На Востоке, в частности в Византийской империи, психологическая мысль развивалась в русле психического холизма – рассмотрения души как единого цельного «организма» (да и вообще всего психофизического организма в целом); во избежание соблазна пренебречь каким-либо из «органов» души. Типичным представителем данного направления является христианский психолог периода восточной патристики Макарий Великий, который еще в IV веке глубоко проник в тайны сердца, или, согласно психологической терминологии, бессознательного.
В христианстве, продолжающем архаическую традицию «мистики сердца», сердце есть корень чувственных, желательных и, как это не покажется странным, мысленных сил души, орган восприятия душевных переживаний, единый гармонизирующий орган, и, самое главное, орган получения Божественной благодати. Ни одна из функций душевно-телесного организма человека, будь то познание мира или общение с Богом, не реализуется без участия сердца.
О сердце как о центре духовной жизни человека особенно много говорили те писатели-аскеты, которые разрабатывали теорию и практику умно-сердечной молитвы. Они воспринимали сердце как центр, где протекают все мистические переживания, от мистического восприятия Бога до получения Божественной благодати. Свт. Григорий Богослов говорит: «Приклонись в свое сердце, и ты увидишь небо, потому что врата туда одни – это твое сердце».
«Мистика сердца» Макария Египетского
Преподобный Макарий Египетский Великий (IV век) был одним из первых (если не первым) христианских писателей, продолживших архаическую традицию «мистики сердца». «Мистика сердца» в трактовке Макария Египетского представляет собой противовес преобладавшей в III-IV веках традиции интеллектуализма.
По Макарию Египетскому, в сердце происходит переход (преобразование) душевного в телесное и телесного в душевное, ибо «с сердцем со-проникается и со-растворяется душа». А преподобный Никодим Святогорец добавляет: «Сердце – посредник между телом и умом». Макарий Египетский говорит о начальственной роли сердца в теле, действии через него благодати Божией и нахождении в нем ума (отсюда – «умное сердце»): «На скрижалях сердца Божественная благодать пишет законы Духа и небесные тайны, сердце же начальствует и властвует над всеми органами тела. И если благодать проникла в долины сердца (овладела пажитями сердца), тогда властвует она над всеми органами тела и над всеми помышлениями. Ибо там находится ум и все помышления души и ее чаяния». Представление о сердце как центре душевно-телесного организма человека и вместилище разума, получит дальнейшее развитие в восточно-христианской мистической традиции.
Ефрем Сирин: пребывай в сердце своем, ибо там – Бог
«Царствие Божие внутри вас. Поскольку Сын Божий в тебе, то и Царство Его в тебе. Вот богатство небесное в тебе, если хочешь этого. Вот Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его… Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех… Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог».
«Если хочешь узнать сердечные помышления, обрати внимание на уста. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце, – Христа или что-либо из настоящего века».
«Сердце – Божия обитель, потому имеет нужду в охранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалился из него».
Исаак Сирин: войди во внутреннюю свою клеть
Исаак Сирин, продолжая традицию «мистики сердца», отводит сердцу главенствующую роль во внутренних чувствах души: «Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние (подсознательные) чувства. Потщись войти во внутреннюю свою клеть (сердце) и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и входя в одну, видишь обе».
Свт. Феофан Затворник: в сердце осаждается все, что входит в душу
Свт. Феофан Затворник в своем психологическом труде «Что есть духовная жизнь» пишет, что в сердце осаждается все, что входит в душу совне, а также то, что вырабатывается ее мыслительной (разумом) и желательной (волей) силами, а через сердце проходит все, что обнаруживается вовне. Также сердце чувствует внутреннее состояние души и тела (ср. с главенствующей ролью сердца во внутренних чувствах души у Исаака Сирина).
Сердце как орган гармонизации всех сил человека
Сердце гармонизирует все силы человека, а также выполняет связующую функцию, как между человеком и внешним миром, так и между человеком и Богом. О сердце, как о естественном центре человека и корне всех сил его души, говорит прп. Никодим Святогорец (XIV век): «Сердце является естественным центром человека, … и поскольку оно есть корень всех чувственных и мысленных сил души». По учению же преподобного Макария Великого, как было сказано выше, «сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении» и «с сердцем со-проникается и со-растворяется душа». Обладающий сердцем обладает всем человеком («Сыне, дай мне твое сердце», Притч. 23, 26).
Сердце как жертвенник Бога, где иерей – Дух Святой
Сердце – это место, где дух человеческий энергийно (по благодати, т.е. по действию Божию а не по Его сущности) соприкасается с Духом Святым для получения от Него благодати Божией: «Душа – храм Его (Бога), а сердце – святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там».
Сердце и ум
Ум (дух) и сердце – два различных духовных «органа» Богопознания. Ум через созерцание Бога получает от Него Откровенное знание и наполняется мудростью, а сердце через посредство духовного чувства соприкасается с Богом, получает от Него благодать и исполняется любовью к Нему.
Также добавим, что в своем единстве ум (дух) и сердце образуют так называемого внутреннего человека (см. Послания ап. Павла, например Рим. 7,22, Еф.3,16). Под внутренним человеком следует понимать семя будущей вечной жизни, которое в жизни земной должно прорасти, преобразиться и сделать человека готовым для жизни с Богом: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор.4,16).
Сердце и грех
Сердце может стать вместилищем грехов и через это служить источником греховных помыслов: «око сердца (ум) облегается вокруг покрывалом тьмы, огня мирского духа, и оно не позволяет как уму предстоять пред Богом, так и душе по собственной воле или молиться, или веровать, или любить Господа». Ум у Макария Египетского – это «око сердца», которым сердце надзирает над своим огромным внутренним миром и жизнью.
Ефрем Cирин говорит о привязанности сердца к земному, а также о греховном иссушении сердца: «Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы привязывают к вещам земным. А когда пренебрежет оно тленным, тогда примет нетленное. Как от инея и снега вянет трава, так грех иссушает сердце в делающем грех». Затем он добавляет, что сердце может стать как источником жизни, так и смерти: «Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни, потому что от него исходит доброе. Но как скоро уклоняется от Бога и делает беззакония, – становится оно источником смерти, потому что из него исходит злое».
Сфера греховного, где зарождаются «немотивированные» греховные помыслы, залегает очень глубоко в сердце, т.е. в глубинных пластах личного бессознательного. Об этом символически-поэтическим языком пишет Макарий Египетский: «ибо сердце – малый сосуд; но там есть змии, там есть львы, там есть дикие звери и все сокровища порока; там пути негладкие и стропотные, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть все. Ибо есть и такие, внутри которых пребывает и порок; и в одном сердце действенны два рода жизни – жизнь света и жизнь тьмы».
Некая незримая и «тонкая сила тьмы» и «бесконечное множество демонов» наполняют сердце. Их непрестанная греховная деятельность ведет к тому, что «истинная смерть – внутри, в сердце». Исполненное грехами, с поврежденной грехом душой и умом и волей, т. е. с мертвой душой, мертвым умом и волей, сердце – не что иное, как «гроб и могила» и ад. Преподобный Макарий говорит: «В том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым».
В сердце человека постоянно идет борьба добра со злом. Греховные помыслы, проникшие в сердце, могут вновь выйти оттуда во время искушения.
Очищение сердца
Чистота сердца по Исааку Сирину: «Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем. Чистота есть забвение способов ведения через естество, заимствованных от естества в мире. А чтобы освободиться от них и стать вне их, вот сему предел: прийти человеку в первоначальную простоту и первоначальное незлобие естества своего и сделаться как бы младенцем, только без младенческих недостатков». Только умно-сердечная молитва оживляет дух человеческий, воскрешает сердце от духовной смерти и дарует человеку жизнь духовную.
Источники сил для сердца
На духовном уровне сердце через общение с Богом приобретает духовную энергию (благодать) для преображения (обожения) человеческой природы. Сердце же духовно отчужденного от Бога человека пытается черпать необходимые ему силы в мире материальном, и человек привязывается к последнему «всем сердцем». По причине греховной поврежденности человек может пытаться черпать силы даже в грехе, доходя иногда до осознанного общения с бесами.
Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и, главное, сильным желанием доброго дела. Добрый и боголюбивый человек, истинно познавший Бога, покоя себе не дает, делая все без исключения угодное Богу. Но такие мужи редко встречаются, например, преподобный Антоний Великий.
Кандидат физико-математических наук,
магистр теологии Алексей Клецов, 28 августа 2023 г.