«Бессребреник – это состояние души…»

  «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть, ибо Сам сказал: “не оставлю тебя и не покину тебя”…» (Евр 13, 5).
Бессре́бреник – лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. В православии бессребрениками именуются святые врачи, целители, которые не брали платы за исцеление больных: Косма и Дамиан Асийские, мученики Кир и Иоанн, великомученик Пантелеимон и священномученик Ермолай.

14 ноября – память святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских. Их мать – преподобная Феодотия – была христианкой и, рано овдовев, заботилась только о том, чтобы угодить Господу. Своих сыновей она воспитала в вере и благочестии, передав им свою горячую любовь к Богу. Став искусными врачами, братья получили дар исцелять болезни силою молитвы. Воспитанные матерью, которую Православная церковь причислила к лику святых и поминает ее как преподобную вместе с ее детьми, братья дали обет: никогда не брать мзду за свое служение. Почили Косма и Дамиан почти в одно время; их мощи положили в раку и похоронили их в Фермоне (он впоследствии был разрушен турками).

Издревле на Руси распространено почитание святых бессребреников Космы и Дамиана. Молятся им не только об избавлении от телесных недугов людей и животных, но и о хранении христианского брака, о помощи детям в учебе.

Выдающийся лингвист и лексикограф С.И.Ожегов слово «бессребреник» объясняет так: бессребреник – это бескорыстный человек, полностью равнодушный к деньгам. О жизни многих бессребреников рассказывается в «Житиях Святых». Среди подобных людей особое место занимают такие святые, как Косма и Дамиан; великомученик Пантелеймон; священномученик Антипа, епископ Пергамский; Кир и Иоанн Александрийские; Мокий, Фалалей; Трифон и многие другие… Всех их объединяет одна черта – отказ от имущества и безвозмездная помощь людям.

Бессребреник – это человек, победивший страсть к сребролюбию и корыстолюбию. Больше всего эта добродетель проявляется в христианстве. Настоящий христианин в каждом человеке видит Спасителя и не только отказывается от платы, но еще считает счастьем для себя потрудиться Христа ради.

В Нагорной проповеди Христос учит: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают…Но вы любите врагов ваших, и благотворите… и будет вам награда великая,– и будете сынами Всевышнего» (Лк 6,33,35). Бессребреник становится сыном Всевышнего, уже живя здесь, на земле,– и в этом его земная награда и блаженство; в полной мере эта награда (блаженство) раскроется на Небе, в жизни вечной.

В русской художественной литературе добродетель бессребреничества и бескорыстия запечатлена в повести Н.С.Лескова «Инженеры-бессребреники», которая посвящена юношеским годам Димитрия Брянчанинова (впоследствии святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского).

Бессребреник – это человек высоких нравственных устоев. Одним из таких был святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Он родился в 1877г. И прожил нелегкую жизнь в Советском Союзе. Самое удивительное, что этот человек смог соединить в себе врача-хирурга, который практиковал в клиниках СССР и иерарха Русской Православной церкви. На долю святого Луки выпали три ареста, тюрьмы, 11 лет ссылки…Но и там святитель продолжал исцелять души и тела людей. Он побывал в Красноярске, Енисейске, Тюмени, Омске, Архангельске и многих других городах России. И везде люди с благодарностью вспоминали его самоотверженность и труд.

Бессребреник – это состояние души, которое безвозмездно дается только тем, кто отвергается от себя и подражает Господу нашему Иисусу Христу. Бессребреничество – это черта человека, способного отказаться от владения имуществом; черта человека, победившего страсть сребролюбия, корыстолюбия. Вступающий на путь подвижничества должен прежде всего душой оторваться от пристрастия к собственности, быть нестяжательным (т.к. «не может служить Богу и мамоне» – Мф 6,24). Такой человек не беспокоится о средствах жизни, целиком вверяет себя попечению Господа («потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» Мф 6,32). Отцы Церкви считали, что не столько надо избегать дел сребролюбивых, «сколько самую страсть эту с корнем вырывать»…

«Что с вами делается, люди? Кто вашу собственность обратил в средство уловлять вас?» – в этом наставлении против обогащения свт. Василий Великий указывает суть сребролюбия и путь освобождения от него: имение не должно «уловлять» душу человека.

Преподобный Антоний Великий, начиная подвижническую жизнь, дарит жителям своей деревни землю, которой владел после смерти родителей, продает все прочее имущество, а деньги раздает нищим, оставив немного для воспитания малолетней сестры…

Протоиерей Александр Шаргунов в своей статье «Кому не страшно жить» напоминает о главной тайне человеческой жизни: «о той, которая была явлена богоизбранному народу, когда он шел через пустыню». О той, о которой, переходя через огненные скорби наших дней, мы не должны никогда забывать.

Господь питал Свой народ там, где ничего не произрастало, манною, падающею с небес. Но предупреждал, что пища у них не оскудеет, если они будут собирать ее только на один день, не заботясь о завтрашнем. Если же они не послушают Его, то все потеряют. И эти люди убеждались, что манна небесная, оставшаяся на следующий день, сгнивала. Не по этой ли причине Господь все земное, и пищу в том числе, подвергает тлению?»

Присоединимся к призыву священника Александра (Шаргунова) помолиться святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану,  «чтобы они исцелили нас от болезни многозаботливости, умерщвляющей нас. Чтобы мы научились такому упованию на Господа,когда, принимая из Его рук хлеб наш насущный на каждый день, одновременно принимали ту нетленную пищу, то благоухание жизни, для которого Он создал нас любовью Своею.»

Подготовила Варвара Васильевна Проценко, 7.01.2024 г.

Финансовые проблемы существуют, наверное, с тех пор, как придумали деньги. Но как же жили святые бессребреники, если не брали за свою работу денег совсем?

Отвечает Александр Владимирович БУГАЕВСКИЙ:

– Святые бессребреники – это врачи, которые бесплатно лечили людей, следуя словам Спасителя: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте; даром получили, даром давайте» (Мф.10,8). Бессребреничество – это отношение человека к жизни в целом, не нищета, а подражание Христу, Который исцелял без платы, не думая о том, что поесть, где преклонить главу. Но в Евангелии упомянуты женщины, которые служили Ему «имением своим». Святые могли жить подаянием, дарами природы, принимать помощь родственников. Согласно житию святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, к лику святых причисляются и их братья – Леонтий, Анфим и Евтропий. Братья упоминаются не случайно, они сопровождали Косму и Дамиана и кормили их. Вместе с ними были арестованы и приняли мученическую смерть. Великомученник и целитель Пантелеимон получил богатое наследство от отца, которое раздавал нищим и на которое жил сам. Отшельники и аскеты обходились тем, что можно было взять у природы: сладкие корни, ягоды, плоды, дикий мед. Так жили. Например, мученики Кир и Иоанн (Каноп, IV в.). Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный (Киев, ХI в.), был насельником монастыря – Киево­Печерской лавры.

Но святые врачи­бессребреники никогда не брали за лечение денег, ни вещей у тех, кого они лечили. В житии святых бессребреников Космы и Дамиана Азийских описывается такая история. Однажды одна исцеленная святыми женщина пришла к Дамиану и попросила его взять хотя бы три яичка во Имя Святой Троицы. Услышав это, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о том, что брат нарушил их строгий обет, так огорчился, что завещал не хоронить его рядом с ним. После отшествия святых братьев ко Господу, никто не знал, как же их хоронить. И тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого святые вылечили когда­то от бешенства, и человеческим голосом сказал, чтобы положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды был принят дар женщины, а во Имя Божие.

Среди врачей­бессребреников Православная Церковь почитает также Косму и Дамиана Римских (Рим, III в.), пресвитора Ермолая (Никомидия, IV в.), преподобного Сампсона Странноприимца (Константинополь, VI в.), мученика Фалалея Эгейского (Эгея, III в.), святого мученика Трифона (Никея, III в.).