Богоотцы (о родителях Божией Матери)

Святые супруги не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Долгое время не имея детей, они несли иные скорби – скорбь бесчадия, бесплодного одиночества и терпеливую надежду на Бога, которую они пронесли до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Иоаким и Анна свое сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. «В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия» (свт. Димитрий Ростовский). Святые праведные Иоаким и Анна, как родившие Матерь Бога нашего, наречены Церковью Богоотцами.

В соответствии с учением Церкви, рождение Пресвятой Богородицы – Матери Иисуса Христа – не было событием случайным и обычным, поскольку Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция Христианской Церкви рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы.

В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности, ничего не сказано о рождестве и о родителях Марии. Об этом рассказывает апокрифическое Протоевангелие Иакова (II век)…

Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир родил Иоакима, отца Божией Матери.

Святой Иоаким жил в г. Назарете Галилейском и имел жену по имени Анна из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана, жившего перед царствованием Ирода. У этого священника Матфана была жена Мария (из колена Иудина, из г. Вифлеема) и три дочери – Мария, София и Анна. Первой вышла замуж в Вифлеем Мария и родила Саломию; потом вышла замуж София (также в Вифлеем) и родила Елисавету – мать Иоанна Предтечи; третья дочь Анна – мать Пресвятой Богородицы – была отдана замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в г. Назарет.

Супруги Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны. Имея вещественное богатство, они не были лишены и духовного богатства. Они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.

Своей праведной жизнью они так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, Матери Господа. Сам Господь воплотился от Пресвятой и Пречистой Матери. Так и Матерь Божия произошла от святых и  чистых родителей.

У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы – долгое время не было детей. В то время бесчадие считалось позором. Согласно тогдашним иудейским законам, если женщина не могла родить детей, муж имел право уйти к другой женщине. Но Иоаким любил свою жену и не смог ее бросить даже после того, как от него отвернулись самые знатные люди в Назарете, где они жили. Оба очень переживали, стойко перенося нарекания окружающих и даже унижения. Никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его волю.

Однажды Иоаким в большой праздник приносил в иерусалимском храме дары Господу Богу. Первосвященник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным и якобы не имел благословения Божия за какие-то тайные грехи. Подобные укоры Иоаким слышал и от других людей… Иоаким ушел из храма Божия посрамленным и униженным. Он не вернулся домой, а ушел к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о своем неплодстве и о поношениях и укорах… Вспомнив про Авраама, своего праотца, которому Бог уже в преклонном возрасте даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благословения, услышал бы его молитву, помиловал бы  и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму. К этой молитве Иоаким присоединил пост и 40 дней не вкушал хлеба. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, в посте и молитве стала скорбно молить Бога о даровании ей ребенка.

И молитва святых супругов была услышана. Ангел Божий им обоим возвестил, что вскоре через них совершится то, что некогда было предсказано пророками, – у них родится Дитя, Которому надлежит стать Ковчегом Нового Завета, Живым Храмом, в Котором будет обитать Слово Божие.

После получения благой вести Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима и стали готовиться к появлению долгожданного дитя. Супруги дали обет посвятить своего ребенка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

Богоотцы Иоаким и Анна несли тяжелый крест поношения, не предав друг друга, – пример супружеского единения и истинной веры, в основе которых любовь. Терпение престарелых супругов вознаградилось: у них родилась Дочь, подарившая миру спасение. Ее нарекли Марией.

Подрастающую Деву Марию родители берегли как зеницу ока, ведая, по особенному Божию откровению, что Она будет светом всему миру и обновлением естества  человеческого, Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как долгожданную Дочь, но и почитали как госпожу свою, помня ангельские слова о Ней и провидя духом, что должно над Ней совершиться.

Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм святой Иоаким умер восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она скончалась 79-ти лет от рождения.

Благословенны святые родители Иоаким и Анна ради Преблагословенной их Дочери! Благословенны ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого получили благословение все народы и племена земные! Святая Церковь наименовала их Богоотцами, так как от Пресвятой их Дочери родился Бог.

***

Ежедневно по окончании богослужения, на отпусте, Церковь испрашивает всем исходящим из храма помилования и спасения от Господа молитвами Богородицы и святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
Память Богоотцов совершается 9/22 сентября.

Подготовила Варвара Проценко

Чему мы можем научить наших детей?

Думаю, в нашей жизни бывали такие моменты, когда мы, глядя на чужих детей, думали: «Господи, почему в этой семье всё так хорошо? Дети послушные, уважительные. А что делать мне с моими? За что мне такое послано?» Ведь так хочется, чтобы дети были если не святыми, то хоть чем-то приближенными к ним. Чтобы ответить на эти вопросы, надо посмотреть на жизнь родителей Марии и на жизнь других родителей, чьи дети впоследствии стали святыми.

Богоотцов Иоакима и Анну мы почитаем праведными за их богоугодную жизнь. Все мы знаем, как долго пришлось им ждать ребенка и что им пришлось испытать в этот период ожидания. Но, будучи воспитанными в вере, они упование возложили на Бога. И Бог возвысил их, дав им не просто дитя, а Ту, Которой предстояло стать Матерью Бога на земле.

Родители святого пророка Иоанна Крестителя, пророк Захария и праведная Елисавета, тоже по Промыслу Божию долго были бесчадными. Святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны. Думаю, о них можно сказать, что их родители смогли вложить в своих детей самое важное – веру и надежду на Бога. И эта вера стала опорой в их жизни, в ней они смогли возрасти до вершин духовной высоты. Вершиной их жизни стало рождение мальчика, которому суждено было стать тем, о ком Спаситель сказал: «нет больше пророка, нежели Иоанн».

Родители великих русских святых – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского – отличались своей благочестивой жизнью. Святой Силуан Афонский с благодарностью вспоминал о своем отце, который стал для него примером смиренной, исполненной веры в Бога жизни. И таких примеров можно привести много. Доброе дерево, по евангельской притче, дает и добрый плод.

Чтобы наши дети были лучше нас, в первую очередь нам необходимо обратить внимание на нашу жизнь. Сами-то мы – верим ли искренне, молимся с радостью, духовная жизнь для нас стала необходимостью или же превратилась в необходимую обузу нашего земного бытия?

Если мы сами не помогаем нашим престарелым родителям, то, думаю, не следует ожидать и требовать в свое время внимания и помощи от наших детей. Если мы не стремимся к Богу, не стоит удивляться тому, что наши дети могут совсем о Нем забыть.

Чему мы можем научить наших детей? Что передать им? Думаю, в первую очередь искать ответ надо в собственной жизни.

Иерей Александр Станотин, 7 января 2021 год