11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, после утренней службы на территории Свято-Троицкого собора Саратова необычайно многолюдно. Прихожане выходят из храма, но не спешат расходиться по домам. От остановки общественного транспорта в сторону собора спешат группы людей, на лицах — радостное волнение. Молодые люди выносят из храма лавочки и ставят их в тени, словно хотят сделать зрительный зал. С колокольни раздается звон — тихий, короткий, как намек: подождите немного, скоро все начнется. «Что сейчас будет?» — удивленно спрашивают прохожие, робко присаживаясь на скамейки. А это, дорогие гости, фестиваль-концерт колокольного звона «Голос Церкви — 2022».
Погода — сентябрьская: на солнышке жарко, хоть куртку снимай, а уйдешь в тень — зябко. Но молодому человеку с микрофоном в руках, который снова и снова репетирует текст, явно жарко от волнения — так горят у него щеки. Это Арсений Бойко, участник молодежного клуба «Ковчег», сегодня у него важная роль — он ведущий фестиваля. Нарастающим звоном начинают петь колокола, это демонстрирует свое мастерство гость фестиваля, руководитель Центра звонарского мастерства г. Омска Владимир Дмитриевич Маловечкин. Праздник начинается…
«Голос Церкви — 2022» — это третий после его возрождения фестиваль-концерт колокольного звона. После долгого перерыва мероприятие было возобновлено по благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия. А самый первый фестиваль колокольного звона в Саратове прошел более тридцати лет назад. В далеком 1991 году его организовал профессор Саратовской консерватории, создатель и президент Ассоциации колокольного искусства России Александр Сергеевич Ярешко. Оказывается, Александр Сергеевич родился 11 сентября, в этом году ему исполнилось бы 79 лет. Это человек, который внес неоценимый вклад в сохранение традиций колокольного звона. Свободное время он проводил в экспедициях: ездил по деревням, общался со старожилами, записывал их воспоминания о звонарском мастерстве начала XX века. Все полученные знания Александр Сергеевич передал своим ученикам.
В память об Александре Ярешко и его мастерстве звонаря народная артистка РФ, профессор кафедры народного пения и этномузыкологии Елена Андреевна Сапогова исполнила песню на слова иеромонаха Романа (Матюшина) «Колокольный звон». Слушая это проникновенное исполнение, гости фестиваля украдкой смахивали слезы.
— Хотя Александра Сергеевича Ярешко нет с нами, память о нем жива. Главный звонарь Саратова и всей России, сколько сил он приложил к возрождению звонарного искусства в нашей стране! Он оставил нам свои работы, его ученики и сегодня радуют нас своим мастерством колокольного звона. Те, кто знал Александра Сергеевича, когда слышат колокольный звон, всегда вспоминают его, — с дрожью в голосе говорит Елена Андреевна.
Чтобы познакомить гостей фестиваля с творчеством Александра Ярешко, организаторы показывают запись его выступления. В кинохронике 1991 года Александр Сергеевич с другими мастерами исполняет звоны на главной колокольне Троицкого собора — на первом после возрождения фестивале. То удовольствие, с каким мастер звонит в колокола, передается не только тем зрителям, которые стояли у стен собора 31 год назад, но и нам — хотя мы видим это выступление на экране.
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой народного пения и этномузыкологии Алевтина Анатольевна Михайлова после просмотра кинохроники делится своими воспоминаниями об этом выдающемся ученом. По ее словам, звонница Троицкого собора была у Александра Сергеевича самой любимой. Он показывал ее студентам как образец.
Разнообразными колокольными мелодиями гости фестиваля смогли насладиться сполна. Ведь его кульминацией стал экзамен по звонарному искусству для выпускников школы звонарей Троицкого собора. Каждое их выступление — настоящий разговор с Богом на языке музыки. И пока она звучит, ты забываешь обо всем земном и устремляешься мыслями к самому важному.
Конечно, выпускники школы звонарей очень волновались. Но все справились со своим экзаменом, и это оценили не только гости фестиваля, но и члены жюри, поставившие всем выпускникам «отлично». Радость от высоких оценок ученики скрыть не могли, да и не пытались. И мы, зрители, были рады разделить ее с ними.
«Как интересно, — обсуждали гости фестиваля, — звонарем может стать человек в любом возрасте! Смотри, тому мальчику, кажется, лет тринадцать, а рядом с ним выпускница — взрослая женщина. А как звонят! Профессионалы!»
Затем выступили мастера. Анна Юрьевна Выдрина, создатель и руководитель школы звонарей Свято-Троицкого собора, Александр Родионов — самый юный профессиональный звонарь Саратовской епархии, несущий послушание в Покровском соборе, и уже упомянутый Владимир Дмитриевич Маловечкин показали мастер-класс гостям фестиваля и ученикам школы звонарей. Переливы звонов завораживали, профессионалы раскрыли перед зрителями все возможности того самого уникального набора колоколов на звоннице Троицкого собора, который так ценил Александр Ярешко. Ученики школы звонарей прошлых лет тоже получили возможность продемонстрировать свои навыки. Мы узнали, что звоны у колоколов в былые времена были будничные, праздничные, свадебные, красные, малиновые, малые и великие. Эти колокольные мелодии и стараются сохранить сегодня звонари.
Но не только мастера колокольного звона радовали зрителей фестиваля. Участники молодежного общества «Ковчег» читали стихи о колокольном звоне, воспитанницы воскресной школы Троицкого собора исполнили песню на стихи Сергея Есенина и сыграли мелодию «Звуки тишины». Организаторам фестиваля удалось создать в этот воскресный день очень уютную атмосферу. И свой вклад в это внесли участники общества «Ковчег», которые приложили много сил, чтобы фестиваль удался. Они заранее рекламировали фестиваль в социальных сетях, писали творческую программу, готовили площадку для выступления. По сложившейся традиции ребята провели на территории собора благотворительную акцию «Добрые блины»: вырученные средства от розданных за пожертвования домашних блинов пойдут на помощь тяжелобольным детям. Для тех же целей саратовские рукодельницы развернули чуть поодаль от концертной площадки благотворительную ярмарку, на которой продавались милые игрушки.
Колокольный звон затих, звонари спустились с колокольни, присоединившись к гостям.
— А завершит наш фестиваль ансамбль древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова под руководством руководителя Анжелы Хачаянц, — объявил ведущий.
Девушки в древнерусских костюмах исполняют духовные песни, и снова слышат зрители слова о колокольном звоне, Боге и вере. Ведь именно для этого и собрались люди: прославлять Господа колокольным звоном.
Газета «Православная вера», № 18 (710), сентябрь 2022 г.
[Юлия Пиунова]