Академия православной музыки

str10-1Вот уже в четвертый раз (с 2 по 20 июля) в Санкт-Петербурге состоялся международный хоровой фестиваль «Академия православной музыки». На фестиваль съехалось около ста человек из разных стран: Австрии, Сербии, Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Украины, Белоруси, Венгрии, Хорватии, России. И мне в этом году посчастливилось стать одной из участниц.

Подготовка к такому масштабному мероприятию в культурной и духовной жизни города проходит в течение всего года: отбор участников, великопостные концерты, конкурсы. Например, в рамках фестиваля весной этого года состоялся Первый международный конкурс композиторов «Роман Сладкопевец», который стал уникальным событием в церковной и музыкальной жизни всего православного мира.

Северная столица всегда была центром притяжения любителей и профессиональных деятелей искусства. В последние годы она притягивает еще и внимание церковных музыкантов, поскольку здесь ведется активная работа по возрождению традиции знаменного пения.

Программа фестиваля была насыщенной и очень интересной: лекции, мастер-классы, факультативные занятия, концерты, экскурсии и, наконец, поездки в Великий Новгород и на остров Валаам. Занятия проходили в Шереметьевском дворце, и это не просто случайность. Вся история знаменитого дома на Фонтанке связана с хоровым пением, с именами известных регентов и композиторов. Род Шереметевых отличался большой любовью к музыке, к хоровому пению. В середине 18 в. граф П.Б. Шереметев организовал из крепостных крестьян хоровую капеллу и театральную труппу, во дворце устраивались концерты хора, ставились оперные спектакли. Хор участвовал и в богослужениях, проводимых в домовой церкви. Руководили хоровой капеллой такие именитые регенты, как С.А. Дегтярев, Г.Я. Ломакин. В 20 в. в Шереметьевском дворце трудился над рукописями С.В. Смоленский, проходили концерты Петербургской хоровой капеллы.

Нынешние хранители музея любезно предоставили залы дворца для проведения фестиваля, способствующего возрождению давней традиции хорового пения в фонтанном доме. Программа фестиваля была направлена не только на обучение древне-русскому церковному пению, значительная часть лекций и практических занятий отводилась на ознакомление с другими, еще более древними, традициями церковного пения. Поэтому в преподавательский состав вошли протопсалты и певчие из Греческой, Сербской, Коптской и Грузинской Церквей.

Первое неизгладимое впечатление произвело на нас пение монахов кельи Св. Фомы Свято-Афонского монастыря «Фомадес». Поразительная глубина, мощь и духовная сила ощущалась в их песнопениях. Следующим уникальным событием стал концерт коптского коллектива David ensemble из Египта и рассказ его художественного руководителя Георгия Кириллоса о 2000-летней истории коптских гимнов в Египте. Еще одной примечательной страницей фестиваля оказалось выступление фольклорного ансамбля «Дидгори» из Грузии. Участники ансамбля на дополнительной к концерту лекции продемонстрировали своеобразие кахетинской и гурийской традиций пения. Контрастом к народным песням прозвучали в их исполнении строгие, сдержанные по духу церковные песнопения.

Византийская певческая традиция была ярко представлена выступлением македонского хора Jovan Harmosin, а также лекцией и мастер-классом протопсалта Кипрской церкви Антониоса Кутруписа. На его факультативных занятиях мы обучались, казалось бы, немыслимому – петь по византийским невменным знакам. Кроме того, в завершение всей программы состоялась лекция-концерт главного протопсалта Карейского Соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой Горы Афон монаха Иакова. Он сравнивал монастырское пение с приходским в современной Греческой Церкви. Если в святогорской традиции все распевы по-прежнему процветают, то на приходах, к сожалению, многие распевы сокращаются или вовсе упраздняются.

Значительная часть практических занятий была посвящена сербскому богослужебному пению. Руководил факультативом художественный руководитель сербского византийского хора «Моисей Петрович», преподаватель Богословского факультета в Белградском университете Никола Попмихайлов. Он рассказал о сербской певческой традиции в ее связи с византийской традицией пения. На занятиях мы пытались освоить особенности сербского осмогласия, учились импровизировать в рамках определенного гласа.

Современное пение в Сербской Церкви было представлено еще и факультативными занятиями регента и исполнительницы православной духовной музыки Дивны Любоевич. Наряду с древними распевами, Дивна Любоевич в своей практической деятельности обращается и к современным партесным (многоголосным) хоровым композициям.

Своеобразный подход к партесу, свои принципы гармонизации древних распевов продемонстрировала регент Минского Свято-Елисаветинского монастыря монахиня Иулиания (Денисова).

Особое внимание организаторы фестиваля уделили древнерусской певческой традиции. Она была многогранно раскрыта в лекциях и практических занятиях преподавателей кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории: Кручининой А.Н., Швец Т.В., Мосягиной Н.В. Мы услышали об истории древнерусского церковного пения с иллюстрациями распевов в исполнении ансамбля «Ключ разумения», узнали об особенностях знаменной нотации, увидели сохранившиеся древние рукописи, на практических занятиях получили навыки литургического чтения.

Прекрасной школой знаменного пения было разучивание литургийных песнопений древнерусских распевов в творческих мастерских Татьяны Швец и Алексея Жукова. Кульминационной точкой этих занятий стало пение Литургии в Исаакиевском соборе. Надо заметить, Литургия в этот день шла не совсем обычно, она периодически прерывалась пояснениями диакона Андрея Кураева. Это была своего рода просветительская Литургия, и как сказал возглавивший службу епископ Гатчинский Амвросий, такая Литургия будет периодически совершаться в одном из храмов Санкт-Петербурга.

Литургия была необычной еще и потому, что в священнодействии участвовали три хора: два мужских под управлением регентов Алексея Жукова (руководителя праздничного хора Валаамского монастыря) и Георгия Сафонова (руководителя праздничного хора Московского Данилова монастыря) и женский хор под управлением Татьяны Швец (руководителя ансамбля «Знамение»). Сводным хором в 100 человек управлял Анатолий Гринденко (руководитель мужского хора «Древнерусский распев»). Невероятно сложно регентовать таким большим составом, а тем более, когда все поют в унисон знаменный роспев с его своеобразной, неравномерной ритмикой.str10-2

Еще одним итоговым мероприятием фестиваля стало выступление хора Академии в Великом Новгороде. Здесь под управлением главного хормейстера Мариинского театра Андрея Петренко прозвучала партесная программа, в которую вошли хоровые сочинения Д. Бортнянского, П. Чеснокова.

Заключительным моментом петербургской программы фестиваля стал отчетный концерт хоровых творческих мастерских в Капелле, где все мастер-классы и практикумы представили результаты своей работы.

Концерт получился очень интересным, все новообразованные коллективы звучали по-разному, чувствовался почерк талантливых и ярких руководителей: Николы Попмихайлова, Дивны Любоевич, Антониоса Кутруписа, Андрея Петренко, монахини Иулиании.

Наконец, финальным событием для нашего «очень смешанного хора», как в шутку называли себя академисты, стала поездка на Валаам и пение Литургии валаамским распевом в Спасо-Преображенском монастыре. Пение на русском языке за Литургией периодически сменялось пением на греческом языке. Так, некоторые ектении, Трисвятое, Херувимская песнь, Милость мира, запричастные песнопения звучали (неожиданно для нас) из уст монаха Иакова. Также на Валааме был организован концерт, в котором приняли участие все гости и праздничный хор Валаамского монастыря.

str10-3Венчала поездку замечательная экскурсия по скитам Валаама. И здесь не обошлось без пения. В каждом храме монаха Иакова просили что-нибудь спеть. И он пел наизусть сложнейшие, на наш слух, византийские распевы. Мы, воодушевленные, тоже пытались что-нибудь вспомнить. На ум приходили только тропари, известные всем. Конечно, мы их пели, но както тускло звучал наш хор и наши простоватые гласовые напевы на фоне ярко очерченных линий византийских мелодий и соответствующего им твердого, сильного голоса афонского монаха. В таком сопоставлении разных традиций ясно понимаешь, насколько глубже, богаче монодийное (одноголосное) пение. Кто-то, прочувствовавший разницу, даже обратился к находившейся среди нас расшифровщице древних рукописей с просьбой спеть знаменный роспев, что привело ее в смущение. Естественно, разве сравнится ее стаж с двадцатилетним опытом пения на Афоне.

В целом, фестиваль оставил самые приятные впечатления. На корабле в последние дни царило общее восторженное настроение. Очень трудно было ответить на вопрос в анкете – что более всего Вам понравилось, запомнилось? – поскольку понравилось и запомнилось многое. И всё-таки пение святогорских монахов поразило до глубины души. В наших храмах подобного не услышишь. Как разительно отличается живая богослужебно-певческая традиция от попыток реставрации распевов! Но будем надеяться, что трудами регентов, медиевистов, организаторов новых Академий и знаменный роспев со временем перейдет от состояния реставрации к полноценной богослужебной жизни.

Светлана Пьянкова