Дети нашего прихода

TL11str7_0Прихожане Свято-Троицкого собора привыкли по воскресным дням видеть на Литургии группу ребят во главе с педагогом. Это дети из интерната №5 г. Саратова. Вот уже третий год они занимаются в отдельной группе воскресной школы собора. О трудностях и радостях, о праздниках и буднях этой группы рассказывает их педагог Галина Федоровна Бутаева.

Немного истории

Воцерковление детей из пятого интерната началось пять лет назад. Духовные чада ныне покойного игумена Бориса (Храмцова) брали детей из младших классов и по воскресеньям водили их на Литургию в Духосошественский собор, готовили к Причастию. Постепенно у детей возникло желание не просто посещать храм, но и заниматься в воскресной школе. Два года назад группа ребят разделилась: старших детей стали водить в женский Свято-Алексиевский монастырь, а младших – к нам, в Свято-Троицкий собор. Вначале ребята пробовали заниматься в младшей и средней группах воскресной школы собора. Но затем преподаватели поняли, что материал, который изучают в этих группах, слишком сложен для интернатских ребятишек. К ним нужен совершенно особый подход. И вот, по благословению нашего настоятеля игумена Пахомия, в октябре 2006 года была создана новая группа.

Дети пятого интерната – особые. Они слабо развиты, нервно-возбудимы и при этом духовно больны. Этих детей воспитала их среда.

Прежде чем начать занятия с ними, мы много общались и с педагогами интерната, и с теми православными людьми, которые водили их к Причастию в течение трех лет. Даже имея опыт работы в воскресной школе, я составляла программу с большой осторожностью.

Учимся вместе

Занятие разделено на три части: Закон Божий, пение, творческая часть, в которую входят рисование, лепка, аппликация. Но самое главное – это посещение храма, соборная молитва и Причастие. Кроме того, ребята принимают участие в приходских праздниках: учат стихи, песни.

На занятиях в воскресной школе мы обсуждаем многие вопросы, особое место уделяем Евангелию и заповедям Христа, учимся жить по этим заповедям. В этом нам помогают представители молодежной группы нашего собора. Они не только водят детей в храм и на занятия, но и много общаются с ними. На творческих занятиях взрослые объединяются с детьми. И совместная работа еще более сплачивает детей между собой. Обязательно отмечаем на уроке взаимовыручку, доброту, слаженность работы в группе, сердечность в отношениях.

Дети завели тетради, в которых отмечают свои хорошие и плохие поступки. О хороших мы читаем вместе, а записи о плохих служат для подготовки к Исповеди. Есть у каждого тетради для занятий, где мы записываем ключевые слова, понятия, о которых говорим на уроках. Тетради мы храним в соборе, так как в интернате их рвут, портят. Так произошло с детскими молитвословами, поэтому мы не дарим детям подобные книги, иконы.

Меня искренне радует, когда дети рассказывают, как вместе читали детское правило к Причастию. А ведь некоторые из них еще не умеют читать. Обратите внимание, как стоят ребята на службе! Не каждый домашний ребенок сможет так. Обращаюсь с просьбой к нашим пожилым прихожанам – дайте возможность детям следить за подсвечниками, убирать свечи во время службы. Мы объясняем им, что свеча – дар Богу, маленький огонек веры ее поставившего. И каждый раз на это служение назначаются лучшие ребята.

Я видела этих детей в храме три года назад. Они бегали по храму, попрошайничали около свечной лавки, иногда запускали руку в чужой карман – все это было, да и сейчас иногда случается. Но поверьте, они меняются, они стараются исправиться, хотя им очень тяжело.

Добро с рассуждением

Самая большая беда в том, что эти дети растут потребителями. Их одевают, их кормят, за них все решают, они – «государственные». И наша задача – научить их жить по-другому. Научить их вере в Бога, любви друг к другу, научить их молиться, отвечать за свои поступки, дать им духовный стерженек. Мы должны рассказать им про трудности, которые ожидают их на жизненном пути. Ведь вы понимаете, что только с верой в Бога они смогут выстоять. И это задача не только наших батюшек и учителей воскресной школы, но всего нашего прихода, всех неравнодушных людей.

Однако все, кто хочет принять участие в судьбе интернатских ребят, должны понимать специфику работы с ними. Эти дети лишены родительской любви, поддержки и потому болезненно ревнивы. Из их группы ни в коем случае нельзя никого выделять. Ребята завидуют «любимчикам», бьют их.TL11str7_1

Иногда наши прихожане, искренне желая сделать добро, начинают дарить подарки понравившимся им детям. Но, сами того не понимая, они своим добрым поступком в отношении одного ребенка причиняют боль всем остальным. На уроках в воскресной школе я рассказываю детям, что Бог есть Любовь, и любит Он всех одинаково. И вот, приходя в храм, они видят, что кто-то из них пользуется большей любовью и заботой. А ведь мы, взрослые, должны показать этим детям пример настоящей христианской любви друг к другу, поддержки и взаимопомощи.

С надеждой на помощь

Хочу низко поклониться за ребят тем людям, которые оказывают всей нашей группе помощь: кто-то деньгами, кто-то вещами, кто-то сладостями. Но хотелось бы попросить не дарить детям в пост конфеты. Ребята находятся в государственном учреждении и не могут соблюдать посты. Поэтому в дни поста, особенно Великого, подарите лучше что-нибудь другое.

Конечно, нам очень нужна ваша помощь – нам нужны фломастеры ярких цветов, бумага, ножницы, ручки, тетради. Никакие канцтовары не станут лишними, В интернате все это в большом дефиците. У многих девочек нет юбок, чтобы ходить в храм. Носки и перчатки мы покупаем, но очень часто их воруют в интернате. В один из морозных дней мы даже не смогли по этой причине взять детей в храм.

В нашей группе детям запрещено что-то брать лично. Личное поздравление в день рождения и день Ангела – это подарок от храма, значит, Божий дар.

Да, с этими ребятами очень непросто, они трудные. У меня, бывает, опускаются руки. Но поверьте, посещение храма и воскресной школы для них такая радость! Давайте вместе продлевать эту радость, помогать, воспитывать их, не будем равнодушными.

 Галина Бутаева

преподаватель воскресной школы Свято-Троицкого собора