Брак честен

str68 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию Муромских – покровителей христианской семьи. А совсем недавно день их памяти получил статус государственного праздника.

Инициатива проведения всероссийского Дня семьи, любви и верности принадлежит жителям г. Мурома, в котором находятся мощи святых Петра и Февронии. Ее поддержали депутаты Государственной Думы РФ, и в 2008 г. праздник получил официальный правительственный статус.

Сказание о святых супругах

Повесть о муромских святых начала 13 в. – Петре и Февронии, записанная в 15-16 вв., является одним из ярких примеров древнерусского восприятия православной веры. Исследователи подчеркивают связь «Повести о святых Петре и Февронии Муромских» с фольклорными традициями. При этом сказочные мотивы повести о святых супругах подчинены духовным идеалам Церкви Христовой. В их жизни воплощаются черты, которые в России всегда связывали с идеалом супружества: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах ближних.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 г. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги. Это была красивая, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя и вышла за него замуж.

«Повесть о Петре и Февронии» рассказывает нам о любви-предназначении. Феврония с самого начала знает не только то, что Петр попытается ее обмануть, но и то, что, в конечном счете, она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он – ей. Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) проявляет себя в гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). Когда князь Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

Двадцатипятилетнее княжение князя Петра и княгини Февронии свидетельствует, что, прожив насыщенную событиями жизнь, они не утеряли крепкой христианской веры. Святая княжеская чета, чувствуя ослабление физических сил, решает принять иноческое пострижение, дабы еще более усердным постом и молитвами потрудиться для спасения своих душ. Приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробе, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по ст. ст.) 1228 г.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г. Ныне мощи святых открыто почивают в храме в честь Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Троицкий монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь был основан в 1643 г. тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным. После того, как купец разбогател, он по указу царя Михаила Федоровича был переведен в «московскую сотню» и переехал жить в Москву, но родной город не забывал. В старости купец возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре, где им была написана «Повесть о Виленском кресте», посвященная одной из главных святынь Троицкого монастыря.str7

По преданию, где-то здесь, на «Старом вышнем городище», стоял раньше деревянный храм во имя свв. Бориса и Глеба, поставленный при князе Константине, крестившем муромцев и прославленном позже в лике святых. Затем ее заменили Троицкой деревянной церковью, а в 1642 г. на этом месте был заложен каменный храм. Уже через год был учрежден женский Троицкий монастырь.

Это был первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья». Его стены украшали не только резные фигуры, но и изумительные по красоте поливные изразцы с изображением диковинных растений и птиц, конных воинов в шлемах. В 1648 г. были выстроены шатровая надвратная Казанская церковь и шатровая же колокольня рядом с ней. Эта пара шатров необычайно украшает монастырь: по красоте убранства они едва ли не превосходят собор. Галереи вокруг собора были сооружены в 1786 г. В 1807-1808 гг. после пожара, в результате которого сгорела деревянная ограда монастыря, была возведена кирпичная, частично сохранившаяся и доныне. В конце 19 в. в обители был возведен двухэтажный корпус, в котором была открыта женская церковно-приходская школа.

В 1921 г. монастырь был закрыт и вместо монахинь в корпусах поселились рабочие. Казанскую церковь заняла трикотажная артель. Внизу храма находились склады, а на втором этаже поставили станки. В Троицком соборе был размещен склад военного ведомства. В послевоенные годы келейные корпуса были превращены в коммунальные квартиры. К юбилею города в 1961-1962 гг. в монастыре провели косметическую реставрацию.

Только в 1970-х гг. ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Сюда в 1980-х гг. из села Пьянгус Меленковского района была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского, 1715 г. постройки. Ее планировалось показывать как музейный экспонат под открытым небом.

В 1991 г. Троицкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимиро-Суздальской епархии. При монастыре действует приют для девочек под названием «Надежда». Как и многие православные приюты, он начался с того, что при монастыре оказалось несколько детей, которым просто некуда было пойти. И в 2001 г. приют получил официальный статус. После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии. Рака с мощами изначально стояла в главном городском соборе – Рождественском, к сожалению, ныне разрушенном. После сноса собора мощи передали музею, где они и хранились до 1990-х гг. После этого их на некоторое время перенесли в Муромский Благовещенский монастырь, а потом передали Троицкому, где они теперь и находятся. Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы.

Традиции и обычаи праздника

Хотя День семьи, любви и верности еще очень юный праздник, он уже имеет свои традиции. В этот день в чинопоследование Литургии добавлена ектенья о супругах, семейном благополучии. На Руси многие века существовала прекрасная традиция – устраивать помолвку 8 июля, чтобы после окончания Петрова поста сыграть свадьбу. В наши дни она возрождается.

В честь семейного праздника была создана специальная медаль. Она была учреждена Федеральным оргкомитетом и вручается в этот день супругам, которые прожили в счастливом браке не менее 25 лет. Среди награжденных этой медалью есть семейные пары, которые заключили брак во время Великой Отечественной войны, прожившие вместе более 65 лет. В Саратовской области также поддерживается эта добрая традиция. В 2009 г. одной из награжденных стала семья настоятеля Свято-Троицкого храма г. Покровска протоиерея Василия Стрелкова. А символом праздника была выбрана ромашка. Этот самый распространенный цветок в России символизирует нежность, верность и чистоту, которые так необходимы счастливой семье.

Празднование дня святых Петра и Февронии часто противопоставляют празднованию западного по происхождению дня святого Валентина, который в наши дни не имеет никакого отношения к почитанию святого, а пропагандирует романтическую влюбленность, свободную от ответственности за другого человека. Святые Петр и Феврония стали символом подлинно христианских отношений мужчины и женщины. История их жизни свидетельствует о том, что любовь и верность всегда побеждают человеческую ненависть и злобу, а брак, заключенный на земле, продолжается в вечности.

Марина Шмелева