Благословение Иорданово

Приближается 19 января – праздник Богоявления. Долгие годы это был день, когда, несмотря ни на какие запреты, люди шли в храм, чтобы, может, и неосознанно, но стать ближе к Богу. Важной частью для многих людей тогда становилась не служба, на которую невозможно было попасть из-за большого стечения народа, а Святая вода, которую необходимо было принести из храма домой, отстояв многочасовую очередь.


Сейчас всё изменилось. Можно свободно побывать в храме на Литургии и набрать крещенской воды. Эту воду люди считают целительной, способной очищать человека духовно. Отсюда даже появилось верование (сразу скажем – безосновательное), что если искупаться на Крещение в проруби, то тебе простятся грехи. Поэтому в храмы на праздник Крещения Господня и на Иордань (прорубь) приходили и приходят совершенно разные по своему мировоззрению люди.

В самом ли деле крещенская вода обладает такими свойствами, откуда такое убеждение? Посмотрим на историю праздника. Оказывается, сам праздник Крещения Господня (он же Богоявление) известен нам со времен апостолов. О нем есть упоминание в «Постановлениях апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного». Во II в. перед празднованием Крещения Господня совершалось ночное бдение, об этом есть упоминание у св. Климента Александрийского. О праздновании Богоявления упоминают св. Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский в III в., а также многие святые отцы Церкви IV в.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства. Св. Василий Великий так свидетельствует об этом: «По какому писанию благословляем мы и воду Крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне». Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Во второй половине V в. Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому, жившему в 6 в.

В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение – в Навечерие и в самый праздник Богоявления (чиноосвящение в эти два дня один и тот же, и святость воды одинакова). Традиция водоосвящения на источниках в день праздника берет свое начало в Иерусалимской Церкви, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно часто совершается на реках, источниках, в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. Таким образом, мы с вами видим, что сам праздник и чин освящения воды с входящими в его состав молитвами являются древними и общепризнанными в Церкви. А значит, и отношение к Святой воде, выраженное в самом чине, идет к нам от времен апостольских.

Не разбирая самого чина, обратимся к содержанию молитвы, которую священник во всеуслышание читает во время освящения воды. Вторая ее часть содержит призывание Святого Духа, чтобы Он пришел и освятил «воду сию». И просьбу: «и даждь ей… благословение Иорданово: сотвори ю (ее) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну… Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». Из приведенной цитаты видно, что восприятие и понимание крещенской воды как дара, дающего благодатные силы, черпаются людьми именно из этих слов молитвы, произносимых во время освящения воды священником.

Обратим внимание на слова «да вси (все) почерпающии». Кто это – все? Все, кто пришел в храм и набрал Святую воду? А если этот человек другого вероисповедания? А если он целитель и собирается этой водой целить и очищать? Ответ, думаю, можно найти в том же тексте молитвы о котором мы уже говорили. Сам текст молитвы очень важен, потому что мо-литва есть не только разговор с Богом, но в нем заключен и опыт познания Бога, и опыт исповедания своей веры. В самой молитве священник, а вместе с ним и люди, собравшиеся в храме, не только благодарят Бога, но и исповедуют Его как Бога, пришедшего в мир для спасения людей от дьявола. И, следовательно, под словом «вси» будут подразумеваться люди, согласные со словами молитвы, верующие во Христа, исповедующие Его как своего Спасителя. Вспомним, что чин освящения был завершен в 6 в., когда в храм на молитву приходили «верные», т. е. уже принявшие Крещение люди, а не убежденные язычники. Именно для таких людей, принадлежащих Церкви с ее Таинствами, вода становилась Великой Агиасмой (Великой святыней), даром способствующим здравию, очищению и благословению. И, в заключение, о грехах: в проруби они не прощаются. Грехи прощаются в церковном Таинстве Исповеди.

Иерей Александр Станотин
январь 2018 г.