Притча о неверном управителе – одна из притч Господа нашего Иисуса Христа, которую передает нам евангелист Лука (Лк. 16, 1–9). Напомним себе о ее смысле, поскольку данная притча вызывает наибольшее количество вопросов и недоумений. «Из всех притчей Спасителя эта, кажется, самая трудная…» – писал свт. Феофан Затворник. Понять ее суть (в свете Предания Церкви) нам помогает священник Андрей Фомин.
В притче повествуется о нанятом богатым господином домоуправителе, который был уличен в растрате вверенного ему имущества. Тогда управитель говорит про себя: «Что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дома свои, когда отставлен буду от управления домом». (Лк. 16, 3,4). После чего управитель призывает должников своего господина и переписывает их долговые расписки, исправляя суммы большего долга на меньший. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк. 16, 8–12).
По содержанию самой притчи всё более или менее ясно. Недоумение вызывает ее заключительная часть: И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам, – добавляет Сам Спаситель, – приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Неужели господин похвалил неверного домоуправителя за то, что тот ловко смошенничал, за его же счет приобретая себе друзей? Разве Сам Господь может предлагать Своим ученикам приобретать себе друзей богатством неправедным? Возможно ли это? Конечно же, нет. В этом и заключается неправильное, буквальное понимание слов притчи и связанной с ней заповеди Спасителя. Нужно искать иной смысл.
Для начала вспомним, что данная притча была обращена не к апостолам, а к ученикам, в числе которых были мытари и грешники. Также ясно из содержания этой притчи, что Спаситель обращается именно к мытарям –сборщикам податей и прочим грешникам. Про мытарей и грешников Христос уже отвечал фарисеям на укорения Его за то, что Он ест и пьет с мытарями: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9,12–13). Понятно, что, услышав такие поистине утешительные слова, грешники стали неотступно следовать за Спасителем, чтобы услышать спасительное учение.
В древние евангельские времена в Иудее был класс людей, который отличался любостяжательством и ростовщичеством. Представители этого класса свободно брали себе огромные надбавки, и это считалось нормальным, даже похвальным. Занимавшиеся этим наживали себе большие богатства. Их называли «князьями». «Иерусалимские князья» своей нечестной торговлей обзаводились дворцами, садами, имениями. Наряду с этим богатством была большая нищета. Бедных было больше, чем богатых. Неимущие кормились около богачей, брали в аренду землю, сады, поля и платили за аренду не деньгами, а продуктами. Князья-хозяева сами не справлялись со своими большими имениями и потому нанимали приставников-управителей, которым назначали жалование от аренды, однако в подробности ведения ими дел часто не входили. Нанимаемые управители пользовались этим и взимали с арендаторов больше, чем назначал хозяин, забирая себе всё лишнее.
Догадливость управителя в притче в том, что он, после уличения его в растрате, прощает должникам господина ту сумму, которую сам же и надбавил, планируя получить собственную выгоду; соответственно, при этом не происходит никакого убытка хозяину. Эта произвольная тайная надбавка управителя и является неправедным богатством, т.е. неправедно нажитым; и то, что управитель вовремя отказывается от этого неправедного богатства ради приобретения себе друзей «на черный день», характеризует его как человека догадливого. Должники не знали, что он сбавляет им только то, что раньше сам же прибавил в свою пользу, вероятно, они думали, что он рискует местом, из дружбы к ним обманывая своего хозяина.
Теперь, когда содержание и смысл притчи стали понятны, подумаем, какое отношение данная притча может иметь к нам, современным христианам?
Богатый господин в притче – Бог. Управитель – это каждый человек. Господь Бог – податель всякого блага, Творец всего сущего, Он обладает всем. Каждый из нас подобен управляющему, у которого нет ничего своего. Способности и таланты, силу и здоровье, материальный достаток, даже время жизни мы привыкли считать своим достоянием, но это всё не наше – это блага Милосердного Бога. Однако каждый из нас по-своему расточает богатства своего господина. Данной притчей Господь учит нас правильно распоряжаться вверенным нам богатством, Он ожидает от нас, чтобы мы в каком-то смысле поступали подобно неправедному управляющему, расточали имение не в свою пользу, а проявляя милосердие по отношению к ближним – всем, кто встретится нам на жизненном пути. Но совершать это дело любви к ближнему мы можем только из того, что принадлежит нашему Господу, потому что сами мы ничем не обладаем. Иначе говоря, каждый из нас призван Богом раздавать, а не присваивать. Как и христиане всех времен.
Иерей Андрей Фомин, 15 марта 2021 год