2021 год – 800 лет со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского.
Новгородский князь, великий князь Киевский, великий князь Владимирский Александр Ярославович, названный «Невским» после победы над шведами на реке Неве 15 июля 1240 года, – русский национальный герой. Он был мудрым политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни одного сражения. Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью.
Из родословной
Александр происходил из княжеской династии Рюриковичей, правившей Русским государством 735 лет. Ближайшие предки Александра Невского были великими правителями и отличались благочестивой жизнью: Креститель Руси равноапостольный великий князь Владимир, при котором Русь становится крупнейшим христианским государством в Европе; Ярослав Мудрый, при котором столицей Руси стал Киев; Владимир Мономах, украшенный добродетелями и славными победами; Юрий Долгорукий – основатель Москвы; Всеволод Большое Гнездо, окончательно закрепивший первенство Северо-Восточной Руси. Отец Александра князь Ярослав Всеволодович – сын Всеволода III Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого. Его мать Феодосия была дочерью знаменитого торопецкого князя Мстислава Мстиславовича Удатного (удалого, удачливого).
По заветам Мономаха
Главными книгами, по которым учился Александр Невский, были Библия и «Поучение детям» князя Владимира Мономаха. Александр твердо запомнил заветы, которые давал Владимир Мономах своим детям. Главный завет: «Храните страх Божий и веру христианскую». Второй завет: «Будьте милостивы к своему народу, защищайте свой народ». Имя Александр, которое было дано при крещении в честь мученика Александра, в переводе с греческого языка означает «защитник людей».
Крупнейший историк русского зарубежья Георгий Владимирович Вернадский, один из основателей евразийства, написавший в 1927 г. для студентов американских университетов учебник по русской истории, в своей статье «Два подвига Александра Невского» пишет: «Подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранения Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Именно с этой точки зрения нужно рассматривать жизнедеятельность князя Александра Невского.
За веру и Землю Русскую
XIII в. представлял собой сложную эпоху в русской истории. Русь находилась в то время в таком трудном положении, что стоял вопрос о самом ее существовании. Она оказалась между захватчиками, которые осаждали ее с Запада и Востока: латинской Европы (римо-католики отпали от единой Православной Церкви в 1054 г.) и монгольской Азии. Внешняя угроза осложнялась междоусобными войнами удельных князей. Александр Невский понимал, что воевать на два фронта невозможно, и поэтому нужно было сделать выбор между Востоком и Западом. Г.В. Вернадский пишет: «Латинство было воинствующей религиозной системой, стремившейся подчинить себе и по своему образцу переделать православную веру русского народа. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость. В частности, и Православная Церковь на Руси сохранила полную свободу своей деятельности и получала полную поддержку от ханской власти, что и было утверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов». Ханские ярлыки освобождали духовенство ото всех видов дани, всех повинностей в пользу хана. Ярлыки оберегают земли, воды, сады, огороды, мельницы, принадлежащие духовенству. Церковные дома освобождаются от постоя. За оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества полагалась смертная казнь. Более того, в 1261 г. митрополитом Киевским Кириллом, по ходатайству великого князя Владимирского Александра Невского и с разрешения хана Берке в Сарай-Бату, в столице Золотой Орды была учреждена Сарайская епархия не только для окормления русских, но и для организации широкой миссии среди ордынцев. По слову Г.В. Вернадского, «Александр видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада».
Когда латиняне в сражениях потерпели неоднократное поражение от войска Александра Невского, не сумев подчинить русские земли силой, Запад решил предложить Александру военно-политический союз в обмен на отказ от Православия. Летом 1248 г. папа Римский Иннокентий IV написал Александру Невскому два послания. Оба послания были доставлены папскими легатами в Новгород из Лиона, где тогда размещалась резиденция Иннокентия IV. В одном из них Иннокентий IV прямо призвал русского князя признать Римскую церковь и повиноваться папе Римскому, а также призвать к этому своих подданных. Кроме того, папа Римский обещал князю Александру помощь от Тевтонского ордена и от себя лично, якобы для защиты христиан от монгольских завоевателей. В действительности за его обещаниями стояло желание подчинить православных Римскому престолу через церковную унию с католиками.
Во втором послании сообщалось, что якобы отец Александра князь Ярослав незадолго до своей кончины в Орде согласился принять католичество. Александр Невский стоял перед сложнейшим выбором, но остался непреклонен. В житии святого князя сказано, что в ответе папе он, изложив основные события из Ветхого и Нового Завета, а также историю Церкви до Седьмого Вселенского Собора, пишет: «Сии вся добре сведаем, сия суть в нас, учения сии целомудрствуем, иже во всю землю изыдоша вещания их и в концы вселенныя глаголы их, якоже проповедашеся от святых апостол Христово Евангелие во всем мире, по сих же и предания святых отец Седми Собор Вселенских. И сия вся известно храним, а от вас учения не приемлем и словес ваших не слушаем». И здесь князь проявляет себя не только как политик, но и как глубоко верующий человек и богослов. Историк Сергей Соловьев писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
По слову Божию
В повседневной жизни князь Александр Невский руководствуется христианскими добродетелями. Как сообщает «Лицевой летописный свод» Иоанна Грозного, «всегда в юности своей он придерживался смиренномудрия и воздержания, хранил чистоту душевную и телесную, приумножал кротость и избегал тщеславия, много старания к этому приложив. Чревоугодие сдерживал, ибо знал, что плоти пресыщение разрушает целомудрие и мешает бодрствованию, и другим добродетелям противостоит. В устах же его беспрестанно были Божественные слова, услаждающие его больше меда и сот. Он читал их с усердием, и внимал им, и желал воплотить их в дела. Родные же его видели, что он преуспевает во всех добродетелях, и старались быть полезными, и старались всячески угождать Богу, видя, как он старался угодить Богу, и, горя божественным небесным желанием, он умалял перед людьми всё доброе и честное в себе, и не выставлял напоказ душевного многоплодия своего. И от премногого своего смиренномудрия всячески скрывал многочисленные добрые дела свои. Хотя и прославлен был от Бога честью земного царства и супругу имел и детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей… Премного милостив был, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по стопам его, он отдавал за пленников много золота и серебра, посылая к царю Батыю в Орду за русских людей, которые были пленены безбожными татарами. Он же выкупал их и избавлял от лютого рабства и от многих бед и напастей».
(окончание в следующем номере)
Протодиакон Александр Пушкарев, 5 мая 2021 год