Мир с этого момента меняется, точнее сказать, обновляется, готовится к принятию великой таинственной Жертвы уже родившегося Христа.

* * *

Посетителям:

Вы можете посетить зал древнерусского искусства в музее и посмотреть на эту икону.

Как добраться:

Саратов, ул. Радищева, 39. Проезд от ж/д вокзала троллейбусом № 1, автобусом № 284, из других районов города троллейбусом № 5, автобусами № № 11, 33 до остановки «Радищева».

Музей открыт:

Во вторник, среду, пятницу, субботу, воскресенье: 10.00–18.00. Технический перерыв кассы: 13:00–13:30, касса в музее заканчивает работу в 17:00, за 1 час до закрытия музея. Четверг — 12.00–20.00. Технический перерыв кассы: 15:00–15:30. Касса в музее заканчивает работу в 19:00, за 1 час до закрытия музея. Выходной день — понедельник, последний рабочий день месяца — санитарный.

Юлия Ульянова

Православное Заволжье