«Святая Русь-земля всем землям мать;
на ней строят церкви апостольские,
богомольные, соборные» Толстой А.К.
За долгие годы в фондах Радищевского музея сформировалась интересная коллекция произведений графического искусства, посвященная теме сохранившихся и утраченных храмов города Саратова. Она представлена работами нескольких поколений художников XIX – XXI веков. Более тридцати листов оригинальной и печатной графики раскрывают многовековую историю культовой архитектуры города.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/1.-CHechnev-A.N.-Vid-na-Troitskij-sobor.-1939.-Bumaga-tush-pero-karandash.jpg)
Как известно, Саратов был основан в 1590 году и являлся форпостом восточной окраины государства. По сложившейся древней традиции русские православные люди, где бы они ни жили и в каких бы местах ни селились, не мыслили свою жизнь без церковного богослужения и храма. Так более четырехсот лет назад появилась в саратовской крепости первая деревянная церковь – светоч православной веры в диком степном краю. В народной памяти до сих пор живет прекрасная легенда о первых поселенцах города, стрельцах-москвичах, пожелавших иметь на чужбине храм, именованный в честь величайшей древней святыни Руси – Троице-Сергиевой Лавры.
В настоящее время величественный Свято-Троицкий собор, выстроенный в камне на рубеже XVII – XVIII веков, является не только самым древним сохранившимся памятником культового зодчества Саратова, но и своеобразным духовным символом города. Неслучайно его образ является одним из излюбленных в творчестве различных мастеров графического искусства.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/2.-Morozova-Ekkert-E.G.-Staryj-sobor.-1945.-Sepiya.jpg)
К числу ранних музейных работ, посвященных облику главного храма города, принадлежит произведение «Вид на Троицкий собор» (1939) саратовского художника Александра Никитича Чечнева (1907–1995). Не секрет, что в период с февраля 1936 по октябрь 1942 года храм был закрыт для верующих и фактически находился на грани уничтожения. Возможно, такое положение дел побудило художника обратить внимание на красоту старинного церковного здания, заметить его органическую включенность в городской пейзаж.
Свой бесценный вклад в сохранение памяти об облике Свято-Троицкого собора внесла уроженка Санкт-Петербурга, художница Елена Георгиевна Эккерт (Морозова) (1903–1990), связавшая свою жизнь на долгие тридцать пять лет с Саратовом. В серии «Старый собор» (1945) она не только воспроизвела знакомые архитектурные формы, но и создала позитивный, светлый образ, к тому времени уже действующей, церкви. Это произведение, как, вероятно, и рисунок «Старый собор и угол Краеведческого музея» саратовского мастера Евгения Федоровича Тимофеева (1910–?), были выполнены для неопубликованной книги из серии альбомов «Родные города», посвященной Саратову.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/3.-Timofeev-E.F.-Staryj-sobor-i-ugol-Kraevedcheskogo-muzeya.-Bumaga-tush.jpg)
Несомненно, одним из шедевров современного графического искусства является офорт «Троицкий собор» (2010), виртуозно исполненный художником Вячеславом Николаевичем Морковиным (род. 1954) [4]. Эта панорамная работа представляет Свято-Троицкий храм как живую саратовскую легенду, связавшую прошлое и настоящее. Мастер заставляет вглядеться в известный архитектурный силуэт и восхититься необычайным величием и красотой собора, возвышающегося над необозримыми просторами Волги.
В начале XX века помимо Свято-Троицкого храма в Саратове насчитывалось более двух десятков церквей: Александро-Невский кафедральный собор, Вознесенско-Горянская церковь, Князе-Владимирская церковь, Духосошественская церковь и многие другие. Однако в годы советской власти большая часть городской культовой архитектуры была уничтожена.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/4.-Morkovin-V.N.-Troitskij-sobor.-2010.-Ofort.jpg)
Значительной потерей Саратова по праву можно считать безвозвратно утраченный в 1930-х годах величественный Александро-Невский кафедральный собор, великолепное архитектурное сооружение русского зодчего Василия Петровича Стасова (1769 – 1848). Храм-памятник был заложен в 1815 году по инициативе горожан в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В народе церковь именовали «Новый собор». Именно так называется миниатюрный офорт художника-графика Алексея Ильича Кравченко (1889 – 1940), исполненный весной 1916 года. В это время художник, будучи на службе в действующей русской армии, прибыл в отпуск в Саратов. Возможно, радость встречи с семьей и родным городом после долгой разлуки послужила импульсом к созданию этого графического произведения. В нем мастер запечатлел уютный уголок сада «Липки» и узнаваемые очертания храмового здания, словно притаившегося за ветвями молодых деревьев.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/5.-Kravchenko-A.I.-Novyj-sobor-v-Saratove.-1916.-Ofort.jpg)
Тема сохранения памяти о культовом зодчестве Саратова стала отчетливо звучать в 1980-е – начале 1990-х годов – в период постепенного возрождения православия в России. В музейном собрании это время отмечено работами мастера офорта Николая Александровича Белавина (1912 – 1993) и саратовского художника-графика Валентина Григорьевича Евграфова (1930 – 2002). Открыв для себя своеобразие и богатство русской религиозной архитектуры, художники создали ряд обширных графических серий, посвященных церквям и храмам Саратова, уцелевшим в перипетиях истории.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/6.-Belavin-N.A.g.-Saratov.TSerkov-Utoli-moya-pechali.1991-1992.-Ofort.jpg)
По преданию, предмет зрелого творчества Николая Александровича Белавина определило личное воспоминание о трагической гибели храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 года. Тяжелые жизненные испытания помогли художнику понять свое истинное предназначение – посредством искусства сохранять память о русской церковной архитектуре.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/7.-Belavin-N.A.-g.-Saratov.-Pokrovskij-sobor.-XIX-v.-1983.-Ofort-akvatinta.jpg)
В музейном собрании особый интерес представляют гравюры из уникального графического альбома «Возрожденные храмы Саратовской епархии», выполненные Н.А. Белавиным в 1979 – 1992 годах. Из двадцати четырех произведений семь посвящены ныне действующим храмам города. Монохромные, тщательно проработанные изображения, будто фотографические снимки, фиксируют определенный момент жизни каждого известного архитектурного сооружения.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/8.-Evgrafov-V.G.Troitskij-sobor.-1990-1991.-TSv.-linogravyura.jpg)
Глубоким смыслом наполнен графический лист с образом Покровской церкви, выполненный в смешанной технике офорта и акватинты. В сплетении слегка размытых линий и пятен Н.А. Белавину удалось передать идею быстротечности и зыбкости времени. Художник не только документально запечатлел внешний облик полуразрушенного здания, но, прежде всего, смог разглядеть его былую красоту и выразить надежду на преображение в будущем. О чуде возрождения Покровского храма лаконично сообщил в своем дневнике известный церковный деятель XX века Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (1923 – 1993): «18 апреля 1992. Суббота… В 17 часов состоялось освящение Покровской церкви в Саратове. Сказал проповедь о Лазаре, воскрешенном из мертвых, – так и церковь воскресла из мертвых».
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/9.-Evgrafov-V.G.-Byvshaya-tserkov-Serafima-Sarovskogo.1990-1991.-TSv.-linogravyura.jpg)
Творческие устремления художника Валентина Григорьевича Евграфова отражены в двух десятках монохромных и цветных линогравюр нескольких художественных серий «Саратов» (1986), «Все, что осталось» (1990 – 1991) и «Волжский район» (1996). Каждая работа – результат кропотливого труда и глубоких размышлений мастера. Обращение художника в своем творчестве к теме сохранения религиозного архитектурного наследия – знак особого внимания и уважения к истории самого города. Влюбленный в родной Саратов, В.Г. Евграфов художественно преобразил его в своих произведениях. Он смог не просто увидеть, а, скорее, почувствовать в цвете особую поэтику и очарование городcкой архитектуры. Понимая культурно-историческую значимость каждого сохранившегося объекта культового зодчества, художник приложил колоссальные усилия по защите от уничтожения северных ворот ограды утраченного Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря – обители, основанной в XVII веке. В музейном собрании представлен графический лист с образом чудом уцелевшей арки.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/10.-Evgrafov-V.G.Glavnye-vorota-byvshego-Krestovozdvizhenskogo-monastyrya.-1990-1991.-TSv.-linogravyura.jpg)
Тему истории саратовских монастырей продолжает самое раннее произведение коллекции – масштабная гравюра «Вид Спасо-Преображенского монастыря» (1818) Ивана Алексеевича Иванова (1779– 1848), мастера перспективной живописи, архитектора, академика Императорской Академии художеств. Как известно, Спасо-Преображенский мужской монастырь ныне является самой старейшей действующей обителью Саратова, основанной более трехсот лет назад. Произведение художника – уникальное документальное свидетельство облика существовавшего грандиозного монастырского комплекса. Остался в веках запечатленный в гравюре несохранившийся соборный Спасо-Преображенский храм, выстроенный во втором десятилетии XIX века у подножия Лысой горы по проекту петербургского архитектора Луиджи Руска (1762–1822).
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/11.-Ivanov-I.A.-Vid-Saratovskogo-Spaso-Preobrazhenskogo-monastyrya.-1818.-Gravyura-na-medi.jpg)
В 2020 году в музей поступил интересный рисунок карандашом «Саратов. Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (2017) современного петербургского художника Александра Олеговича Флоренского (род. 1960). Известно, что произведение было выполнено с натуры в период пребывания мастера в Саратове. Прежде всего, в данной работе привлекает внимание необычное авторское прочтение архитектурного образа и оригинальное исполнение. Однако важным остается то, что этот памятник новейшего времени воплощает собой идею преемственности сложившейся традиции запечатления в художественных произведениях облика саратовской религиозной архитектуры.
![](https://trsobor.ru/wp-content/uploads/2023/08/12.-Florenskij-A.O.-Saratov.Hram-ikony-Bozhiej-Materi-Utoli-moya-pechali.-27.04.2017.-Bumaga-karandash.jpg)
В настоящее время общероссийская проблема сохранения культового историко-культурного наследия актуальна и для Саратова. В этой связи велика ценность художественных памятников, отражающих многовековую историю храмового зодчества города. Произведения из собрания Радищевского музея являются убедительным примером необходимости сохранения для потомков памяти об утраченной и сохранившейся церковной архитектуре Саратова. Общенациональное значение этого неоценимого вклада в формирование понимания православного храма как памятника вечности, хранителя духовности и культуры русского народа.
Ольга Богатырева, научный сотрудник
Радищевского музея г. Саратова, 28 августа 2023г.