«Пасха нетления, мира спасение»

О празднике Пасхи и о том, как он проходил в нашем городе 25 лет назад (в 1994 г.), рассказывает иеродиакон Паисий (Шурухин), клирик нашего собора.

В синаксаре на Святую и Великую Неделю Пасхи читаем: «В той день с Небесе сошед, во утробу Девы вселися; и ныне из адовых сокровищ человеческое естество всё исхитив, на Небеса возведе и к древнему состоянию приведе нетления». Как отмечает сщмч. Иларион Троицкий, здесь Пасха ставится рядом с Боговоплощением, а нетление называется древним состоянием человека (утраченном в грехопадении). Думаю, что каждый видит, с каким трудом в душе прививается доброе и как легко в ней укрепляется темное и злое. «Что-то недоброе живет в нашей душе; она нездорова, больна», – говорит свт. Иларион. Он видит спасение как исцеление, оздоровление человека, возвращение ему изначального состояния нетления. По мысли его, «мы не могли бы сделаться бессмертными, если бы Нетленный и Бессмертный не сделался прежде тем, что и мы». Боговоплощением «естество тленное получило прививку нетления… и началось созидание богочеловечества». Само спасение человека, приведение его к древнему состоянию нетления совершено воскресением Сына Божия.

Древняя Пасха – освобождение избранного народа от египетского плена, рабства земного.  Наша Пасха – освобождение каждого идущего за Христом от рабства смерти и тления.

«Христос воскресе!.. Теперь не страшна мне смерть, ибо видел я победу над тлением. Я еще вижу в себе иной закон, нежели закон жизни… Вижу я, как господствует временами грех надо мною. Но знаю, что это господство поколеблено, что мое положение небезнадежно. Я могу теперь надеяться на победу, на одоление греха, я могу надеяться на освобождение от рабства тлению» (св. Иларион Троицкий).

***

В детских воспоминаниях праздник Пасхи представляется очень светлым, чистым, «вкусным»: через вымытые окна все комнаты заполнены веселыми солнечными лучами, всё что только можно – вычищено, выглажено, прибрано, в луковой шелухе варятся яйца, пекутся куличи, наполняются формы пасхальным творогом. Нас, малышню, не подпускают к этому соблазнительному изобилию – Пасха праздник особенный, и до времени ничего трогать и пробовать нельзя. Всё исполнено торжественно-радостного ожидания. Но вот и долгожданный (для малышни) момент – можно садиться за праздничный стол. Эта неотъемлемая составляющая праздника Пасхи разительно отличается от застолий мирских праздников: нет шумных разговоров, музыки, песен. Всё проходит умиротворенно, и во всем доме царит светлая радость. Такое особое отношение к этому празднику было даже в нашей невоцерковленной  семье.

***

Моя первая «сознательная» Пасха состоялась в 1994 г., 25 лет назад. К этому времени в «багаже» моей церковной жизни были первые исповедь и Причастие, несколько богослужений и несколько прочитанных книг (одна из них «Христианства нет без Церкви» св. Илариона Троицкого). Книги были из библиотеки храма «Утоли моя печали», «захожанином» которого я тогда становился. Этот храм находился на пути домой с места моей тогдашней  работы и был мне знаком  и привычен еще с детства, когда в нем располагался планетарий. Так вот, с этой Пасхой связано удивительное и незабываемое событие – первый после долгого перерыва общегородской пасхальный крестный ход. О нем я узнал от библиотекаря храма. Маршрут – от Троицкого собора, по Московской до Радищева, и по ней до «Утоли моя печали». В оставшееся до хода время я представлял, как всё это будет происходить.  Всё сводилось к воспоминаниям демонстраций, митингов и прочих массовых мероприятий. Реальность же оказалась совершенно иной. В реальности я увидел (и ощутил) «чудо»: свободу, радость, ликование – счастье… Свободу – освободившегося от рабства греха человека, радость – от осознания, что Христос Воистину Воскрес (!), ликование – от сопричастности к этому событию. Ликовало и радовалось всё: небо, солнце, распускающаяся зелень, птицы – и люди. Мы шли объединенные этой радостью и пели: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…», и это было самой главной новостью и, одновременно, событием на сегодня, на завтра – на все времена. Я ощущал себя частицей той самой Церкви, без которой «нет спасения», Церкви земной и Церкви Небесной, которая празднует сейчас вместе с нами. А еще было ощущение присутствия Бога – мы просто «купались» в Его благодати.

Но вот и площадь перед храмом, с помостом, на котором будет совершена Божественная литургия. Возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» – Литургия началась и идет своим чередом… И вот уже: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз»…

Осталось сказать, что и крестный ход, и Литургия прошли «на одном дыхании», и расходиться нам совсем не хотелось.

Иеродиакон Паисий (Шурухин), 3 мая 2019 год