Рождество Христово – одно из важнейших событий евангельской истории. В память о нем христианская Церковь установила праздник, вошедший в число двунадесятых, второй по значению после Пасхи. Его главный смысл – прославление появления на земле Спасителя – раскрывает Евангелие, повествующее о том, как в пещере недалеко от Вифлеема (Палестина) произошло чудо рождения Младенца Иисуса Христа у избранной Господом Девы Марии. По преданию, это великое и радостное событие ознаменовалось появлением на небе необычайно яркой звезды, получившей название Вифлеемской.
Самые первые торжественные богослужения в честь наступления праздника начинаются именно в Вифлееме в церкви Рождества Христова, одном из самых древних христианских храмов Святой Земли. Сюда к почитаемой святыне – месту рождения Иисуса Христа – как и много веков назад, собираются на поклон христиане со всего света. Сейчас это сакральное место под православным престолом крипты базилики обозначено четырнадцатиконечной серебряной звездой с надписью на латыни: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».
Во все времена путешествие в Святую Землю – длилось ли оно полтора года, как в Средние века, или полторы недели, как в XIX веке, – было именно паломничеством. Предки современных богомольцев спешили приехать в Палестину непосредственно к Рождеству Христову, так как с этого праздника начинался паломнический сезон.
Как известно, русское паломническое движение достигло своего апогея в XIX – начале XX веков. Всплеск интереса обусловливался давними необычайно крепкими духовными узами между Палестиной и Россией.
Ежегодно тысячи русских поклонников, добровольно приняв на себя религиозный подвиг, отправлялись в далекий путь, сопряженный с различного рода опасностями и лишениями. Они стремились побывать на земле, ставшей свидетельницей земной жизни Господа Иисуса Христа и просиявшей многими подвижниками, воочию увидеть и прикоснуться к святыням Палестины, в которой видели «свою родину не по плоти, а по духу». Н. В. Гоголь, отправившийся в Святую землю в феврале 1848 года, написал В. А. Жуковскому о целях своей поездки: «поблагодарю, как сумею, за всё бывшее. Помолюсь, да укрепится душа и соберутся силы».
Паломничество являлось важнейшим моментом жизни русского человека, а воспоминания о нем стирались в памяти. Возвращаясь на родину, стараясь запомнить подробности пережитого путешествия, паломники везли с собой различные вещественные духовные сувениры – гальку из реки Иордан, ветки пальмы и акриды, соцветия камыша Генисаретского озера и т.д.
Некоторым паломникам удавалось привезти в родные края частицы подлинных христианских реликвий. Еще в XIX веке многочисленным богомольцам доставались кусочки древней мозаики из вифлеемской базилики Рождества Христова. Инок Парфений (Агеев) (1806–1878), полгода проживший в Иерусалиме в 1845–1846 годах, сетовал, что «был весь храм изукрашен; ныне же осталось только в самом верху, а внизу всё арабы отколупали, да и продают поклонникам; и я купил больше сотни». Поэтому для сохранения древних христианских святынь в XIX веке в Палестине было широко налажено производство духовных сувениров из различных материалов (камня, дерева, перламутра, стекла, металлов) – евлогий (греч. «благословенные»).
Одним из традиционных промыслов Палестины была резьба по перламутровым раковинам. Различные изделия из этого природного материала (иконы, образки, кресты, четки) отличались особенной редкой красотой. Диковинные для России реликвии из перламутра пользовались большим спросом и у русских паломников. В XIX веке признанными центрами художественной обработки раковин жемчужниц были два города – Вифлеем и Иерусалим.
В собрании Радищевского музея хранится небольшая коллекция палестинских паломнических реликвий, выполненных в технике миниатюрной резьбы по перламутру. В их числе удивительная икона малой формы неизвестного мастера XIX века «Рождество Христово». Она поступила в музей в 1887 году как дар императора Александра III в числе 50 экспонатов, отобранных из Императорского Эрмитажа для Радищевского музея.
Ранее икона принадлежала коллекции Московского Голицынского музея, основанного в 1865 году князем М.А. Голицыным (1804–1860), дипломатом, писателем, знатоком изобразительного искусства. Коллекция этого музея создавалась несколькими поколениями семьи и включала в себя библиотеку, произведения античного искусства, западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XV – XIX веков. В 1886 году собрание Голицыных было выкуплено Императорским Эрмитажем.
История приобретения иконы владельцами неизвестна. Однако, несомненно, она является паломнической реликвией, привезенной из Палестины.
Выбор сюжета мастером неслучаен, поскольку традиционными темами резных на перламутре евлогий были евангельские сцены. Ведь Палестина – хранительница истории земной жизни Иисуса Христа.
По легенде, момент Рождества Христова был сокрыт от человеческих глаз, как непостижимое разумом чудо – Слово стало плотию (Ин. 1,14). Поэтому в течение многих столетий художники искали различные способы его воплощения в художественных образах произведений изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства. Ключ к пониманию и правильному истолкованию они находили в текстах Евангелия и апокрифов, повествующих о Рождестве Христовом, как о событии, исполненном величавой тайны и предсказанном людям древними пророками.
Самые ранние изображения появились в первые века христианства. С течением времени в религиозном искусстве выработался стойкий канон, соединивший все эпизоды предания о Рождестве. Зачастую, в основу большинства резных на перламутре икон с сюжетом Рождества Христова была положена композиция вифлеемского извода с изображением лежащего в центре спеленатого Младенца Христа в яслях и стоящих по сторонам Девы Марии и святого Иосифа. В представленной музейной иконе мастером-резчиком предлагается оригинальное прочтение евангельского предания, восходящее к западноевропейским иконографиям.
Особенность иконы – сложная, строго выверенная многофигурная композиция. Все пространство разделено по центру горизонтальной и вертикальной резными широкими линиями, образующими четыре равных клейма. В верхнем ряду: «Поклонение волхвов» (слева) и «Рождество Христово» (справа); в нижнем ряду – «Избиение младенцев» (слева) и «Бегство в Египет» (справа). По замыслу мастера-резчика «читать» икону следует в соответствии с ходом евангельской истории.
Немногословный текст Евангелия точно и ясно рисует не только лишенную всяких атрибутов величия, но отмеченную почти убогой простотой обстановку рождения Спасителя в пещере неподалеку от Вифлеема.
В клейме «Рождество Христово» внимание акцентировано на помещенной в центре композиции сидящей фигуре Девы Марии, подарившей жизнь Сыну Божьему. Нежно обнимая спеленатого Младенца, Она скромно принимает дары пастухов, пришедших первыми поклониться новорожденному. Ликуют и прославляют Младенца Христа Небесные Силы. Свидетельство тому – образ парящего Ангела с лентой в руках и надписью на ней «Слава Всевышнему Богу». Исполненный светлой радости и благоговения, оберегает покой Богоматери и Богомладенца святой Иосиф.
По преданию, от холода пещеры своим дыханием Младенца Христа согревали животные – вол и осел, символизирующие иудейский и языческий народы. Эти анималистические образы также нашли отражение в иконе. Символически истолковывается ягненок на руках одного из пастухов – устойчивый образ Иисуса Христа, Агнца Божьего.
Продолжает евангельское повествование второе клеймо «Поклонение волхвов». По легенде, в ночь Рождества на небе зажглась необыкновенно яркая звезда, указавшая путь, прибывшим с востока на поклонение умудренным в книжных пророчествах, жрецам – волхвам. Подобно художнику, мастер-резчик подробно изображает сцену преподнесения даров Младенцу Христу. Особо им подчеркивается контраст простоты обстановки пещеры и роскоши одеяний поклоняющихся волхвов. Тем самым провозглашается идея главной ценности преображенного мира – рождение Спасителя.
Согласно тексту Евангелия, царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, приказывает истребить в Вифлееме всех младенцев до двух лет. Этот один из самых трагических эпизодов предания о Рождестве получил отражение в клейме иконы «Избиение младенцев». Мастер изображает беспощадность и жестокость воинов, в огромном множестве избивающих своими грозными мечами невинных детей. Отчаяние овладевает матерями, стремящимися уберечь своих младенцев от опасности. Возможно, в фигуре матери у трона Ирода, обнимающей своего ребенка, резчик передал эпизоды известных апокрифических сказаний о чудесно спасенных младенцах: Иоанне Предтече Христовом и Нафанаиле.
Клеймо «Бегство в Египет» завершает рождественский цикл и повествует о неудаче замысла царя Ирода погубить новорожденного Иисуса Христа. Благодаря Вышним силам, святому Иосифу удалось спасти только что начавшуюся и такую драгоценную для людей жизнь Спасителя. Изображение великолепно согласуется с общим радостным итогом истории.
Каждое клеймо иконы обладает художественной и смысловой завершенностью. Лаконизм созданных мастером зримых образов способствует цельному восприятию всего изображения. Поражают своей экспрессией внутренняя динамика и ритм сцен, погружающие зрителя в быстрину евангельской истории. Благодаря тщательно продуманному композиционному построению и правильно расставленным смысловым акцентам, автор смог не только последовательно и убедительно изложить ход событий важнейшего эпизода Евангелия, но и выразить различные эмоции и ощущения.
Особенно примечательна в клейме «Поклонение волхвов» миниатюрная резная фигурка Младенца Христа, воплощающая невинность и чистоту. Сочетая в этом образе детскую непосредственность и мудрое понимание Младенцем своей высокой миссии, мастер смог передать исключительность момента и выразить ощущение величия и торжества.
Великолепие технического исполнения также является отличительной чертой иконы. Тонкая рельефная резьба выявляет свободную пластику и объем человеческих фигур, выступающих на разных уровнях над поверхностью полированного гладкого фона. Такой прием придает больший художественный эффект всему произведению.
Обладая виртуозными навыками резьбы, мастер искусно воспроизводит возрастные и физиогномические особенности всех персонажей. С особым вниманием прорабатывает отдельные мелкие детали изображения: лучи божественного света, исходящие от фигур Богоматери и Младенца Христа, крылья парящего Ангела, сосуды, оружие воинов, трон царя Ирода, скудную растительность пустыни в клейме «Бегство в Египет». Кроме того, резчик проявляет себя великолепным знатоком в изображении анималистических образов.
Некоторые характерные приемы резьбы: гладкий фон иконы, широкая замкнутая обводная полоса по краю раковины, отсутствие подготовительного рисунка, позволяют причислить памятник к произведениям иерусалимских мастеров середины XIX века.
За редким исключением, искусство резьбы по перламутру было анонимным. Поэтому история не сохранила имени резчика, выполнившего четырехчастную икону «Рождество Христово». Однако, несомненно, он обладал индивидуальным стилем и высоким профессионализмом. Творчески переработав известные иконографии, ему удалось претворить в жизнь свое понимание важного момента евангельской истории и воплотить замысел в оригинальном произведении.
Интересной деталью иконы являются гравированные надписи на латинском языке: под клеймом «Поклонение волхвов» – «ENTRANTES MAGI» (Пришедшие волхвы) и на ленте в руках Ангела в клейме «Рождество Христово» – «GLORIA IN EXCELSIS DEO» (Слава Всевышнему Богу).
По наблюдению архимандрита Леонида (Кавелина) (1822–1891), члена, а затем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (1863–1865), наряду с представителями различных народностей и ответвлений христианства резьбой по перламутру занимались арабы-католики, изделия которых расходись по всем францисканским монастырям Европы. Русские паломники также охотно покупали образки, кресты и крестики из перламутра, не всегда обращая внимание на латинские надписи на них. Поэтому не вызывает удивление тот факт, что подобные произведения могли появляться на территории России. Ибо для русских паломников самым главным было то благословение, которое непосредственно несли в себе палестинские евлогии.
Вот уже на протяжении более сотни лет благодать Святой Земли несет в себе необыкновенной красоты паломническая резная икона «Рождество Христово». Ее созерцание наполняет сердце искренней радостью и благоговением, возрождая в памяти предание о величии неизреченной милости Спасителя. Икона многогранна: одновременно торжественна и сдержанна, празднична и величественна, как и само чудесное евангельское событие, которому она посвящена.
Ольга Богатырева, научный сотрудник СГХМ им. А.Н. Радищева,
7 января 2022 год