«Господь хранит душу твою, пока ты хранишь язык» (прп. Антоний Великий).
И.С. Тургенев, размышляя над судьбами своей Родины, мысленно обращался к родному языку и страстно призывал русских литераторов и вообще всех русских людей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
О языке
Что такое язык? Это средство общения. Но не только. Язык отражает внутренний мир человека, его знания об этом мире, его отношение к этому миру. И чем богаче словарный запас человека, тем полнее его знание жизни, глубже постижение окружающего мира. Человек, обладающий лишь немногими словами для общения, имеет весьма узкий кругозор, умственно неразвит, культурный уровень его невысок (вспомните героиню романа Ильфа и Петрова – Эллочку-людоедку).
Слово уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир, всю Вселенную, весь космос. Словом Бог сотворил всё: И сказал Бог: да будет свет (Быт. 1, 3)… Слово – это дар Божий человеку, через него мы уподобляемся своему Создателю, сотворившему им эту красоту.
Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живем. Наше слово может содействовать Божиему замыслу о мире, а может и противоречить ему.
Слово есть НАЧАЛЬНОЕ понятие бытия – об этом мы читаем в Писании, и на каждой Пасхальной литургии Церковь напоминает нам об этом. В СЛОВЕ языка – всегда нужно ощущать и воспринимать божественный отсвет Слова, бывшего в начале всего… Вне СЛОВА нет бытия вообще. Всё освящается СЛОВОМ…
Постигая мир, люди выявляют различные оттенки одного и того же понятия. Это связано уже с гибкостью человеческого мышления. Чем больше многообразия умеет найти человек в любом явлении (т. е. чем развитее его мышление), тем богаче его язык. И наоборот. Человек, владеющий синонимическим богатством языка, видит мир ярче, красочнее, многообразнее. И все это он воспринимает от Бога и от своего народа именно через язык. И через язык он начинает постигать Откровение Божие.
Язык устанавливает общность между людьми и в пространстве, и во времени – единство многих поколений одного народа. Ведь мы говорим на том же языке, что и наши предки. Посредством языка приобщаемся мы к их духовному опыту, обретаем их понимание смысла человеческого бытия. Разрушение языка, обеднение его разрушает и эту общность.
Пророчески звучат строки Бунина, особенно остро переживавшего проблему существования народа как единого целого:
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Русский язык богат разнообразием красок, оттенков, словесных и звуковых нюансов; его возможности безграничны… Любовь к своему языку предполагает владение им, умение обращаться с ним, как с другом, помощником и спасительной надеждой. Душевная же опустошенность, духовная бессмысленность существования и отсутствие человеческой воспитанности приводят к словесной уродливости.
Через язык человек выражает свое отношение к миру. Любовь, мир, добро, восхищение природой, чудом жизни имеют нескончаемые языковые средства выразительности. Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, обвинения, подавления, обиды, оскорбления, крайней досады, гнева…
«Ненормативная лексика»
В настоящее время в нашу речь активно внедряется грубая брань, «ненормативная лексика» (матерщина). Она основана на гнусно-оскорбительном употреблении слова МАТЬ. Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного. Но с этим словом, с этим понятием у нас связано не только представление о родной матери, но и с родиной-матерью и с матерью-Церковью. Не явно, но всё же кощунственно задевает брань и образ Богородицы…
Русский язык всегда отличался от других красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. Но огромное число людей вставляют в свою речь матерщину и даже заменяют ею остальные слова. Если раньше матом пользовались преступники, пьяницы, проститутки, опустившиеся люди, то теперь многое изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек. Дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. «Невинная» привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляют мат через каждое нормальное слово. Что же такое мат? Является ли он частью национального языка или это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения?
Историк и мыслитель 17 в. дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов (которые привели к Смуте, едва не погубившей Россию) упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».
Оскорбительная и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из слов такого рода складывается лексический состав сквернословия или мата. Это относительно небольшая и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования частей человеческого тела (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений и производные от них слова.
Вокруг русского мата в обыкновенном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.
Второй миф, в чем-то противоположный первому, – убеждение в особом пристрастии к мату именно русских… Действительно, у восточных славян (как, впрочем, и у других народов) в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая. Многие историки и лингвисты утверждают, что матерная ругань появиласьиз языческих ритуалов, в которых использовались фаллические символы, т.е. связанные с обоготворением фаллоса (фаллический культ – обоготворение органов оплодотворения, имевшее место у древних народов).
В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях… Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения входят в обычные словесные ряды этих людей и используются ими автоматически – как обозначения соответствующих предметов и действий, как междометия, выражающие разнообразные чувства и как балластные наполнители речевого потока.
Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Дети, не довольствуясь отвлеченными звуками, будут стремиться узнать значение услышанного. Чистота и целомудрие не могут ужиться со скверными словами. Родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям. Растление малых сих будет лежать на совести сквернослова. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7), – предостерегает Спаситель.
Сквернословие заглушает, притупляет чувство стыда не только у детей, но и у взрослых. Стыдливость же, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Бог вложил в природу нашу», чтобы она предохраняла нас от греха. Ту же мысль находим и у святителя Григория Нисского: «Великим и сильным оружием к избежанию греха служит обыкновенно хранящийся в людях стыд, для того, думаю, и вложенный нас Богом, чтобы такое расположение души производило в нас отвращение от худшего». По мнению святителя Димитрия Ростовского, «наибольший стыд происходит от обнажения наготы телесной». Матерная брань, символизируя такое обнажение, заставляет преодолеть этот стыд, разрушая защитную стену стыдливости и повергая человека в бесстыдство. Ведь «презрение стыда есть бесстыдство» (свт. Григорий Богослов). Там же, где бесстыдство, – нет Бога.
Среди разных проявлений мата надо отметить широко распространенное, так называемое «аффектное сквернословие». Оно связано с выражением какого–либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственное действие. Часто аффективный мат представляет собой оскорбление. Кстати, существует точка зрения, согласно которой именно возможность снятия сильного психофизического напряжения за счет употребления запретной лексики как раз и является основной причиной ее существования.
Мат как разновидность аффектного поведения реально существует. Но он, разумеется, находится за пределами «культурной рамки» общения. Это хорошо понимают и сами носители языка, причем далеко не только самые интеллигентные из них. В результате предпринимаются попытки (это характерно и для детской среды) вытеснять нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова «блин» в своеобразной междометной функции («Вот, блин, опять не получается…»). И хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на «первоисточник», это всё же не грязное ругательство.
Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, попытки разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк – от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей. Да и в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова заменялись отточиями…
Мат, к сожалению, объективная суровая реальность. И безучастная позиция в этом вопросе неприемлема. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку всё многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений. Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Необходимо быть нетерпимыми к сквернословию, нужен полный и не подлежащий обсуждению запрет.
В русском народе издавна матершинников именовали богохульниками. Матерный язык – наследие языческих времен, когда славянские племена еще не соединились в единый русский народ, создавший великую культуру, сформированную православным воспитанием.
Щит против мирового зла
Только Православие, победив в четырехсотлетней борьбе (988–1380 гг.) последствия языческой нравственности, постепенно сформировало основы высокой культуры русского народа, воздвигло Святую Русь…
Именно в период после получения Русью православной веры в мире произошли события, связанные с ролью русского народа в судьбе человечества.
В 18 в. Россия заслонила собой Европу от диких орд Чингисхана. В 19 в. Наполеон, покорив пол-Европы, потерпел поражение в России. В 20 в. многострадальная Россия выстояла против Гитлера и разгромила фашистскую Германию.
Во всей истории человечества только Россия может сказать о себе, что ей дано было стать щитом против мирового зла, трижды защитившим мир от порабощения. Вот этой нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности! Ведь сила народа выражается и передается как через веру, так и через культуру, главным орудием которой является народный язык. И этот язык уродуют матершинники: вместо Богом данного богатства употребляют жалкий набор гнусных, не Богом данных слов, но подсказанных извечным врагом человечества. Такие люди сознательно калечат в себе образ Божий – и это начало богоотступничества. Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплодным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь так легко нами полученный великий Божий дар – прекрасный русский язык.
И еще важно: язык не просто отражает систему ценностей человека и общества (непотребная лексика указывает на вульгаризацию таких ценностей), но и мощно воздействует на эту систему, подчиняет ее себе, определяет само мировоззрение человека, его поведение, что отражается даже в характере народа, организовывает общественное сознание, сам ход исторических событий, влияет на судьбы нации.
Слово выражает и фиксирует мысль, которая в свою очередь осуществляется в делах и поступках… убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а этому соответствует нередко и недостойное поведение.
«Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, наш дар бессмертный – речь»… Случайно ли в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на призыв своего старшего современника:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
***
Глубок смысл этих строк: сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не родину даже – но: слово. Потому что в слове – всё. И дом, и жизнь, и родина. И вера. Слово не знак коммуникативной системы. В слове воплощено духовное богатство народа – вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.
Подготовила Варвара Проценко,
28 августа 2021 год