Духовное музыкальное творчество С.А. Дегтярева

2012-06-13-1Как часто на богослужениях мы слышим то или иное песнопение, которое трогает нас до глубины души. Мы вслушиваемся в мелодию этого произведения, в его колорит, оно будто проникает в наше сердце, становится созвучно нашему духовному настроению. Мы ждем его повторного исполнения на следующих службах, порой ничего не зная о человеке, создавшем это произведение. Мы даже не подозреваем о судьбе его творца – был ли он знаменит при жизни или его судьба протекала бесславно, известно ли это сочинение широким кругам слушателей или это произведение исполняется впервые…

Многим прихожанам нашего храма знакомо яркое, торжественное песнопение «Преславная днесь…», исполняемое на Божественной литургии праздника Пятидесятницы. Это достаточно известное сочинение, написанное в концертном, бравурном стиле, популярное как среди любителей церковного музыкального искусства, так и на концертных площадках хоровой музыки. Автором его является церковный композитор второй половины 18 в. Степан Аникеевич Дегтярев – человек очень сложной судьбы, богатой творческими взлетами и падениями.

Современник Д. Бортнянского, ровесник Н. Карамзина, Степан Дегтярев (или, как он подписывался, Дехтярев) занял в истории русской музыкальной культуры заметное место. Автор многих хоровых концертов, уступавших, по мнению современников, лишь сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории («Минин и Пожарский»), переводчик и комментатор первого на русском языке универсального труда по музыке (Трактата В. Манфредини) – это далеко не все заслуги Дегтярева.

Родился Степан Аникеевич в 1766 г. в семье крепостных графа П. Шереметьева в одном из его имений Курской губернии. Граф был любителем музыкального искусства и имел свою домашнюю хоровую капеллу. При капелле существовала певческая школа, которая выявляла талантливых детей с хорошими певческими данными и давала юным хористам начальное музыкальное образование и вокальные навыки. Выполняя один из «заказов» для капеллы, комиссия остановила свой выбор на семилетнем Степане Дегтяреве. Мальчик был зачислен певчим в хор при домовой церкви, одновременно выступал в спектаклях домашнего крепостного театра. Шереметьевы заметили дарования юного музыканта и постарались дать ему лучшее по тем временам музыкальное и гуманитарное образование. Его учителями стали крупнейшие итальянские музыканты, работающие в России – Антонио Сапиенце и Джузеппе Сарти (последний был личным другом графа Шереметьева). Дегтяреву разрешено было посещать лекции в Московском университете. По окончании обучения его назначили «учителем концертов» с фактическим исполнением обязанностей капельмейстера, музыкального руководителя хора и домашнего театра, музыкального редактора и композитора, дирижера и актера.

Это была пора расцвета капеллы графа Шереметьева. Хоровой коллектив капеллы состоял приблизительно из сорока человек, тщательным отбором которых занимался сам Дегтярев. Помимо этого он выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению хористов, создавал для капеллы собственные сочинения. При нем капелла выросла профессионально и даже составила конкуренцию придворной капелле, возглавлял которую сам Д. С. Бортнянский. Век спустя, анализируя творчество Дегтярева, С. В. Смоленский писал: «…удивительна здесь (в хоре Шереметьева) очевидность богатейших голосов, для которых писал Дегтярев, видна и отличная техника, к которой привык Дегтярев и которую он требовал от исполнителей своих произведений». Помимо богослужений в домашней церкви и выступлений в оперных спектаклях, хор вёл активную концертную деятельность, гастролируя по соседним графствам и на московских концертных площадках.

В конце 90-х годов интерес к домашнему графскому театру и капелле стал постепенно охладевать. Половина хористов была переведена в лакеи и дворовые, другие были отправлены на родину, концерты практически прекратились. Хор сократился до девяти человек, остались лишь голоса для проведения служб в домашней церкви. В капельмейстере Дегтяреве нужды не стало, ему назначили небольшую пенсию и отправили в Курскую губернию руководить небольшим хором у одного из помещиков. Годы плодотворного труда и всеобщего признания завершились нищетой и болезнью. К тому же обещанную вольную граф Шереметьев композитору так и не подписал, Дегтярев умер, оставаясь крепостным. Долгожданная вольная была дана семье музыканта сенатом лишь через два года после смерти композитора.

Наиболее значительная часть музыкального наследия Дегтярева – православные духовные сочинения. В настоящее время известны 105 произведений, из них 76 духовных концертов на церковно-славянские тексты для хора без сопровождения, несколько Литургий, цикл всенощного бдения, несколько циклов ирмосов и множество одночастных песнопений для различных видов православных богослужений. Долгое время сочинения композитора не издавались. Тем не менее они продолжали звучать в стенах православных храмов и распространялись в рукописном виде. Песнопения Дегтярева пользовались популярностью в Москве и ее провинциях в течение всего 19 в., а отдельные концерты исполняются в храмах и в концертных программах и по сей день.

Вопреки обстоятельствам жизни, но в соответствии с господствовавшей этикой музыки конца 18 в., в сочинениях композитора преобладает мажорный гимнический тон (хотя весьма впечатляют моменты скорбной лирики его отдельных песнопений). Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицистскому, который автор перенял у мастеров итальянского музыкального письма. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени. Но при всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, легкая сентиментальность звучания.

Рассматривая духовные концерты Дегтярева, следует отметить, что композитор при сравнении с его современниками выделяется большим вниманием к тексту песнопений. В качестве основы для своих концертов он избирал стихиры, ирмосы, тропари канонов, в то время как большинство композиторов той эпохи предпочитало тексты, самостоятельно составленные из стихов Псалтири. С другой стороны, перу Дегтярева принадлежит концерт «Гряди, гряди от Ливана, невесто», текст которого не находится в богослужебных книгах и, вероятно, составлен самим автором. Он представляет собой свободную «импровизацию» на тему библейской Песни песней, однако лишен ее богословского содержания. Такое произвольное сочинительство текстов для духовных концертов было настолько распространено в ту эпоху, что потребовалось издание императорских указов и синодальных постановлений, чтобы ограничить этот произвол среди церковных композиторов.

Все концертные песнопения Дегтярева требуют большого, хорошо обученного певческого коллектива. Они отличаются мастерством исполнения и эффектностью звучания. Из сохранившихся духовных концертов композитора широкой известностью пользуются рождественское песнопение «Небо и земля…», крещенское «Днесь Христос на Иордан прииде креститися», в праздник Рождества Богородицы «Сей день Господень…», на Михайлов день «Срадуйтеся нам…», концерт святителю Николаю, пасхальный «Днесь всяка тварь…» и, наконец, один их лучших образцов – «Преславная днесь…», исполняемый на День Святой Троицы.

В основу Троицкого духовного концерта Дегтяревым положены богослужебные тексты двух хвалитных стихир, взятые из всенощной Пятидесятницы. Первая стихира использована полностью, текст второй трактован более свободно, взяты лишь отдельные ее строки. Композиция концерта определяется содержанием текста. За торжественным вступительным зачином «Преславная днесь…» следуют удивительные хоровые переклички на словах «во огненных языцех» – кажется, будто языки пламени взметаются все выше и выше… Медленная вторая часть концерта («Глаголет бо собранным учеником Христовым…») – это степенное, неторопливое повествование евангелиста Луки, в котором рассказывается: «бысть шум, якоже носиму дыханию бурну». Наконец, самая яркая по изобразительности – третья часть концерта «И вси начаша глаголати…» Здесь хористы обязаны выполнить указания самого Дегтярёва и добиться при исполнении «таинственного» выступления всех четырех партий, чтобы на словах «странными глаголы…» возник эффект внезапности, «странности», необычности (ведь люди начали говорить на разных, непонятных друг другу языках). Заключительные эпизоды концерта посвящены Святому Духу, Который «бе убо присно, и есть, и будет», «Самоблагий, и Источник Благостыни» – это гармоничное завершение всего песнопения, не имеющего аналогов в русской церковной музыкальной литературе.

В целом на примере жизни и творчества Степана Аникеевича Дегтярева можно сказать о том, насколько сильный духом был этот человек. Он оставался верен своему делу всю жизнь, смиренно и кротко выполняя обязанности крепостного регента и композитора. Он видел свою жизнь в служении Богу, поэтому преодолевал трудности жизни и крепостничества как данные свыше. За что получил посмертную награду – признание и новую жизнь его духовных музыкальных произведений, а это для любого композитора – самое главное.

Вера Попечителева