«…И земля вертеп Неприступному приносит». Иконография образа «Рождество Христово» на эмалевой дробнице оклада Евангелия XVIII века из собрания Радищевского музея.

В постоянной экспозиции Радищевского музея хранится интересное произведение, неизменно привлекающее внимание своей необыкновенной красотой. Это напрестольное Евангелие в великолепном серебряном окладе, украшенном чеканным узором и ценными дробницами живописной эмали. Оно было выполнено известными московскими мастерами в 1780 году. Когда-то реликвия находилась в Спасо-Преображенской церкви знаменитой саратовской усадьбы Зубриловка дворян Голицыных-Прозоровских. В 1920 – 1930-х годах из закрытого храма книга поступила в музейное собрание.

Как известно, слово «Евангелие» происходит от греческого «εὐαγγέλιον» – «благая весть». Это древнее провозвестие о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого Господом Иисусом Христом. Евангелие повествует о Его чудесном рождении, земной жизни, крестной смерти и воскресении. Уже ко II веку эти предания оформились в виде четырех канонических книг – Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Новозаветная история являет собой суть всего христианского учения.

В русской православной традиции Евангелие – самая почитаемая в церкви священно-богослужебная книга, поэтому неслучайно ее зачастую оформляли в драгоценный оклад. Богатый убор символизировал торжественные и нарядные врата в нее, наглядно отображающие содержание книги.

Необыкновенно красив оклад Евангелия из музейного собрания. Его орнаментированная золоченая поверхность расцвечена пятьюдесятью двумя дробницами живописной эмали. Они отличаются высоким уровнем исполнения и по своей выразительности близки к портретной миниатюре.

Согласно гравированному тексту, книга первоначально находилась в ныне утраченном саратовском Сергиевском храме. Этим объясняется особенность подбора образов верхней крышки. В ней, кроме традиционных изображений Евангелистов и композиции «Воскресение Христово», представлены «Троица Ветхозаветная», святой Иоанн Креститель, преподобные Сергий Радонежский и его ученик Никон.

Однако особенное внимание обращает нижняя крышка Евангелия, где представлен образ «Рождество Христово» в окружении сорока двух овалов с «портретами» предков Христа по плоти: «Родословие Иисуса Христа, Cына Давидова, Cына Аврамова». В русской иконописной традиции эта композиция получила именование «Древо Иесеево». В основе сюжета лежит текст пророчества Исаии о грядущем Боговоплощении: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произойдет от корня его; и почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11: 1 – 2). Великое событие в истории человечества – рождение Спасителя, – становится доказательством древнего предречения.

В Евангелии содержится повествование от момента пришествия Иисуса Христа в мир до Его Вознесения после крестных страданий, смерти и таинственного Воскресения. В православной традиции Рождество Христово  и Светлое Христово Воскресение почитаются важнейшими событиями евангельской истории, в честь которых христианская Церковь установила Праздники, вошедшие в число двунадесятых. Неслучайно именно эти образы помещены на центральных эмалевых дробницах обеих крышек книги Евангелия из собрания Радищевского музея.

Рождество Христово описано в Евангелии: о нем повествуют, дополняя друг друга, два евангелиста – Матфей и Лука. Кроме того, в Палестине и прилежащих к ней странах существовали апокрифы, предания о рождении и детстве Иисуса Христа. Наиболее достоверными считались те, которые вошли в «Протоевангелие Иакова»; дополненный ими евангельский рассказ и стал основой для изображения Рождества Христова в искусстве. На протяжении многих веков художников разных поколений волновал вопрос созидания этого живущего в вечной памяти, преисполненного величавой тайны события новозаветной истории.

Самые ранние изображения Рождества Христова появились в первые века христианства. До наших дней сохранились фрески в катакомбах Рима и храмовые мозаики, датируемые III – VIII веками. С течением времени в религиозном искусстве выработался стойкий канон, соединивший все эпизоды предания о Рождестве.

Мастер, выполнивший дробницу с образом «Рождество Христово» для оклада музейной книги, несомненно, был знаком с созданными ранее произведениями изобразительного, монументально и декоративно-прикладного искусства и хорошо знал саму евангельскую легенду.

Согласно преданию, Рождество Христово произошло в пещере, как уточняет «Протоевангелие», в заброшенном хлеву неподалеку от Вифлеема. Это великое и радостное событие ознаменовалось появлением на небе необычайно яркой звезды, получившей название Вифлеемской. После чудесного рождения Сына Дева Мария, спеленав, положила Его в ясли, ставшие первой колыбелью для Младенца. Этому событию, свершившемуся в убогой простоте, в пустынной тишине и тайне, радовались вышние силы, прославляли новорожденного сошедшие на землю ангелы. Именно тогда начинает постепенно раскрываться Его величие людям. Первыми поклониться Младенцу Христу пришли со своими стадами пастухи, извещенные явившимся им Ангелом Господним.

На эмалевой дробнице «Рождество Христово» музейной книги представлено оригинальное прочтение евангельского предания, восходящее к западноевропейским иконографиям и не характерное для древней русской иконописной традиции. В основу сюжета положен момент предстояния пастухов Младенцу Христу. Начиная со Средних веков, образ «Поклонения пастухов» стал разрабатываться европейскими художниками в качестве самостоятельного изображения.

В XVIII веке русские мастера активно обращались к западноевропейским гравюрам, посвященным библейским и евангельским сюжетам. К их числу принадлежит графический лист «Рождество Христово» из серии «Жизнеописание Девы Марии» французского гравёра Жака Кало (1592 – 1635) из собрания Государственного Исторического музея (Москва). Аналогичное произведение также хранится в фондах Радищевского музея.

В гравюре представлен эпизод поклонения пастухов Младенцу Христу в пещере. Несмотря на скромную обстановку, торжественность происходящего события подчеркивается свечением, исходящим от новорожденного, и снопом света с небес. Похожее изображение можно отметить на эмалевой дробнице оклада музейной книги Евангелия. Яркий колорит с использованием золотого, малинового, голубого, зеленого цветов придает работе общий праздничный тон.

Сходство есть и в структуре двух произведений. Композиционным центром является образ Пресвятой Девы Марии, торжественно восседающей рядом с яслями, поскольку чудесное рождение Младенца Христа не доставило Ей мук, не утомило Её. В отличие от изображения на гравюре, где передан трепетный безмолвный момент общения Матери и ребенка, на эмалевом образке ощущается некоторая отрешенность во взгляде Пресвятой Богородицы, предчувствующей неизбежные грядущие страдания Сына. Осознанный взор Младенца устремлен на одного из пастухов, преклонившего перед Ним колени.

В обеих композициях рядом с Богородицей подчеркивается присутствие Саломеи-повитухи, первой засвидетельствовавшей чудесное рождение Иисуса Христа. В ее фигуре, жесте левой руки, взгляде передана вся заложенная в произведении экспрессия: сомнение, удивление, восторг, благоговение. Самые ранние известные изображения этого женского образа относятся к  V – VI векам, времени сложения текста «Протоевангелия». Наиболее популярным он был в религиозном искусстве Западной Европы.

Особо необходимо отметить манеру изображения мастером-эмальером фигур персонажей, далекую от традиций древней русской иконописи. Образы, созданные им, отличаются живоподобием, реалистичностью. Без сомнений, дробница была выполнена художником, прекрасно владеющим приемами иконописи Нового времени.  Новорожденный Христос предстает милым младенцем с пухлыми ручками и ножками, Богородица – красивой молодой статной девушкой. Только нимбы над головами святых и витающие над ними херувимы свидетельствуют об их исключительности.

Популярность представленной иконографии в искусстве живописной эмали доказывает серебряная чеканная икона «Праздники», выявленная в собрании Государственного Исторического музея (Москва). Она  украшена тринадцатью эмалевыми дробницами работы московских мастеров середины XVIII века. Образки посвящены главным событиям евангельской истории. В их числе дробница с сюжетом «Рождество Христово», почти полностью повторяющая композицию и манеру исполнения произведения из собрания Радищевского музея.

Таким образом, обращаясь к различным западноевропейским образцам, отечественные мастера открывали для себя новые сюжеты и создавали яркие оригинальные произведения в технике живописной эмали, отражавшие новые художественные тенденции в русском религиозном искусстве XVIII столетия.

Ольга Богатырева, 7 января 2024 год