«Поющее» богословие (догматика в богослужении)

Православное богослужение – не только молитва, но и училище благочестия, то есть кладезь догматической, нравоучительной, исторической и агиографической информации. Из всей этой сокровищницы особую ценность представляют догматические истины, содержащиеся в церковной гимнографии (то есть в изменяемых песнопениях богослужения: стихирах, тропарях, кондаках, светильнах и др.).

Как сказал современный богослов П. Ю. Малков, «если бы случилось так, что все учебники догматики, все написанные труды и трактаты по богословию вдруг исчезли бы, «испарились», оказались бы для нас недоступны, и у нас остались бы только богослужебные книги, мы смогли бы по этим книгам в полноте, без всяких утрат, вновь восстановить и сформулировать то православное богословие, которое исповедует Церковь Христова».

Почему песнописцы стремились выразить догматическое учение Церкви в песнопениях? Здесь можно назвать четыре причины, каждая из которых сыграла свою роль. Во-первых, многие песнопения были составлены в VI – IX вв., то есть в эпоху Вселенских Соборов, когда Церковь боролась с ересями и происходила кристаллизация догматического учения. Так что содержание ряда стихир и канонов основано на богодухновенных озарениях выдающихся богословов, выстрадано молитвенными бдениями преподобных, обагрено кровями и утверждено подвигами исповедников и мучеников. Естественно, что важнейшие догматические истины гимнографы считали нужным запечатлеть в песнопениях, чтобы тем самым закрепить их в сознании верующих. Во-вторых, в древности многие люди не имели возможности читать богословские трактаты и систематически изучать догматику. Потому богослужения для них были своего рода лекциями, а храмы – учебными заведениями, в которых они постигали, повторяли, закрепляли догматические истины. В-третьих, в эпоху раннего средневековья был развит институт оглашенных; эти люди, готовившиеся принять крещение, именно во время богослужений изучали истины веры, которую они собирались засвидетельствовать в крещении и впоследствии нести всю жизнь. Наконец, догматы – не просто сумма абстрактных тезисов или набор информации, которую должны знать верующие, чтобы быть членами сообщества избранных; это – отражение самой жизни Церкви. Как обычная семья не может нормально существовать без различных проявлений любви и вежливости, так и большая Семья-Церковь не может жить без постоянных размышлений о Божественных истинах и прославления Бога за те милости, которые Он явил человеку.

Нужно заметить, что догматическое содержание свойственно далеко не всем богослужебным текстам; более того, удельный вес таких молитвословий относительно невелик (как, например, гораздо меньше праздничных дней в году в сравнении с буднями). Известно, что все богослужебные тексты делятся на две группы: постоянные (то есть те, которые каждый день читаются/поются за богослужением) и изменяемые (стихиры, тропари, каноны). Количество постоянных текстов, имеющих догматическое содержание, невелико. В первую очередь таковым является Символ веры, который по Уставу должен звучать три раза в суточном богослужении (на повечерии, полунощнице и Литургии), в реальной же практике – только один раз на Литургии. Также догматические истины встречаются в великом славословии утрени, молитвах часов, песнопении «Единородный Сыне…» и пресвитерских молитвах Литургии (правда, последние недоступны слуху мирян). Если же говорить о церковной гимнографии, то здесь преимущественно догматическими являются службы воскресных дней, а также среды и пятницы в Октоихе, некоторых воскресных дней и праздников Постной и Цветной Триоди, великих праздников Минеи, некоторые последования Требника. Самым ярким представителем песнопений с догматическим содержанием является стихира (точнее, Богородичен), которая поется на «И ныне» на «Господи, воззвах…» в воскресенье. Таких стихир всего 8 (по количеству гласов) и они прямо именуются «догматиками» (примечательно, что этот термин используется и в Типиконе, хотя не так часто). Для примера обратим внимание на догматик 8-го гласа: «Царь Небе́сный за человеколю́бие на земли́ яви́ся, и с челове́ки поживе́: от Де́вы бо Чи́стыя плоть прие́мый, и из Нея́ проше́дый с восприя́тием. Еди́н есть Сын, сугу́б естество́м, но не Ипоста́сию. Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га и соверше́нна Челове́ка вои́стину пропове́дающе, испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего: Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная, поми́ловатися душа́м на́шим». Как мы видим, здесь выражаются догматы о Боговоплощении, Приснодевстве Богоматери, учение IV Вселенского Собора о двух естествах в одной Ипостаси Христа. Другой пример возьмем из Постной Триоди, из службы 1-й Недели Великого поста, во многих песнопениях которой раскрывается догмат об иконопочитании. Например, кондак праздника: «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем». А теперь обратим внимание, как излагается догматическое учение о Троице в стихире Пятидесятницы: «Приидите, людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».

Таким образом, в годичном круге встречаются как богослужения с относительно большим количеством песнопений догматического содержания (службы Господских праздников, Страстная седмица), так и богослужения, в которых такие песнопения почти отсутствуют (службы святым, в особенности русским святым). Конечно, песнопения любого рода имеют определенную ценность, но всё же песнопения с догматическим содержанием являются настоящими украшениями богослужения. Выразим пожелание, чтобы чтецы и певцы такие песнопения исполняли особенно прилежно, а при сокращенном совершении богослужения чтобы эти песнопения всё же прозвучали. А мирянам можно посоветовать обратить особое внимание на подобные тексты, ценить их и как бы «пропускать» через себя, мысленно повторять их во время исполнения хором, осознавая, что усвоение тайн Божиих (какими по существу и являются догматы) способствует и нашему личному спасению и обожению.

Кашкин Алексей Сергеевич, заведующий кафедрой библеистики Саратовской
православной духовной семинарии
7 января 2021 год


О христианских догматах

«Испытай свою веру, проверь ее, критерий единственный –
Символ веры»
(св. Иустин Попович). 

«Догматы веры, как истины Божественные, всегда остаются неизменными в учении Церкви Православной: она и ныне преподает эти истины в том самом виде, в каком приняла их от Самого Господа Иисуса Христа, и будет преподавать до скончания века» (митрополит Макарий Булгаков).

По свидетельству Священного Писания, правая вера является важнейшим условием спасения человека. Истинный путь веры, тщательно оберегается в истории Церкви, он называется прямым, правым – православным. Наряду с правым путем веры всегда существовали (и существуют) и иные пути – мир больших или меньших заблуждений.

Чтобы сохранить правый путь веры, Церковь выработала строгие формы для выражения истин веры. Так появились христианские догматы – откровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.

Наука, имеющая своим содержанием систематическое изложение всей совокупности христианских догматов, называется догматическим богословием, или догматикой. Основой всего догматического богословия является Символ веры – в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане; совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение. Символ веры утвержден Вселенскими Соборами как неизменный образец христианской веры на все времена. Любое уклонение от Символа веры свидетельствует о нарушении чистоты вероучения, отступлении от веры.

Отцы Церкви о догматах

Св. Викентий Леринский ( ок. 434–450)

«Что только посеяно в сей Церкви, на пашне Божией, верою отцов, то же самое тщанием сыновей пусть цветет и созревает, то же самое пусть преуспевает и совершенствуется… Ибо украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы небесного любомудрия позволительно… но их полнота, цельность, качество должны оставаться неизменными: это необходимо. Предание сохрани. То есть талант веры сбереги неповрежденным и неиспорченным. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай…»

Св. Феофан Затворник (1894): «Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Всё не согласное с сим учением отвергайте как зло… Это напоминание прошу принять как последнее завещание».

Св. Серафим (Соболев; 1950): «Да не помыслим, что догматика похожа на всякую другую науку. В других науках могут быть открываемы новые истины, а в догматике этого не может быть. Тут все истины уже открыты нашим Спасителем-Богом. Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь – к вере».

Подготовила Людмила Кузнецова, 7 января 2021 год