«Послушай Бога в заповедях, чтобы он тебя услышал в молитвах» – эти слова свт. Иоанна Златоуста остаются актуальными для нас и по сей день, хотя сказаны 17 веков назад. В чем же их актуальность? Почему тема молитвы – связи с Богом, имеет такую важность для христианина? Как установить эту связь, и чем она может быть нарушена? Какие молитвы слышит Бог? Почему Господь не сразу исполняет наши прошения? Эти вечные вопросы относятся к делу нашего спасения. Поэтому каждому из нас необходимо найти на них ответы.
Бог создал человека как существо молящееся. Патриарх Сербский Павел говорил: «Птица потому и птица, что летает. И цветок потому и цветок, что пахнет и цветет. А человек потому и человек, что он молится». Человек без молитвы, без связи с источником жизни, – неполноценный человек.
Еще в раю он пребывал в общении с Богом, но, как мы знаем, эта связь была утеряна, и на протяжении всей истории человечества она то возобновлялась, то терялась. Наша задача на протяжении всей жизни продолжать устанавливать и поддерживать эту связь.
Господи, научи нас молиться
Так просил Христа один из его учеников. И Господь дает, как образец, молитву «Отче наш», которую святые отцы называют сокращенным Евангелием. В дополнение к этой молитве Иисус Христос говорит притчи, из которых мы узнаем о двух основных условиях молитвы – это неотступность и примирение с ближними.
В одной из притч Господь наш Иисус Христос рассказывает о человеке, который пришел просить хлеба у друга в полночь: и если он (друг) не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему сколько просит. Христос поясняет ученикам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 5–13).
В Евангелии от Матфея Господь говорит о том, что прежде чем принести жертву Богу, нужно примириться с окружающими тебя людьми: Пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Тем самым Христос дает понять, что прежде чем принести Богу молитвы, нужно очистить свое сердце. Эти слова Иисуса Христа отразились в душах апостолов, а в дальнейшем в душах святых отцов, и были раскрыты в их учении.
Как учат отцы
В современном мире, как ни печально, молитва всё чаще отходит на второй план. Именно поэтому молитвенный опыт святых наиболее ценен для христиан нашего времени, ведь у настоящих подвижников молитва была центром жизни, они боялись ее оставить хоть на минуту.
Приведенные слова свт. Иоанна Златоуста раскрывают перед нами область взаимоотношений Бога и человека. Каждый из нас хочет, чтобы его молитва была услышана, его прошение исполнено, а печаль утешена. Но как этого достичь? Мы видим, что свт. Иоанн Златоуст, отвечая на этот извечный вопрос, связывает молитву с исполнением заповедей, именно это является залогом того, что Бог услышит молитву.
Соблюдение заповедей может сводиться к двум основным: любить Бога и ближнего. Но достичь этой любви можно только через приобретение таких добродетелей, как смирение, незлобие, уступчивость, терпение, доверие, чистота помыслов. Именно такими качествами обладали святые, и именно поэтому Бог слышал их молитвы, Он был рядом, Он был в них. Их молитва была горячей, пламенной, ведь они подготовили, очистили свое сердце для принятия Бога. Вот настоящий пример, к которому мы должны стремиться. Каждому знакома ситуация, когда порой во время молитвы наше сердце стоит далеко от Бога, мысли заняты житейскими делами, и слова молитвы улетают в пустоту. «Тем более тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание отмщения» – говорит Авва Исаия. Также мы можем найти такое его высказывание, в котором он говорит, что совершая грехи мы сами отдаляемся от Господа: «Бог близок к каждому человеку, но исполнение нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас».
В самом деле, Бог внимает молитве того человека, который сам оказывает послушание Ему, молитва которого искренна, смиренна и исходит из глубины души. Об этом говорил и прп. Паисий Святогорец, сравнивая сердце человека, в котором есть гордость, корыстолюбие, эгоизм и другие страсти, с ржавым проводом. Действительно, передача сигнала по такому проводу будет все время прерываться. Тем самым, прп. Паисий Святогорец дает понять, что страсти – это помехи в общении с Богом. Нам необходимо с этой «ржавчиной» бороться, очищать себя от страстей, иначе благодать Божия не сможет посетить человека, и его молитва не будет преуспевающей. Прп. Паисий Святогорец напоминает людям, что Бог разговаривает на частоте любви и смирения, значит и нам нужно настроить свое сердце на эту частоту, иначе «сигнал» не будет принят.
Стоит понимать, что Богу не сложно тотчас исполнить наши прошения, но порой Ему приходится медлить, ведь Он, как любящий Отец, в первую очередь заботится о том, чтобы мы научились терпению, доверию, любви, чтобы задумались и спросили себя: «А я люблю Бога? Стараюсь ли исполнить Его заповеди? Исполняю ли я то, о чем просит Господь? Прощаю ли своих обидчиков? Делаю ли добро или просто требую исполнения моих прошений?» То есть, Бог может попустить «нечувствование», чтобы мы захотели исправить свою жизнь, к этому призван каждый из нас. И как только мы начнем делать первые шаги навстречу Господу, Он не замедлит наградить нас за нашу любовь и верность Ему (которая заключается в соблюдении заповедей) и сделает девяносто девять шагов навстречу нашему одному маленькому шажку.
Так давайте же разрушим ту непроницаемую стену страстей, которая стоит между нами и Богом, которая мешает нашему общению. Эта стена, состоящая из кирпичиков под названием: гордость, злость, осуждение, обида, лень, уныние и т.д., может быть разрушена только с помощью Божией. Вот о чем нам нужно молиться и просить Господа в первую очередь. Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Будем помнить о том, что молитва должна исходить из «сердца сокрушенна и смиренна», ведь Бог гордым противится (1 Петр. 5, 5). Смиренный человек послушен воле Божией и соблюдает Его заповеди, поэтому святой Иоанн Златоуст нас и учит: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах».
Священник Кирилл Андриенко, 20 июня 2021 год