Великий пост можно с уверенностью назвать самым главным постом для любого верующего православного человека. Это самый длительный и строгий христианский пост, символизирующий не только готовность верующего к самопожертвованию, но и способность сопереживать и поддерживать ближнего.
В духовном отношении – это подготовка к светлому Воскресению Христову. «Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи», – говорится в пасхальном послании Афанасия Великого (346 г.).
Во время поста одеяние священства и убранство храмов сменяются на темные тона, православные христиане молятся, читают духовные тексты, а воздержание в поведении и в пище верующих людей очищает тело и укрепляет их дух. Наступает время покаяния, тишины и молитвы, всё вокруг словно замирает. Церковные великопостные богослужения также меняют свой внешний облик и характер: в них вводится много чтения, коленопреклонных молитв, исчезают торжественность и праздничность, присущие православной службе в обычные дни. Лишь одно богослужение, совершаемое в субботу 5-й седмицы поста, словно вырывается из «общей канвы» сдержанных богослужений Святой Четыредесятницы. Посвящено это богослужение прославлению Матери Божией. Оно пропитано радостью, светом и глубокой духовностью. Сама служба получила название «Похвала Пресвятой Богородицы», т.к. в этот день на утрене торжественно исполняется акафист Божией Матери.
Поводом к установлению праздника Похвалы Божией Матери послужили исторические обстоятельства из жизни православных греков. В 666 г. на Константинополь напали скифы и персы. Чувствуя неравенство сил, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, ранее тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась сильная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступницы рода христианского, и постановили ежегодно праздновать торжественное богослужение в субботу 5-й седмицы Великого поста. Русская Православная Церковь, получившая богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения Акафиста «Похвалы Пресвятой Богородицы».
Это один из первых акафистов, составленный в 7 в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы. Неизвестно точно, кто составил этот акафист: одни приписывают его хронографу 9 в. Георгию Амартолу, другие – патриарху Сергию, третьи – прп. Роману Сладкопевцу, иные – патриарху Фотию.
По содержанию акафист Матери Божией делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах – величие Божией Матери.
Богослужение в честь Богородицы называется похвалой или стоянием, потому что хвалебные песни Деве Марии первоначально были вознесены верующими стоя, в продолжение всей ночи. Отсюда хвалебное пение в честь Богородицы называется акафистом (или неседальном – во время исполнения акафиста нельзя сидеть).
Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь акафиста начинается соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос – приветствием Архангела «Радуйся…». В таком виде акафист обычно произносится в течение всего года на обычных богослужениях. Но в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы он входит в сам состав богослужения, причем не весь сразу, а разделяясь в промежутках между другими песнопениями и чтениями праздничной службы. На этом богослужении акафист прочитывается по частям – четыре раза по 3 икоса и по 3 кондака, таким образом чтение хвалебной песни Богородице распределяется на всё богослужение. Каждое чтение начинается и завершается пением хвалебного гимна Деве Марии «Взбранной Воеводе…». Зажигается паникадило, горят свечи, празднично звучат торжественные звуки кондака Богородицы, сердца верующих буквально переполняет радостный восторг. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма и совершают великое или малое каждение храма. Акафист оканчивается молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она всегда спасала христиан от бедствий и напастей.
Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? На протяжении всего Великого поста христиане проводят время в молитвенных подвигах воздержания и борьбы со своими страстями. Несложно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве Божией Матери. Православная Церковь совершает это праздничное торжество в Великий пост для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, избавляющую верных от врагов видимых и невидимых. В ответ на молитву Богородицы все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви молебную хвалу акафиста. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди», – говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется вот уже две тысячи лет. Человечество приносит Ей хвалу, ублажает Ее, и в этих словах хвалы звучит какое-то особенное, исключительное чувство – надежды, радости и победы.
Вера Попечителева, 13 февраля 2016 г.