По благословению Высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Саратовского и Вольского
Архиерейское подворье — Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова

Не аскетического христианства не бывает (беседа перед Великим постом)

fc762b855381612719c02c6ab44d08eb«Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на Небо, живя прохладно» (св. Исаак Сирин).

Справка. Аскетизм – от греческого «упражняться». Под христианским аскетизмом (или подвижничеством) отцы Церкви понимают сознательное несение подвигов (в их числе и поста), способствующих приобретению христианских добродетелей, праведности, благочестия. Аскетический идеал – святость. Аскетизм не является уделом немногих избранных, он – непременное и необходимое условие христианской жизни (из православной энциклопедии).

В преддверии Великого поста о христианской аскезе и о посте как одной из важнейших ее ступеней мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора иеродиаконом Паисием (Шурухиным).

Начнем с истории поста

post3– Отец Паисий, как давно Великий пост получил «прописку» в Церковном Уставе; и почему он называется «великим»?

– Если говорить о посте вообще, а не именно великом, то окажется, что он (пост) старше и Устава, и самой Церкви. Самая первая заповедь, данная Богом человеку в раю – о невкушении плодов с древа познания добра и зла (см.: Быт. 2, 16–17) – была как раз заповедью поста, воздержания. Т.е. история поста начинается одновременно с историей человечества. И далее, после грехопадения праотцев, пост как духовное явление существовал еще с дохристианских времен. Постились как отдельные ветхозаветные праведники (Моисей, Илия, Иоанн Предтеча и др.), так и целые людские сообщества. Посты часто сопутствовали различным бедствиям, событиям, когда особенно нужна была помощь Божия. Через ветхозаветных пророков призывает к посту Бог: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему (Иоиль 2, 12–13).

Во времена Нового Завета Великий пост, Четыредесятница, совершается в подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после крещения в Иордане (см.: Лк. 4, 1–2) и как подготовка к празднику Пасхи. Точной даты установления этого поста нет; формирование его заняло несколько столетий и было связано с развитием церковного года. С появлением пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост. Истоки Великого поста можно увидеть уже во II–III вв.

Почему называется «великим»? – По продолжительности, по строгости Устава, по содержанию богослужений и той особой глубине покаяния, к которой призывает нас в эти дни Святая Церковь. По исключительности тех событий, сопричастниками которых становятся верующие на Страстной седмице, и величайшей радости следующего за ней праздника Светлого Христова Воскресения.

О сути поста

– Пост – ограничения в пище, но ведь не только это?

– Иногда можно услышать, что пост – одна из разновидностей диеты, служит для очищения организма и поэтому полезен. Это утверждение некорректно уже потому, что диета воздействует только на одну составляющую человека – его тело. Пост же предназначен для всего человека – и для тела, и для души. Он может способствовать и очищению организма, но не это в нем главное.

Так в чем же смысл поста? Обратимся к словам Господа: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23, 25–26). Вот и ответ: пост – это очищение «сосуда», человека; внешнего – тела, и внутреннего – души. Соответственно, и пост можно рассматривать как делание внешнее – для тела, и внутреннее – для души.

О значении внешнего делания прекрасно сказал св. Иоанн Кронштадтский: «Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным»; и св. Игнатий Брянчанинов говорит, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвость, чистоту, тонкость». Очевидно, что пост для тела – внешний пост, не самоцель, он способствует нам в принятии подвигов внутреннего поста. Внешний пост состоит не только в отказе от скоромной пищи, пития, но и от определенного рода развлечений, от всякого угождения плоти.

Пост внутренний, духовный – это подвиг сердца. Этот пост наиболее ценен для Господа, поскольку именно он очищает внутренность сосуда, нашу бессмертную душу. Подвиг духовного поста – это прежде всего усиленная молитва к Богу, честный самоанализ пред лицом Бога. Это осознание своей греховности, глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом. Это наш путь к Богу.

По сути дела, все заповеди Божии «постные», поскольку они призывают к воздержанию от чего-либо: не пожелай, не убивай, не прелюбодействуй… Все они говорят – «не вкушай». Как поется в великопостных стихирах, «истинный пост есть злых дел отчуждение». Вместе с тем и творение дел добрых, обретение евангельских добродетелей.

– Как относиться к известному выражению «В здоровом теле– здоровый дух»?

– Думаю, что не стоит искать в нем какой-то христианский смысл. Ведь мы знаем массу примеров, когда в здоровом теле дух оказывался совсем не здоровым, и, наоборот, в немощном, бессильном теле обитал Дух Божий. Можно рассматривать эти слова как призыв к занятиям физкультурой, спортом, проявлению заботы о теле. Кстати, христианство никогда не призывало гнушаться телом, разрушать его. Оно лишь устанавливало правильную субординацию: душа–тело, а не тело–душа. Приоритет за бессмертной душой. Она является животворящей частью человека, она – с Неба; а тело, сравниваемое отцами Церкви с домом души, ее одеждой, – от земли. Забота о теле не должна ставиться во главу угла, она должна быть разумной. «О душе заботься больше всего, а о теле – сколько необходимо», – говорят отцы. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом, но не наоборот. К достижению этого направлена вся христианская аскеза. К сожалению, в большинстве своем люди этому правилу не следуют, удовлетворение запросов плоти они считают главной целью своего бытия.

Пост – лишение или приобретение?

– О. Паисий, многодневные посты, особенно «великий», кажется, состоят из сплошных ограничений, запретов: не ешь, откажись, не включай, не смотри…

– Есть ради чего потерпеть. Вспоминаются слова одного из блаженных подвижников: «Суров мороз, да сладок рай».

Что же мы во дни поста якобы теряем и что приобретаем? Мы уже немного об этом говорили, давайте разберемся еще раз.

Обратимся вновь к истории. После нарушения воли Божией – заповеди поста, прародители наши были выдворены из рая, «заразив» греховной порчей и своих будущих потомков – весь человеческий род, и окружающий мир. Дальнейший путь людей Бог определил словами: со скорбью будешь питаться от нее (земли) во все дни жизни твоей… в поте лица твоего будешь есть хлеб…(Быт. 3, 17–19). Но человек не довольствовался необходимым для жизни и стал искать во всем наслаждений и удовольствий. И хотя Бог неоднократно напоминал, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих (см.: Мф. 4, 4), люди в большинстве своем всё более забывали и о Боге, и о своем Небесном отечестве, об истинном наслаждении своих праотцев в раю – постоянном Богообщении; всё более увлекались земным. И ныне живущий без воздержания мир практически погружается в животное состояние: «ешь, пей, наслаждайся».

И вот, для того чтобы не утонуть в этом во зле лежащем мире (который, несомненно, действует и на нас), не утратить ориентиров на тесном пути спасения, Церковь предлагает нам, своим чадам, на какое-то время как бы сугубо обособиться, оторваться от этого мира. Это время поста, – время, когда, по возможности отстранившись от внешнего, можно разобраться в себе, понять, каков ты по отношению к самому себе, ближним, окружающему миру, Богу. Подвиг поста и молитвы помогает человеку увидеть себя в истинном свете, познать с помощью Божией свои слабости и немощи. В эти дни мы чаще ходим в храм, чаще каемся и причащаемся, стремимся исправиться; Господь же, в ответ на наши усердные труды, дарует нам Свою благодать, которая реально меняет нашу внутреннюю жизнь к лучшему. И если св. отцы называют Церковь духовной лечебницей, а пост – лекарством от греха, то Великий пост можно сравнить с курсом интенсивной терапии, укрепляющей здоровье души и тела.

Стоит ли при этом оценивать пост как время потерь? Так ли это? Отказавшись от мясо-молочных продуктов (которые уже и называются-то не мясными, а мясосодержащими, не молочными, а молокосодержащими и т.д.), мы одновременно отказываемся от красителей, наполнителей, консервантов и пр., давая возможность организму очиститься от них и окрепнуть. Ограничивая себя в общении с окружающими, мы отстраняемся от пустых разговоров, пересудов, освобождая время для дел полезных. Отключив средства коммуникации, мы лишаем себя избыточной и зачастую лживой и противоречивой информации, приводя в порядок наши мысли и получая возможность сосредоточиться на молитве, богослужении, духовном чтении.

И если посмотреть с этой позиции, то все наши приобретения неизмеримо превышают наши потери. По сути, мы лишаемся того, что для нас излишне, ненужно и даже вредно. И, самое главное, избавляемся от пороков, недостатков, вредных привычек, приобретая при этом навык к молитве, церковной службе – разве это потеря? Мы получаем возможность из ослабленной, больной ветви лозы стать окрепшей, плодоносящей ветвью тела Христова, более плодотворно подвизаться на пути спасения, в конце которого нас ждет Сам Спаситель: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Это ли не приобретение? И начинается это Царство уже на земле.

Идти «царским путем»

«Рассудительность научает человека идти царским путем, избегая опасных крайностей. В отношении к пощению она не допускает ни до чрезмерного изнурения тела, ни до поблажек ему» (св. Антоний Великий).

– О. Паисий, как совместить строгость Устава поста и нашу немощь? Что можно посоветовать тому, кто впервые вступает на поприще поста?

– О царском пути говорит св. Димитрий Ростовский: «Царский путь – это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть». Это предполагает разумную оценку своих сил и, в соответствии с этим, выбор режима поста. Никто от нас не требует доведения себя до изнеможения. Всегда нужно помнить, что убивать следует не тело, а страсти. Необходимо иметь в виду, что, приняв на себя излишне суровые подвиги, легко впасть в прелесть, в гордость. Если же установить слишком льготный режим питания для внешнего человека, мы утесним человека внутреннего.

О пощении по Типикону (т.е. Уставу). В Типиконе изложена идеальная норма жизни для каждого христианина. И несмотря на то, что для большинства из нас этот идеал не достижим, мы всегда должны стремиться к исполнению его предписаний по мере своих сил. Только вот постараться надо эту меру определить объективно. Бывает нередко, что о немощи мы вспоминаем лишь тогда, когда дело касается церковных послушаний: службы, молитвы, поста и пр. Если же посмотреть, сколько сил, старания и упорства мы вкладываем ежедневно в исполнение мирских «подвигов», то невольно задаешься вопросом – о какой немощи идет речь?

Что посоветовать начинающим? В соответствии с тем, что сказано, трезво оценить свои силы; обязательно посоветоваться со священником и получить его благословение. И вместе со всей Церковью безбоязненно вступить на путь поста – ведь только попав в воду, можно научиться плавать. Помощником и учителем в этом плавании будет Сам Господь. Помните, как Он апостола Петра учил по водам ходить (см.: Мф. 14, 28–31)? Точно так же всегда поможет и нам, если мы, по маловерию, начнем «утопать».

«Дай кровь и прими Дух»

– О. Паисий, объясните, пожалуйста, это святоотеческое выражение.

– Обратимся за помощью к св. Игнатию Брянчанинову. Он пишет: «Нужно много времени, нужен кровавый подвиг, особенная Божия помощь, чтоб свергнуть иго страсти, принятой произвольно… “Дай кровь и прими Дух”, повторяем мы изречение отцов, ознакомившихся опытно с этой борьбою».

Не надо бояться жесткости этих слов. Мы ведь знаем, что Царство Небесное силою берется и «тесные врата» ведут в него (см.: Мф. 11, 12; 7, 14). Св. отцы учат, что для получения духовных даров нужно потрудиться даже до пролития крови. Да мы и в мирской жизни знаем, сколько трудов надо положить, чтобы совершить какое-то полезное дело. Вот и человеческую душу можно «обустроить» только многими трудами и многой борьбой. Мы просим у Господа: дай смирение, дай терпение, дай покаяние и т.д. Но ведь как ни в чем не преуспеем мы без помощи Божией, так и Господь не даст ничего без наших трудов. Хочешь стать не гордым, а смиренным – терпи без раздражения обиды и несправедливости; хочешь быть кротким – не впадай в гнев и раздражение; хочешь получить дар молитвы – заставляй себя молиться, даже когда не хочется. И так по каждому нашему прошению и желанию: борьба с самим собой, она самая трудная.

И если мы не хотим хоть в какой-то мере утеснять себя, то не надо удивляться, что нет у нас никаких духовных даров, нет молитвенного общения с Богом. Выражение «дай кровь» не следует понимать буквально. Не об этом речь – о тяжелом труде, об ущемлении и ограничении себя, любимого, ради обретения Божией благодати – вот о чем нам говорят, к чему нас призывают св. подвижники.
Наш крест, который должен нести каждый православный христианин, – жить в этом безбожном мире по заповедям Божиим, в сознательном, смиренном перенесении всякого рода трудностей, в том числе и душевных. Помнить, что все наши добрые дела – это не наша заслуга; это наша обязанность, наш посильный долг перед Господом; наша благодарность Ему за дарованную вечную жизнь. И изгнать из себя «легион» бесов мы можем только «дав кровь» – упорными постом и молитвой (см.: Мф. 17, 21).

Возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24), – говорит Господь. А «свой» для каждого христианина тот крест, который дает Сам Господь. Им человек и спасается – крестом, а не комфортом.

Беседовала Людмила Кузнецова