«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6)

Эту мысль дублирует апостол Петр в своем первом послании. Только представьте: мы можем сделать Бога своим противником, если мы горды. Если диавол – наш противник, у нас есть Бог, который дал нам власть наступать на всю силу врага. Если обстоятельства против нас, Бог за нас. Но что делать, если твой противник – Сам Бог? В рассматриваемом контексте гордость – греховная страсть, которая выражается в отвержении Бога и презрении людей. Поэтому ее можно назвать прародительницей всех грехов.

Из-за гордости пал сатана, который изначально был Ангелом на службе у Бога. Святые отцы называют гордость матерью всех страстей. Например, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору». Также гордость перечеркивает абсолютно все старания человека в духовной жизни. В изречении безымянных старцев сказано следующее: «Гордость, если бы и приблизилась к небу, низвергается даже до ада. Так, напротив, смирение, если бы низошло до ада, оттуда возводится даже до неба».

В Прологе (житийный сборник) есть замечательная история о монахе, впавшем в грех гордости: «Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что другие иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить усилие, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого Ангела, а самообольщенный монах поверил ему. Тогда диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался».

Как же бороться с гордостью, ведь, как мы видим, даже опытнейшие аскеты зачастую становились ее жертвой? Ответ прост: смирение. Почему монах поверил диаволу, который предстал перед ним в виде Ангела? Потому что посчитал себя достойным общения с Ангелами за свои заслуги и аскетические подвиги. В борьбе с гордостью авва Исаия рекомендует следующее: «Если возникает в тебе гордость, вспомни, что ею истребляют все плоды добродетели, и успокоишься». Человека, впавшего в гордость можно сравнить с тем, кто идет на очень высокое здание, но в итоге падает оттуда и разбивается… Смиренный же, наоборот, не падает, потому что ему некуда падать, так как он и так считает себя ниже всех.

В чем же заключается смирение? В изречении безымянных старцев авва отвечает: «В том, чтобы простить брату, согрешившему против тебя, прежде чем он попросит прощения». Преподобный авва Дорофей пишет о двух видах смирения: «Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы считать брата своего разумнее себя и во всем превосходнее, одним словом, считать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, это совершенное смирение святых. Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей. Так ветви, когда на них много плодов, плодами же склоняются вниз, а ветвь, на которой нет плодов, поднимается вверх и растет прямо. Есть некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветки растут вверх, если же подвесить камень к ветке и нагнуть ее, тогда она даст плод. Так и душа: когда смиряется, приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется. Так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более грешными себя видят».

Будем же, по слову Симеона Нового Богослова, стараться приобрести себе смирение – несказанную красоту наших душ.

Иерей Борис Бурлаков, 7 января 2022 год