Хор и православное богослужение

«В самом деле, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь» (свт. Иоанн Златоуст).

Церковное пение –  красивое и сложное искусство. Cтрогая дисциплина регента, четкая артикуляция, умение читать музыкальные тексты, предельное внимание к партнерской и своей голосовым партиям – это еще не всё. Хор – это душа православного богослужения.

Что значит хор для Православной Церкви? В первую очередь, именно это отличает наше богослужение от западного. Сохраняя древнюю христианскую традицию, мы хвалим Бога только живым голосом, тем нерукотворным инструментом, который сотворил и дал нам Сам Господь. Литургический возглас «Твоя от Твоих» означает: «Господи, мы Тебе приносим жертву тем, что Ты нам дал». Эта глубокая религиозная мысль находит свое выражение и в богослужебном пении.

Хоровая духовная музыка наиболее сильно воздействует на человека. Что заставляет сердце христианина плакать на службе в Великий Четверг? Молитвенно спетое хором «Вечери Твоея тайныя» композитора Львова или напева Троице-Сергиевой лавры. А торжественное пение «С нами Бог» Зиновьева или напева Соловецкого монастыря на великом повечерии Рождества Христова и Богоявления наполняет сердца торжеством и радостью.

Из истории

Русская певческая традиция имеет богатую тысячелетнюю историю. Певческое искусство в России преодолело огромный путь развития от одноголосного, знаменного пения (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записывалась музыка), сложившегося на основе византийской церковной культуры, до пения партесного (от лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основу которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции – пение по партиям. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать 48.

Что такое вообще партес? Это просто многоголосье, а вовсе не нечто звучащее с двумя хорами и с медным духовым оркестром! Монодийные произведения, которые многие призывают во всех храмах петь, скучны на современный слух, и ухом обычного прихожанина будут тяжело восприниматься. Очень хорошо знаменные распевы идут к службе, но в гармонизации, причем современной. К чему привыкло ухо? Все-таки прошло много веков, и музыка изменилась. А партес, как его воспринимают прихожане, тоже бывает разный: есть молитвенный, а бывает, и нет.

Партесная музыка развивалась на территории России более 300 лет, и в этом процессе участвовали великие русские композиторы – Чайковский, Мусоргский, Танеев, Свиридов, Рахманинов – все обязательно писали для Церкви. Люди, наделенные Богом мощнейшим талантом, обязательно служили Ему, создавая шедевры духовной музыки, которые знает, любит и поет весь мир.

Наш хор

Пение на клиросе – это непрерывная молитва, причем это диалог. Есть священник, который дает возгласы, а клирос – это организм, который за всех молящихся в храме, сколько бы их ни было – сто или тысяча, произносит слова молитвы.

В нашем соборе существует профессиональный праздничный хор, состоящий из 25 певцов.

Обычно музыканты, профессионально поющие люди, очень чутки как к чужой фальши, так и к критике в свой адрес, поэтому певчим на клиросе бывает трудно друг с другом. Есть даже особое духовное явление – клиросные искушения. К счастью, такого наш хор почти лишен, это дружный коллектив, в котором царит семейная атмосфера. Наши певцы трудятся по велению сердца.

Основная часть праздничного хора – это выходцы из стен Саратовской государственной консерватории, а это значит, что у большей части певцов высшее музыкальное образование. Высокий уровень профессионализма наших певчих позволяет браться за репертуар любой сложности!

Человек – это инструмент. Далеко не каждого Господь наградил музыкальными талантами и способностями. У каждого из нас есть какое-то предназначение. И хорошо, когда данный Богом талант используется по прямому назначению – славить им Господа. Трудиться.

Профессионалы-хоровики постоянно трудятся над новым репертуаром, стремятся к исполнению сложных, интересных произведений, от сложного многоголосия до знаменных распевов. К примеру, Великим постом мы слышим в нашем храме много прекрасных образцов знаменного распева, а в праздничные дни можем насладиться творениями несравненных мастеров духовного концерта XVIII – XIX вв. – Д. Бортнянского, А. Веделя и др.

Репертуар для хора подбирает в основном регент, ориентируясь на сложившиеся многолетние традиции нашего собора, на свой музыкальный вкус, и исходя из предпочтений и пожеланий служащего священника.

Коллектив старается сохранить в своем творчестве лучшие традиции православного пения, используя возможности смешанного хора – яркость и свежесть музыкальных красок – для создания молитвенного настроя богослужения.

Помимо участия в богослужении, хор ведет концертную деятельность, активную библиотекарскую и научную работу в целях сохранения исторической традиции певческого искусства нашего храма. Пение – это огромный труд, а хорошее пение хора в храме – залог того, что он всегда будет полон прихожан.

Регент

Роль регента в православном богослужении крайне важна. Регент – это посредник между алтарем и хором. Он, в первую очередь, должен быть профессиональным музыкантом.

Хор, по сути – многострунный инструмент, и чтобы каждую струну настроить… надо потрудиться. Потому что невозможно залезть рукой в чужой голосовой аппарат, настроить там всё как надо, и каждый раз, как певчий приходит, ты просто включаешь кнопку – и всё, он поет как положено. К сожалению, это невозможно. Поэтому на плечи регента ложится огромная ответственность за качество исполняемой музыки и плавный ход богослужения.

Регент должен слышать всех и каждого, чтобы, если надо, во время пения подсказать что-то певцам, он должен быть воцерковленным человеком, должен понимать, в чем смысл его служения, дабы это донести и хору. И, конечно, это должен быть еще и педагог. Потому что хор – это самый уникальный инструмент, это собрание личностей настолько, порой, разных, что приходится временами быть и психологом.

В 2011 г. по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина руководителем праздничного хора нашего собора был назначен Михаил Толчин – дирижер с большим опытом клиросного служения и работы с хором.

Наталья Гребенюк, певчая праздничного
хора Свято-Троицкого собора