По благословению Высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Саратовского и Вольского
Архиерейское подворье — Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова

Алтарное послушание для мальчиков – по силам ли детям?

Во многих храмах к алтарному служению привлекают мальчиков. Благословить мальчика на послушание в алтаре – значит помочь ему войти в практику церковной жизни, попытаться сформировать в нем навыки служения Богу и людям. Такая точка зрения распространена в церковной среде, в том числе и среди духовенства. Задача священника – воспитать из тех, кого он благословил помогать во время службы, ответственных и искренних христиан. Поэтому важно внимательно приглядеться к кандидатам еще до того, как они перешагнут порог алтаря.

Как сделать пребывание в Алтаре полезным для алтарника, чтобы оно не отвлекало священника от молитвы и совершения Таинства Евхаристии? На этот вопрос мы попросили порассуждать клириков Саратовской епархии.

Священник Александр Станотин, настоятель храма во имя Царственных страстотерпцев г. Саратова.

– В алтарь надо приглашать подростков, которые уже определенное время ходят в храм, к которым успели присмотреться. Почему? Обязанность алтарника – помогать священнослужителям в алтаре во время службы. Это разные обязанности: зажечь лампады, принести просфору и записки, разжечь кадило и при необходимости его подать, приготовление теплоты и проч. А не только красивый выход со свечами и раздача просфор. В алтаре необходима дисциплина и умение молиться. Основы  молитвы, умение слушать службу нужны подростку, пришедшему в алтарь, т.к. есть моменты на службе, когда алтарнику надо просто стоять и слушать службу (быть на ней).  Можно сказать, что вышесказанному порою долго учатся. Согласен. Но небольшие навыки молитвы и послушания у подростка входящего в алтарь, должны быть.

С другой стороны, у мальчика должно быть определенное желание стать алтарником. Здесь примером может послужить воспоминание протоиерея Геннадия Беликова. Он рассказывал, что когда еще стоял в храме как прихожанин, то увидел, что в алтаре на семисвечнике не горит одна лампада и у него зародилась мысль, что если он попадет в алтарь, то всегда будет смотреть за тем, чтоб лампады горели. У него появилось ревность, желание послужить Богу, которое Господь принял. Он не только стал алтарником, но окончил семинарию и стал священником.

Чтобы воспитать благоговение и любовь к храму, думаю, что здесь много зависит от окружающих взрослых: не только священника (хотя и его в первую очередь), но и прихожан. Если юный алтарник будет видеть благоговение у взрослых, которые его окружают, то их пример станет для него ориентиром. Причем благоговение может проявляться не только в том, что человек молчит в храме и не допускает  разговоров, но и в том ( если он работник храма), как он относится к своим служебным обязанностям. Как служит священник, как читают и поют на клиросе, как относятся к храму сами прихожане. Все это создает определенную духовную среду, которая и будет воспитывать молодого алтарника, но и новопришедших в храм.

Если юные пономари ведут себя неподобающим образом, то здесь надо понять, что является причиной такого поведения: юный возраст (трудно стоять на месте, хранить молчание) или это сознательное поведение, выражающее в том числе и нежелание находиться в алтаре (устал, скучно и т.д.). Исходя из ситуации и поступать. Увещевать, объяснять или же отстранить от алтарного послушания и дать время, чтобы подросток дорос и стал готов к нему.

Священник Антоний Давиденко, настоятель храма во имя святителя Иоанна Златоуста, п. Зональный г. Саратова.

– В данном вопросе, я считаю, не может быть каких-то шаблонов и универсальных алгоритмов, поскольку приходская жизнь – это живой динамичный процесс, в который вовлечены совершенно разные люди со своими мнениями, своим житейским опытом и привычками. Тем не менее, можно сказать с уверенностью, что молодежь необходимо привлекать не просто к церковной жизни, а к участию в богослужении и жизни прихода. Относительно алтарного послушания следует сразу сделать оговорку относительно «возможностей» храма. Имеется в виду частота богослужений и вместительность алтаря. Если, например, богослужение совершается 1–2 раза в неделю и алтарь небольшой, то привлечение большого количества алтарников приведет к толкотне и суете, что будет лишь отвлекать от молитвы, а не способствовать ей, а сами юные помощники будут скучать, ожидая своей очереди подать кадило или выйти на вход со свечой. Это первый момент, который следует учитывать. Еще следует обратить внимание на желание и стремление самих молодых людей участвовать в богослужении, ведь в противном случае, когда у ребенка нет желания помогать батюшке в алтаре, может возникнуть отношение к послушанию как повинности и приведет к плачевным последствиям.

Любое решение относительно привлечения людей к приходским послушаниям должно быть обдумано, а священнику следует внимательно присматриваться к кандидатам в пономари. Очевидно, что нужно привлекать к этому делу ребят, регулярно посещающих богослужение, а не наоборот: пытаться заставить их чаще бывать в храме путем привлечения в качестве алтарника.

Благоговение и любовь воспитываются, прежде всего, личным примером. Как известно, дела говорят больше, чем слова. В то же время, молодому христианину трудно порой идти путем веры, как и взрослому, поэтому он также нуждается в поддержке. Лучше всего оказывать такую поддержку через регулярную исповедь, участие в Таинстве Евхаристии и личное общение. Если юноша осознает, что несет ответственность за свое поведение в алтаре не перед батюшкой, а перед Богом – это многое значит.

Бывает, что молодые люди забываются и привыкают к святыне. Можно даже сказать, что это неизбежно, если человек несет послушание на протяжении нескольких лет. И к этому священник тоже должен быть готов, чтобы вовремя распознать это состояние и отреагировать. Необходимо учитывать индивидуальные особенности юного помощника и подобрать наиболее эффективный метод воздействия в конкретном случае.

Священник Павел Морозов, настоятель храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова.

– Я сам впервые вошел в алтарь в осознанном возрасте, когда мне было 23 года. Этот момент для меня был очень волнителен, и ощущение того, что я нахожусь во Святая Святых сохраняется по сей день. Думаю, со мною согласятся все, кто имел подобный первый опыт, будучи уже взрослым человеком. Когда я сам стал настоятелем храма, для того чтобы заинтересовать приходских мальчишек, решил самых активных позвать в алтарь. Основными критериями при выборе помощников являлись частота посещения богослужений, частота причащения и возраст. Не было строгих рамок, в большинстве своем был индивидуальный подход. Поначалу все было хорошо, ребята учились, вникали в богослужение, вели себя тихо, но, чем больше их собиралось в алтаре и чем привычнее для них становилось пребывание во Святая Святых, тем сложнее их было контролировать.

Конечно, основным моментом воспитания в ребенке благоговения и любви к алтарю является личный пример родителей, священника и других взрослых, присутствующих в алтаре, однако не стоит забывать, что дети и в алтаре остаются детьми. У каждого из них есть свои особенности характера и воспитания. Кто-то рассеян и ему сложно сконцентрировать свое внимание на особо важных моментах службы, кто-то неусидчив и гиперактивен, стоять смирно на Евхаристическом каноне он при всем желании не сможет, постоянно будет отвлекаться и находить себе занятие. Кто-то любит быть в центре внимания и, когда попадает в коллектив сверстников, совсем забывает о том, где он находится, и начинает «заводить» остальных. Также необходимо сделать поправку на то, что далеко не каждый ребенок, даже воспитанный в церковной семье, уже имеет свой личный религиозный опыт, опыт общения с Богом как с личностью. Часто дети воспитываются в традиции и обряде и пока еще не способны осознать все величие и сакральность происходящего, почувствовать присутствие Живого Бога. Даже если взрослые ведут себя в алтаре предельно благоговейно, сдержанно и внимательно, дети, собравшись группой, в которой вдруг окажется «заводила», обязательно начнут отвлекаться и хулиганить.

Возникает вопрос – как воспитать в юном пономаре любовь и благоговение к богослужению и что делать если ребята начинают себя вести неподобающим образом? Честно? Для нас этот вопрос остается открытым, и мы стараемся экспериментировать, боясь совсем не ослабить дисциплину и, с другой стороны, не перегнуть палку, отпугнув излишней строгостью ребенка от Церкви. Даже система поощрений и наказаний часто перестает работать, так как санкции в виде поклонов, отжиманий, приседаний и подобных «физкультурно-оздоровительных мероприятий», проводимых по окончанию службы, бывает, наоборот, раззадоривает детей. Иногда приходится идти на крайние меры и просто выгонять хулиганов из алтаря. В норму у нас вошла коллективная ответственность: не важно кто виноват, из алтаря выходят все. Но и тут мы сталкиваемся с проблемой. Дети на столько привыкают к происходящему, что, и находясь в храме, продолжают болтать и заниматься своими делами.

Все эти проблемы не новы и не касаются исключительно юных алтарников. В какой бы среде дети ни росли, они не перестанут быть детьми со свойственными для их возраста шалостями. На это всегда надо делать поправку и вспоминать себя в этом же возрасте. Нам остается только подавать собственный пример, внимательно наблюдать, стараться контролировать процесс взросления и становления личности и, самое главное, научиться выдерживать золотую середину между излишней строгостью и излишней мягкостью.

Священник Макарий Тагаев, настоятель храма в честь Преображения Господня  села Пристанное Саратовского района.

– Алтарники, даже если речь идет о детях, – это уже отчасти воцерковленные люди. По традиции Церкви в алтарь могут входить для несения послушания только те, кто осознанно знает Православный Символ Веры. Поэтому в первую очередь алтарником следует становиться тому, кто уже испытан участием в богослужениях и Таинствах Церкви.

Приведу один наглядный пример: старший брат пономарит, а его младший шестилетний брат стоит в храме всю службу один. Стоит как свечка. Одну службу стоит, другую… Глядя на такое серьезное отношение к богослужению, я позвал его к нам на подмогу. И, хотя я считаю, что раньше 11 лет лучше алтарников не привлекать к помощи в алтаре, пришлось сделать исключение. И он не подвел: оказался очень серьезным парнем.

В нашем Преображенском храме в с. Пристанное за 10 лет моего служения из маленьких мальчиков выросло уже несколько взрослых парней и им на смену пришли юные братья во Христе.

Одним из важных моментов является желание самого молодого пономаря послужить Богу, а не воле его верующих родителей (подобный подход может повредить веру ребенка).

Если говорить о воспитании благоговения и любви к храмовому богослужению среди алтарников, то важен пример самого духовенства и старших пономарей. Самое главное, чтобы все присутствующие во Святом Алтаре помнили, что находятся в месте особого Пребывания Божия. Поэтому здесь неуместны разговоры и отвлечения от службы.

Очень важны в «алтарном коллективе» добрые братские отношения, уважение к священнику и друг к другу, а также и понимание, что все участники делают общее дело. Недопустимы споры и в вопросах богослужебных. Порой молодые ребята по своей чрезмерной ревности могут начать устраивать соревнования кто сделает что-то лучше или быстрее. Это может серьезно отвлекать священника при совершении богослужения. Я своим помощникам всегда пытаюсь донести мысль о том, что можно даже не совсем вовремя подать что-то, но главное никого не отвлекать от молитвы ни в алтаре, ни в храме.

Пожалуй, общее уважение к молитвенному собранию верующих и понимание необходимости не помешать славить Бога единым сердцем и едиными устами, способно воспитать в душе благоговейную любовь к храму.

К сожалению, бывают случаи неподобающего поведения в алтаре. Но я убежден, что это происходит по недоразумению. Чтобы исключить подобное, нужно постараться еще до начала несения послушания объяснить правила поведения в алтаре. Например, современной проблемой являются чрезмерное использование телефонов и прочих гаджетов. У нас с ребятами уговор, что телефоны мы или оставляем дома, или отключаем на время богослужения.

Также я, как служащий священник, стараюсь быть в курсе настроений ребят и их отношений между друг другом. Это помогает сохранить мирную атмосферу.

По моему мнению, излишняя строгость со стороны священника, даже в момент оплошности, неуместна особенно по отношению к детям. При этом у каждого несущего послушание в алтаре должно быть понимание, что такая возможность – это большая радость, которой можно лишиться из-за своего поведения.

Подготовила Ольга Урядова, 28 августа 2023 г.