«Богородице Дево, христиан упование…»

«Никто же, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая…» (из молитвы, которую на Афоне поют ежедневно в конце вечерни).

«Спаси, сохрани, заступи…» – с такими словами обращаемся мы к Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной… И Она – спасает, сохраняет, заступает. Ведь Она не только Матерь Божия, но еще и наша. Мы беседуем об этом с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).

Успение – плач или радость?

– Отец Паисий, первые христиане, современники Божией Матери, скорбели о Ее кончине, а мы день Успения отмечаем как праздник. Почему?

– Мне кажется, причин несколько. Одна из них – то отношение к смерти, которое существовало у израильтян в дохристианские, ветхозаветные времена. Несмотря на обетование Бога о приходе в мир Мессии – Спасителя человечества от рабства греху, Победителя ада и смерти, дарующего вечную жизнь – смерть в представлении людей была величайшим бедствием. Ее боялись не только грешники, но и праведники, т.к. в этот период души всех без исключения умерших отходили в ад – царство смерти. Как говорит св. Иоанн Златоуст, «лик смерти был страшен, и все ужасались ее и трепетали». Праведный Иов просил Бога: Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной… где нет устройства, где темно, как самая тьма (Иов 10, 20–22). А Екклесиаст писал: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния… и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое (Еккл. 9, 5–7). Настолько сильным было такое понимание жизни и смерти до прихода Спасителя, что даже Воскресение Христово не могло в одночасье изменить его.

Еще одной причиной плача об умерших являются наши человеческие эмоции. Когда умирает близкий нам человек, и мы теперь уже точно знаем, что душа его отправляется не «в никуда», а в «мир иной» (надеемся – лучший), то всё равно не радуемся, а скорбим – фактически о себе. А вот св. Феофан Затворник относится к этому иначе, он говорит: «Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются?» По словам отцов, единственным поводом к скорби об умершем может стать его неподготовленность к вечной жизни. Что, конечно же, к Божией Матери не относится.

По совокупности названных причин, когда Архангел Гавриил возвестил Богородице о Ее скором Успении, все пришедшие проститься с Ней наполнили дом плачем и сетованиями, умоляя Богородицу не оставлять их. Она же уговаривала их не скорбеть, а радоваться о Ее исходе, говоря, что, представ пред Престолом Божиим, будет умолять Его благость о всех живущих на земле и не только не оставит их, но будет посещать и охранять. Собранных волей Божией с мест проповеди апостолов Пречистая утешала так: «Не плачьте, друзья и ученики Христовы! Своей горестью не возмущайте Моей радости, но лучше радуйтесь со Мною, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему!»

Можем ли мы ослушаться Матерь Божию и омрачить Ей радость этого праздника нашей скорбью? И может ли смерть быть праздником? В понимании людей Ветхого Завета – нет. В христианском понимании – да. Поскольку смерть для нас – это рождение в вечность. Матерь Божия по Успении Своем в третий день воскресла. И это, по словам отцов, является «неложным признаком» и нашего воскресения – в день всеобщего воскресения и наша бессмертная душа соединится с воскресшим телом. Не случайно существует выражение (по сути библейское): «Человек рождается на смерть, а умирает на живот (на жизнь)». А уж каким будет этот «живот» для каждого из нас – зависит от нашей земной жизни.

Матерь всех христиан

– Почему так называют Пресвятую Богородицу?

– В нашей Церкви существует учение о Христе как о втором Адаме. Начало положил еще апостол Павел, говоря о первом и втором человеке: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба (1 Кор. 15, 45–47). Развивая эту тему, св. Ириней Лионский пишет: «Непослушание, происшедшее чрез древо, Господь исправил своим послушанием на древе… Грех первозданного человека получил исправление через Перворожденного… И таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти». Мы видим, что во время страданий Богочеловека неотступно при Нем была Богоматерь, разделяя Его страдания и принимая в них самое живое участие. «Как Ева соделала Адама соучастником своего преступления, так Христос, Новый Адам, соделал Новую Еву – Богородицу, причастницей страданий, искупивших преступление праотцов», – продолжает св. Игнатий Брянчанинов. И Родоначальник обновленного человечества обращается с Креста к Своей Матери – Новой Еве, объявляя Ее Матерью Иоанна, а в нем и всего обновленного человечества. По словам Иоанна Крестьянкина, с того момента, как воля Спасителя мира «усыновила род человеческий Божией Матери… это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так: Мать и чадо!»

Со смирением Богородица приняла это послушание от Сына Своего, зная, что теперь наши радости будут Ее счастьем, а наши боли, беды, скорби – Ее горем и слезами. И с тех пор Ее материнская любовь не знает покоя. Забота о нас – непослушных, неблагодарных, трудных детях – стала Ее  основным делом. Нам, малодушным, немощным духовно, непостоянным, не выстоять без Ее благодатной помощи. И потому до скончания века над землей будет звучать: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

– А иногда говорят: «мне не нужны посредники, буду молиться Самому Богу»…

– Наверное, это всё же больше относится к протестантам: они должным образом не почитают ни Матерь Божию, ни святых, ни ангельские силы. А в православии всё это – неотъемлемая часть церковного благочестия, которую воспринимает церковный народ с радостью. Слово «посредники» в данном случае кажется не вполне подходящим, мне как-то ближе – помощники, ходатаи, заступники. Так вот – если человек всё это отвергает, то он, скорее всего, абсолютно не воцерковлен и ни разу в жизни не открывал молитвослова. Ведь и в домашних правилах, и в богослужебных текстах присутствуют молитвы и напрямую обращенные к Богу, и с просьбами о ходатайстве к Богородице, святым… Это правило Церкви. А если ты Церковь не слушаешь и сам себе «правило», то какой же ты православный? На вопрос: почему мы обращаемся к Богородице, когда можно обращаться непосредственно к Богу, Церковь отвечает словами: «Яко не имамы дерзновения за премногие грехи наши…» Конечно, человек может и безгрешным себя счесть, но, думаю, начав воцерковляться, он всё же станет молиться так, как молится вся Церковь.

У каждого в жизни случаются ситуации, когда надо что-то доставать, кого-то просить, к кому-то попасть на прием, и мы, не задумываясь, стараемся найти знакомых, друзей, то есть «посредников», чтобы за нас попросили, уговорили, устроили. Поскольку не в каждый кабинет без рекомендации и попасть-то можно. Так почему же мы решили, что к Богу можем дверь «ногой открыть»? Почему решили, что наша молитва, идущая от ума, а не от сердца, будет исполнена? В книге «Новый Богородичник прп. Никодима Святогорца: Каноны Божией Матери на каждый день» есть канон Пресвятой Богородице творения св. Феодора Студита. Порядок его таков: в первом тропаре каждой песни молит грешник о ходатайстве пред Богом Богородицу; во втором – Богородица молит Христа; в третьем – отвечает Христос Богородице; в четвертом – отвечает Богородица грешнику. Так вот, в восьми песнях канона Господь, несмотря на просьбы Богородицы, не видит возможности помиловать грешника. И только в девятой, уступая настойчивым Ее просьбам, отвечает, что хотя грешник не достоин не только помилования, но даже обращения к Богородице, «молитвами Твоими честными муки того непричастна на Суде сотворю, аще принесет покаяния Мне плоды». Прекрасный пример необходимости ходатайства. А вот как св. Паисий Святогорец говорил о молитве: «когда монах читает молитву: “Пресвятая Богородица, спаси нас”, он, как малое дитя, теребит край Ее ризы, чтобы быть услышанным».

 «Матерь Божия, сохрани…»

– От чего мы просим Божию Матерь сохранить нас? И вообще – с какими просьбами к Ней обращаемся?

Исчерпывающий ответ на эти вопросы можно получить, обратившись к молитвословам, богослужебным текстам, молитвам перед иконами и т.п. Вот, например, с какой молитвой-просьбой обращался к Пречистой Деве св. Ефрем Сирин: «возбуди помысл мой к покаянию, руководи меня на путь спасения; вступив на него, Тебя да буду иметь сопутницею и Твоим путеводством да спасусь». К Пресвятой Богородице мы можем обратиться с любой просьбой – Она наша любящая Мать, никогда нас не оттолкнет, всё поймет, всегда поможет. Об этом свидетельствуют и количество чудотворных Ее икон в святцах нашей Церкви (порядка трехсот), и их названия. «Свое ходатайство за нас пред Господом Богородица проявила еще при земной жизни Спасителя, – говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин. – Вспомните из Святого Евангелия (Ин. 2, 11) – первое Свое чудо на браке в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Ее. Заметив нужду бедных людей, обратилась Она с просьбой к Сыну Своему, и Он проявил уважение к Ее предстательству за людей. Это было первым знамением Ее покрова и деятельного материнского участия в нашей жизни».

Естественно, что просим мы сохранить нас  от всего «злого», а дать – «полезное» и «доброе». То, что поможет нам в наших нуждах: духовных и телесных. Вот только не всегда мы можем правильно определить, что является для нас «злом», а что «добром». Мы ищем покоя, комфорта, материальных благ, не хотим терпеть. А Господь другое говорит: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Он объявляет нелегкий поиск этого Царства главной человеческой заботой (см.: Мф. 6, 33).

– И как же нам разобраться с «добром» и «злом»? В чем критерий?

– Обратимся к отцам. Советует св. Иустин Попович: «Всегда выбирай и ищи то, что самым быстрым и верным образом ведет к Царству Божию и правде его. Во всяком недоумении, во всякой проблеме, во всякой ситуации рассуждай так: выберу это, а не то, сделаю это, а не то, потому что это меня всего вернее ведет к Царствию Божию и правде его… Если будешь так поступать, то способность различения добра и зла разовьется в тебе… Добро – всё, чем созидается Царство Божие в этом мире, а зло – всё, что этому созиданию препятствует, всё, что его делает невозможным, всё, что его задерживает» (из статьи св. Иустина «Тайна добра и зла»).

Вместо приложения.

  1. Вспоминает о. Паисий.

Неисчислимы чудеса и случаи помощи, которые совершает Божия Матерь по нашим молитвам. Об одном из них рассказал мне мой знакомый офицер (имена я изменил).

Происходило это в одной из «горячих точек». Николай со своей группой получил приказ провести патрулирование района. Обстановка была спокойной, по разведданным боевиков в этом районе не было. Расположились на броне БТРа  и – вперед.

В это время Лиля, его жена (служила она там же при штабе), закончив работу, шла домой, как вдруг почувствовала сильное желание зайти в храм. Там уже начиналась служба. Перед иконой Богородицы не горела лампада. Лиля зажгла ее, помолилась и, отходя, увидела, что лампада опять погасла. Так повторялось несколько раз, потухающая лампада не давала ей возможности отойти от иконы и прекратить молитву. Уже работницы храма объясняли, что и фитиль плохой, и масло не то, но появившееся беспокойство заставляло ее продолжать молитву у иконы. Потом беспокойство улеглось, лампада больше не погасала, служба закончилась, она пошла домой.

А группа попала в засаду. Расстреливали бойцов в упор – с двух сторон из автоматов. Как говорил Николай, шансов остаться в живых не было. Тем не менее, «ссыпавшись» с брони, ребята открыли ответный огонь. Боевики, получив отпор, отступили. Когда всё утихло, стали осматривать себя. Двое легко раненых, один из них Николай. Пули боевиков попадали куда угодно: в каски, в бронежилеты, в котелки, в рацию, но не в людей. Вернувшись на базу, узнали, что происходило всё это в то время, когда Лиля молилась Богородице.

  1. Вспоминает Л.К. История с кашей.

Кормлю на кухне внучку (ей года 1,5–2). Лето, жарко, режутся зубы – каша убывает медленно. Чтобы ускорить процесс, рассказываю различные истории. После истории о том, как Пресвятая Богородица помогает людям, девочка выскальзывает из-за стола и убегает в комнату. Следую за ней, вижу ее стоящей пред иконой на коленях и просящей: «Богородица, помоги есть кашу!» Простая и бесхитростная детская молитва.

Беседовала Людмила Кузнецова, 27 августа 2018 г.