Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16, 15)
Апостолы – ближайшие ученики Спасителя, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви (от греч. apostolos – посланник, вестник).
Из Священного Писания мы знаем, что Господь избрал сначала 12 апостолов, потом еще 70, потом призвал апостола Павла. Основателями Церкви и ее священной иерархии являются только 12 апостолов и апостол Павел.
После крещения от Иоанна в реке Иордан Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, творя бесчисленные чудеса и исцеляя болезни. Множество народа из всей страны Иудейской стало стекаться слушать Его учение и просить исцеления своих недугов. Эти слушатели большей частью скоро оставляли небесного Учителя и возвращались к своим житейским заботам. Некоторые сопровождали Спасителя почти всюду и назывались уже Его учениками. Между тем Христу предстояло открыто вступить на Свое служение роду человеческому, и Ему нужно было из числа учеников выбрать несколько избранных, достойнейших… И вот однажды вечером Господь удаляется на уединенную гору для молитвы… Утром, укрепленный ночной молитвой, Господь призывает к себе на гору Своих учеников и здесь, среди торжественной тишины, вдали от мирского шума, избирает из них двенадцать. Это Симон, Петр и Андрей (его брат), Иаков и Иоанн (сыновья Зеведея), Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, который потом предал Христа. Все это были большей частью люди простые, малообразованные, бедные рыбаки. Господь избрал их, по-детски доверчивых, доказавших свою любовь и привязанность к Нему…
Он учил их не только словом, но и делом, одних перед народом, других наедине, в доме и на пути, на суше и на море. Господь открывал тайны Царствия Своего, очищал и просвещал их ум и сердце… Они постоянно были при Нем, были постоянными Его спутниками и собеседниками, слушали Его учение, были свидетелями Его жизни, Его чудес, Его страданий, смерти, Воскресения и Вознесения на небо, и сами потом свидетельствовали о том, что видели и слышали…
Сначала это были ученики Господа. В конце Своего земного пути Он уже назвал их друзьями… По роду же своего служения они были названы Господом апостолами, т.е. посланниками. Дважды Христос Спаситель посылал их на проповедь. Сначала, дав им власть творить чудеса, послал их по двое – только к погибшим овцам дома Израилева. Потом, после смерти и славного Воскресения, послал их проповедовать Евангелие всей твари, научать все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Число двенадцать, нарушенное отпадением Иуды, вскоре по Вознесении Христа было восполнено избранием по жребию Матфия. В день Пятидесятницы апостолы прияли Духа Святого, нисшедшего в виде огненных языков и почившего на них Своей благодатью. По сошествии уже Святого Духа, по непосредственному призванию Христа к 12-ти апостолам был присоединен Павел, великий апостол язычников… Исполняя повеление Господне, святые апостолы через 12 лет по Вознесении Христа разошлись по всей земле и проповедовали имя Христово.
Апостольство имеет своим основанием посланническое служение Самого Господа Иисуса Христа и состоит в преемственной связи с Его служением: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20–21). Бог Слово был послан для спасения мира… Христос возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его Отца. И апостольское служение является продолжением этого служения, т.е. частью Божественного плана спасения мира. В связи с таким высоким назначением христианского апостольства становится понятным, почему на апостольское служение никто не может вступить без особого призвания свыше…
Выходу на апостольский подвиг предшествовала длительная подготовка, длительное пребывание в общении с Господом. Слушание Его слов и поучений не только давало ученикам новые знания, но и очищало их, и было началом того очищения и обновления Святым Духом, которого они сподобились в Пятидесятницу… К своему служению апостолы стали вполне готовы только после Пятидесятницы.
Выделяются два этапа подготовки святых апостолов к их подвигу, два этапа обновления души – очищение и просвещение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Чтоб светил фонарь, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча. Так сделал Господь с учениками Своими. Очистив их истиною, Он оживил их Духом Святым. И они сделались светом для человеков. До принятия Духа Святого апостолы не были способны научать человечество, хотя уже и были чисты. Подобное должно совершиться с каждым христианином: сперва очищение истиною, а потом – просвещение Духом». Таким образом, апостольское служение и устанавливается, и осуществляется при участии всех Трех Лиц Святой Троицы: избрание от Отца и через Сына, обновление и просвещение Святым Духом.
Для своего служения, для того, чтобы приносить плод, апостолы были наделены особыми дарами. Среди этих даров – способность постигать божественные тайны, прежде недоступные для их разума… Свое знание они получили свыше, будучи свидетелями («самовидцами») таинственного и непостижимого для человеческого ума Боговоплощения.
Для проповеди Евангелия Господь наделяет апостолов даром языков, который устранением языковых барьеров прообразует будущее благодатное единение человечества во Вселенской Церкви.
Действием Святого Духа апостолы избавляются от страха, «из боязливых людей они превратились в неустрашимых исповедников».
Апостолы получили от Господа особую власть, которая проявлялась во власти пастырской и в чудотворениях.
Священное Писание сообщает о том, что апостолы по велению Спасителя совершали Таинства Крещения и Евхаристии, рукополагали своих преемников, могли судить и наказывать виновных…
Особым видом власти св.апостолов была полученная от Бога сила творить чудеса. Этот дар чудотворений проявлялся в исцелениях, воскрешении мертвых, изгнании злых духов. Он свидетельствовал о Божественном происхождении апостольского учения и был действенным средством покорения вере языческих народов…
Апостольское служение по устроению Церкви на земле – это прежде всего служение словом. Важной частью апостольского служения было письменное запечатление знаний о Господе Иисусе Христе и Его учении. Будучи свидетелями Слова, св.апостолы составили богодухновенные книги, собранные Церковью в Новом Завете. Из писаний двенадцати апостолов в Новый Завет включены: Евангелие от Матфея; Евангелие, три Послания и Откровение ап. Иоанна Богослова; Послания апостолов Иакова, Иуды; два Послания ап. Петра. Из писаний семидесяти апостолов: Евангелие ап. Марка; Евангелие ап. Луки и его книга Деяний апостольских; 14 Посланий ап. Павла.
Апостолы проповедуют не только словом, но и самой своей жизнью, исполненной добродетелей. В Новом Завете не раз встречаются упоминания об аскетических подвигах св.апостолов, их постах и молитвах.
Апостольский подвиг предполагает всецелую преданность Христу. Наделение особыми дарами связано именно с этой преданностью апостолов Спасителю. Христос, Сам претерпевший предельное уничижение, обогащает дарами апостолов, Его ради оставивших все. Апостолы же, оставив все ради Христа, не только сами обогатились дарами благодати, но и стали способны передавать эти дарования другим. Кому – веру, кому – утверждение в ней, кому – утешение, кому – какое-либо сверхъестественное пособие для души или для тела, кому – облагодетельствование через Таинства.
Перед апостолами ставилась задача – трудиться не только для углубления духовной жизни уверовавших, но и заниматься миссионерством, т.е. возвещать слово Христово людям, не знающим истины, т.е. язычникам. А языческий мир всегда враждебно воспринимал проповедь о воскресшем Христе и о спасении от греховного искажения человеческой природы…
Полная преданность воле Божией неразрывно связана со страданием за Христа и готовностью отдать за Него свою жизнь… Посылая учеников на проповедь, Сам Спаситель говорил о том, что она будет сопряжена со скорбями и лишениями. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься…» (Мф. 20,22,23). Апостолы, желая быть верными Христу даже до смерти, увенчивают свой подвиг мученической кончиной. Так закончили свою жизнь одиннадцать апостолов из двенадцати. Претерпел смерть за Христа и апостол Павел. Отношение апостолов к смерти со всей полнотой выражено в послании св. апостола Павла к Филиппийцам: «…для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1, 21,23).
Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа, которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования 70-ти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–V1 вв. и носит условный характер; туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка и Луку.
Марк – постоянный спутник апостола Петра. Он сопровождал его в Риме, где по просьбе верующих во Христа изложил Евангелие. После Рима ап. Марк с проповедью о Христе был в разных городах и наконец в Александрии, где основал первую христианскую школу; многих обратил ко Христу… Был убит язычниками в 68 г.
Святой апостол Лука познакомился с ап. Павлом в Троаде в 53г. И стал его постоянным спутником, подробно описал благовестнические труды и путешествия апостола. Св. Лука разделяет и узы ап. Павла в Риме… После его кончины евангелист Лука с проповедью об Иисусе Христе проходил разные страны… Из Африки он возвратился в Грецию, в глубокой старости скончался в г. Фивы. Церковное предание считает св. Луку первым христианским иконописцем. При жизни Пресвятой Богородицы он написал Ее образ…Св. Лука написал Евангелие и Апостольские Деяния (для некоего благородного жителя Антиохии – Феофила).
К апостольскому подвигу Церковь приравняла подвиг ряда святых, потрудившихся в распространении Евангелия. Святых, не только обративших к вере целые народы, но и «пересадивших» христианство на почву другой культуры или создавших условия для ее воцерковления. Этих святых почитают как равноапостольных, а иногда прямо называют апостолами того или иного края. Это равноапостольные Мария Магдалина, Апфия, Елена; Владимир и Ольга; Нина – просветительница Грузии; равноапостольные Кирилл и Мефодий; святитель Николай Японский; свтИннокентий (Вениаминов) – апостол Сибири и другие. Среди равноапостольных много мирян и даже женщин, поскольку апостольское служение не сводится к одному пастырству. В подвиге равноапостольных наибольшее выражение нашла миссионерская часть апостольского служения.
Православная Церковь совершает свое апостольское служение в разных формах, ведь сама Церковь – Апостольская. Она не только насаждена апостолами и их преемниками, но и продолжает их служение.
С одной стороны, апостольское служение в форме собственно пастырства совершают священнослужители и их помощники, уча уверовавших во Христа – истинам веры, основам духовной жизни. Церковь освящает бытие православных христиан таинствами, т.е. благодатными действиями. С другой стороны, верующие люди ведут миссионерскую деятельность, т.е. приобщают неверующих во Христа к евангельским истинам. Первейшая форма миссионерства – подлинно христианская жизнь в семье и обществе. Кроме того нужно близким людям и тем, с кем мы общаемся, советовать в очень деликатной форме, без всякого навязывания, поинтересоваться Евангелием Христовым, рассказать им что-то важное о Христе и о духовной жизни, посоветовать хорошие книги о вере. Можно получить много полезной информации и по некоторым телеканалам или на хороших православных сайтах. Людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, надо посоветовать обратиться к Евангелию, к домашней и церковной молитве. Приходы и церковные организации должны заниматься миссионерской деятельностью в разных формах.
Продолжать дело апостолов в нашем грешном мире – дело Православной Апостольской Церкви и каждого ее сознательного чада.
Подготовила Варвара Проценко, 4 июня 2023 года