«Адам, где ты?» (О вере, Церкви и христианской жизни)

На данную тему мы беседуем сегодня с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).

Господь зовет всех

– Отец Паисий, как люди приходят к вере?

Адам, где ты? (Быт. 3, 9). Этот вопрос сопровождает человека всю его земную жизнь. Он может быть голосом совести, звоном колоколов храма, мимо которого мы проходим, встречей с верующим человеком, он слышится в каждой радости или скорби, посещающей нас. А что мы? Ответим ли: «Господи, вот я», прислушаемся к голосу совести, не пройдем равнодушно мимо храма, поделимся радостью веры с собеседником? Или же, как Адам, «убоимся» и «скроемся» – убоимся нашей духовной наготы, скроемся во мраке неверия, заставим замолчать нашу совесть?

Нас много, и все мы разные, со своими особенностями, характерами. Но у Бога для каждого есть свой подход, есть ключик к каждому сердцу. Нам надо, услышав призыв Бога, не прятаться от Него, а пойти навстречу Его любви, спасению и вечной жизни.

Перечислить все пути к вере или указать какой-то универсальный путь невозможно. Но об одном случае рассказать хочется. Так сложилось, что в семье у одного человека жена и дети были крещены, а он остался некрещенным. Его останавливало то, что по роду деятельности он должен был заниматься делами, несовместимыми, по его словам, с евангельскими заповедями. Несколько лет ради семьи он не решался оставить высокодоходную работу. Но – выбор сделан: прежняя работа оставлена, новая – не денежная, зато и руки, и совесть чистые. Сегодня он уже православный христианин. Вот пример осознанного и настойчивого стремления к Богу, к вере.

– А как пришли Вы?

– Я рос в семье не атеистической, но и не церковной, не помню, чтобы когда-либо велись разговоры на духовные темы. В школе результатом материально-атеистической программы было то, что мы с удовольствием определяли, кто от какой породы обезьян произошел. После школы дальнейшая учеба, армия, и вновь учеба также не расположили меня к рассуждению о духовном. Положение изменилось, когда я стал работать в КБ оборонного предприятия. Коллектив сотрудников был дружным, творческим, склонным к размышлениям и анализу. Тогда и стали мы задумываться о смысле жизни, мироздании. Постепенно приходило понимание какой-то нелогичности, бессмысленности жизни ради смерти. Не могу сказать, что я искал именно Бога. Бог нашел меня Сам. И случилось всё очень просто – я осознал с несомненной ясностью в один прекрасный день, что Бог есть, и всё встало на свои места. Я был поставлен Богом на путь, по которому надо идти до конца жизни – теперь уже не к вере в Бога, а к Самому Богу. А на вопросы о смысле жизни Бог ответил мне через Священное Писание и Писания отцов.

Вера и дела

– «Вера без дел мертва», – говорит апостол. Как вера может быть «мертвой»?

Говоря о вере во Христа, св. Игнатий Брянчанинов утверждает, что только человек, познавший свою греховность, свое падение, невозможность спасения своими силами, «признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». Таким образом, не просто вера в существование Христа ведет к принятию Его (поскольку и бесы веруют и трепещут – Иак. 2, 19) – истинную веру рождает познание своей греховности и падения.

Читаем у апостола Иакова: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Эти слова встречаются и в Священном Писании, и у святых отцов. Как их понимать? Вера мертвая – это признание Христа лишь умственным убеждением, рассудком. Вот человек «ходит» в церковь, «отстаивает» богослужения, исповедуется, зачитывая стандартный список привычных грехов, Причастие становится привычным действием – размеренная, спокойная жизнь, «как у всех». Духовная работа над собой замещается исполнением церковных правил, участием в церковной деятельности, благотворительностью – соблюдена «внешняя исправность». Безусловно, всё это и хорошо, и нужно (исключая, конечно, формализм, привыкание, фарисейство), но – этого недостаточно. Есть в математике такая формулировка – «условие необходимое, но недостаточное». Чего же недостает? – того, чтобы вера умственная стала еще и сердечной, неформальной.

Живая вера – это вера сердцем, «шествие в мир духовный, в мир Божий» (св. Игнатий), живая связь с живым Богом. Как говорят отцы, надо не только верить в Бога, но и верить Богу; верить, что слова Евангелия несут в себе свет и истину; что Промысл Божий управляет жизнью человека; что Бог, даровав нам жизнь земную, призывает нас и к жизни вечной. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте, – призывает апостол Павел (2 Кор. 13, 5). Каким образом это делать? Ответ простой – сравнивая свою жизнь с Законом Божиим и приводя ее в  соответствие с ним, в чем-то меняясь после каждой исповеди, а еще лучше – каждый день; изгоняя лицемерие и беззаконие.

– Что важней – вера или дела (догматы или нравственность)?

– Важно и то и другое – и вера без дел мертва, и добрые дела не помогут без истинной веры. Их и разделять нельзя – это две стороны христианского благочестия. Перед Своим вознесением на Небо Господь наставляет учеников в деле предстоящей им апостольской проповеди: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам (Мф. 28, 19–20). По толкованию отцов, слова о крещении во имя Троицы свидетельствуют о важности христианской догматики; а слова о «соблюдении» относятся к деятельной добродетели – исполнению Божиих заповедей.

Как говорит св. Иоанн Златоуст, «достоинство человека состоит в точном соблюдении истинного учения и в добродетельной жизни».

Можно ли обойтись без Церкви?

– Многие из людей крещеных, считающих себя православными, отвечают на этот вопрос утвердительно, ссылаясь на «веру в душе»…

Обойтись – да, можно. А вот достичь спасения (для чего мы, собственно, и принимаем Крещение) – не получится.

Цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа и достижении через это спасения – избавления человека от греха и его последствий: смерти, ада, и обретение спасенным Царства Небесного. Обновленный Божественной благодатью человек начинает видеть свое падение, осознавать недостаток собственных сил для борьбы со грехом и правоту слов Спасителя: Без меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Спасение может быть достигнуто только в сотрудничестве человека и Бога, и только в Церкви. Почему именно в ней? Потому что так установил Бог. Церковь – орудие спасения человека Богом. Для того он ее и создал.

В Евангелии от Иоанна читаем: истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53–54, 56). На вопрос – как это может быть? – отвечает блж. Августин: «Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь». Только в Церкви, по словам св. Илариона Троицкого, Таинство Причащения соединяет людей с Богом и друг с другом. А св. Киприан Карфагенский утверждает, что «тот уже не имеет Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Подведем итог словами св. Феофана Затворника: «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения – всё то найдешь в ней – и только в ней. Помимо нее и Сам Господь не дает сих благ». Так учат все отцы Церкви, тогда как «неправые умствования отдаляют от Бога» (Прем. 1, 5). Считать, что христианином можно быть вне Церкви, и относится к числу «неправых умствований».

В Своей Церкви за каждой Божественной литургией Сам Господь зовет нас: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя…» Далеко не всегда мы откликаемся… «Адам, где ты?»

Св. Иоанн Златоуст: «Нравственность представляет собою как бы тело, а соединенное с нею познание догматов занимает положение благоустроенной души. Подобно тому, как в теле, когда оно разъединено с душой, состав членов бесполезен… так точно и красота нравственности мертва, если не одушевляется силой догматов».

О разном

– Почему дети в подростковом возрасте нередко отходят от Церкви?

– Непростой вопрос. Действительно, охлаждение к Церкви, или даже уход подростков из нее – явление довольно частое. В большинстве своем ответственны за это родители. К ним и обращены слова отца Иоанна Крестьянкина: «Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете! И это надо помнить». Конкретного ответа на поставленный вопрос у меня нет. Но у меня есть встречный вопрос: а что мы делаем для того, чтобы наши дети не уходили из Церкви? Нельзя привить любовь силой, принуждением. Что у нас преобладает – убеждение и личный пример или применение родительской власти, да еще зачастую с угрозами? Видит ли ребенок влияние веры на наше поведение, образ жизни? Что ребенок приобретает в Церкви – стремление к духовному возрастанию или привычку? Если добавить и влияние окружающего мира: контакты с друзьями, СМИ, интернет, разгул нецензурной лексики и т.п., то в целом картина вырисовывается не очень радостная. В вакханалии современного мира порой трудно устоять и взрослому человеку, а уж подростку… Если он отошел от Церкви и не слушает родительских увещеваний, остается последовать отеческому совету: больше говорить Богу о детях, чем детям о Боге. Вспомним пример св. Моники, матери блж. Августина, десятки лет молилась она о сыне и – вымолила. А пока ребенок еще не ушел из «зоны» нашего влияния, не будем забывать, что если мы живем реальной духовной жизнью, а не имитируем православие, вероятность того, что он останется в Церкви, увеличивается.

– В чем сила молитвы?

– Молитва – это общение наше с Богом, Всемилостивым и Всемогущим, мы прославляем Его, благодарим, просим прощения, помощи (последнее чаще всего). Бог может всё, может и прошения наши исполнить, если то, чего просим своевременно и для нас полезно. Св. старец Паисий Святогорец сравнивает молитву к Богу с телефонной связью с Ним. Воззовет ко Мне, и услышу его… (Пс. 90, 14), потому и призывает нас апостол постоянно быть «на связи»: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес. 5, 16–18).

Вспоминается эпизод из жизни старца: к нему приехал паломник из Америки, происходит беседа. «Америка! Великая страна, – говорит старец. – А на луну вы летали?» «Летали», – отвечает гость. «Денег много потратили?» – «Да, очень много! Миллиарды долларов!» – «Бога там видели?» – «Нет, Бога не видели». – «А мы до Бога на одном сухаре долетаем!»

Конечно, не будем сравнивать молитву великого старца со своей. Просто будем помнить слова отцов: «если хочешь, чтобы Бог услышал тебя в молитвах, послушай Его в заповедях».

– Хочется посетить святые места, а возможности к тому нет…

– В любом случае в уныние впадать не стоит. В молитве можно попросить Бога, чтобы Он, если это действительно нужно, помог осуществить желаемое. А пока попытайтесь понять: в чем вы видите смысл поездки, какую цель ставите пред собой, что хотите получить? Если паломничество будет дополнением к внутренней работе, которую призван совершать каждый христианин, то результатом станет укрепление веры, некое духовное возрастание. В противном случае будет турпоездка, экскурсия с приобретением сухариков, масла, икон и прочего. Можно поехать в любое место и вернуться, не получив никакой пользы. Говорят – в святых местах особая благодать. Да разве только в этом дело? А место в сердце для нее мы подготовили, очистили? По этому поводу св. Феофан Затворник сказал: «Нужно в сердце поселить Бога, тогда не будет острой нужды в поездках, всё будет в душе». Святые подвижники, затворники не выходили из своих келий. И какой силы духа они были?! Вот св. Серафим Саровский говорил: «Здесь у меня и Киев, и Иерусалим, и Афон», и много раз Матерь Божия приходила к нему и приветствовала словами: «Любимче Мой!»

Если же возможность поездки существует, то на вопрос «ехать или не ехать?» ответ однозначный – ехать. И постараться быть при этом, по возможности, паломником, а не туристом. И еще: если вы приехали в монастырь и есть возможность здесь потрудиться, пусть и самое короткое время (хотя бы просто посуду в трапезной помыть или лук на огороде выкопать) – не отказывайтесь. Будет польза и вам, и обители.

– Почему люди во всем обвиняют Бога?

– Действительно, часто так получается, что причиной всех наших «неприятностей»: неудач, бедствий, болезней, стихийных бедствий и всего прочего, вольно или невольно, сознательно или по привычке мы считаем Бога. Нередко приходится слышать возмущенное: «как Бог может смотреть на это?» (по поводу трагедии в Кемерове); «почему Бог допускает это?» (об отношениях с Украиной); «где справедливость Бога?» (вечная тема: здоровые-больные, богатые-бедные). Но разве от Бога коррупция, из-за которой происходят трагедии? Разве Бог благословляет отпадения от Церкви, искажения веры, результатом чего являются ненависть и братоубийственные войны? Разве не благодаря построенным людьми отношениям и социальным системам существуют голод, нищета, болезни? Всё это – дело рук человеческих, результат противопоставления воли человека воле Божией. Мы же, оправдывая свое нежелание исполнения Его воли, Его законов, прячемся за словами «на всё воля Божия», «Господь попустил», перекладывая на Бога ответственность за все наши земные дела. Что же касается справедливости… Бог не справедлив – Бог бесконечно милосерд. В противном случае давно бы уже не существовало ни нас, ни земли.

Истоки обвинений Бога и вообще кого-либо (кроме себя) мы видим уже в раю, у наших прародителей – Адама и Евы. Помните, как на вопрос Бога к Адаму, не ел ли он запретного плода, тот ко признанию во грехе присоединяет оправдание соблазном жены: она мне дала плод с этого дерева; и даже жалобу на Самого Бога: жена, которую Ты мне дал. Жена же в свою очередь слагает вину свою на змия: змей обольстил меня (см.: Быт. 3, 12–13). Так уже в раю зародились боязнь ответственности за содеянное, трусость, предательство… К сожалению, все эти неблаговидные качества мы, потомки Адама и Евы, усвоили в полной мере. И сейчас люди обвиняют Бога, так как в противном случае им придется обвинять себя (хотя это и было бы как раз самым правильным).

Хорошо, если каждый из нас будет чаще самому себе адресовать этот библейский вопрос: «Адам, где ты?» После чего, честно в себе разобравшись, останется лишь сказать: «Во всем виноват только я. Прости меня, Господи!»

Беседовала Людмила Кузнецова, 27 мая 2018 года