«Только Своим славным Воскресением чудесный Господь освободил нас от бессмысленности и отчаяния, ведь ни в небе, ни под небом нет большей бессмыслицы, чем этот мир без воскресения, и нет большего отчаяния, чем эта жизнь без бессмертия. И ни в одном мире нет более несчастного существа, чем человек, который не верует в воскресение мертвых» (св. Иустин Попович).
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» (тропарь Пасхи). Это древнехристианское песнопение, оно было передано Церкви самими апостолами. Вместе с Евангелием оно хранилось как заветная святыня во всех христианских общинах. Оно звучало как победоносный гимн во время гонений и в катакомбах Рима, и в пещерах Иудеи…
Пасха – это утверждение нашего бессмертия, образ будущего воскресения мертвых, начало вечной жизни, победа Христа над двумя тиранами – адом и смертью. Главные события земной и космической истории – это Распятие и Воскресение Христа Спасителя. В древние времена день распятия Христа также назывался Пасхой – Пасхой Распятия, за которой следовала Пасха Воскресения. Вокруг Пасхи расположены все христианские праздники, как солнечный диск окружает золотая корона лучей.
Человек – образ Божественной красоты и представитель физического мира в духовном мире. Его тело содержит все элементы космоса, а душа его – луч духовного света, частица неба – таинственное дыхание Божественных уст. Человек как духовно-физическое существо принадлежит двум мирам. Он должен был стать звеном между Богом и космосом, чтобы в нем и через него одухотворилась бы материя.
Грех разрушил мировую гармонию и оторвал человека от Бога. Тление и смерть вошли в мир. Они не были изначальными свойствами мира, темными двойниками жизни или теневой стороной космоса, они вошли в мир как узурпаторы и тираны. Смерть – это болезнь и порча, которая поразила мир, как раковая опухоль. История мира стала трагедией, написанной алой краской крови и черной краской греха. Цветок, оторванный от стебля, превращается в прах и пепел. Человек, духовно оторванный от Бога, обречен на гибель. Когда высыхают источники, то растения судорожно пускают корни в глубь земли, ища влаги. Они как бы протягивают руку за милостью.
Человечество, потеряв Бога, искало спасения, обращалось к философии, к языческим мистериям. Оно протягивало руку каменным изваяниям, но спасения не было. Мир могла спасти только такая жертва, которая в своем аксиологическом значении (по степени достоинства) превосходила бы всю Вселенную. Эта жертва должна была быть по природе тождественной и подобной тому, за кого она приносилась. Такую жертву принес Христос. Будучи Богом, он заключал в Себе всю Вселенную. Будучи Человеком – заменил Собой человека: как друг осужденного на казнь, обменявшись с ним одеждой, поднимается вместо него на эшафот. Безгрешный – принял на Себя последствия и мучения всех грехов человечества. Достоинство Христа сделало Его жертву беспредельной и безграничной.
Распятие и Воскресение Христа уничтожило духовную смерть. Христос заменил человека Собой. Он вывел его из метафизической тьмы в свет Божественного логоса. Он указал путь к спасению, дал пример любви всей Своей жизнью. Он основал Церковь с ее Таинствами и богослужениями, в которых Воскресение Христа из прошлого становится настоящим…
…Важный сотериологический вопрос: что такое спасение, в чем состоит оно? Ад побежден, но ад через страсти живет и действует в самом человеке. Рай открыт, но надо иметь Царство Божие в своем сердце, чтобы войти в Царство Небесное. Грехи, страсти – препятствие для действия благодати, поэтому человек должен бороться с грехом и с помощью Божией побеждать его.