Когда уходят от нас близкие, любимые и такие родные люди, как же больно и тяжело от разлуки. С каждым ушедшим наша жизнь меняется, она становится другой, ведь в ней уже нет его или ее. И так понятны горе и слезы. Как сейчас помню день семнадцатилетней давности, не стало мамы, мне и сейчас трудно говорить об этом. А тогда я была не только невоцерковленной, но даже некрещеной. Горе раздавило, завладело всем существом. И лишь через семь лет, придя в Церковь, я вздохнула с надеждой и облегчением. О, счастье, в православии нет места отчаянию: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
Вы замечали, в молитвах об упокоении, христиане не называются умершими, но усопшими, отшедшими. Уже в этих словах мы черпаем надежду: уснувшие – просыпаются, ушедшие – возвращаются. Значит, смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. И продолжение этих отношений выражается в молитвенном поминовении усопших. Ничто земное, конечно, уже не интересует их. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Необходимо только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Многие, ссылаясь на то, что нет времени или они не умеют молиться, просто приходят в церковь, заказывают обедню, панихиду и с чувством выполненного долга уходят домой. Ну, разве что еще поставят свечку. Конечно, Бог слышит и принимает эти молитвы, ведь их возносит Церковь. Но молитва будет сильнее, искреннее, если родной или близкий умершему человек и сам присоединится к молитве о помиловании усопшего. Не стоит жалеть на это времени и сил. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
«Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…», – поем мы в Символе веры. Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен, ведь он всё равно член Церкви Христовой. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли земной путь и вошли в вечность, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, спасаться, преодолевая свою внутреннюю немощь, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит.
Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной. В христианской Церкви этот обычай древен и ведет свое начало с апостольских времен. Кроме поминовения каждого усопшего в отдельности, в определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, а равно и тех, которые, были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года таких суббот две – мясопустная и Троицкая. В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Ве-ликого поста также совершается нарочитое поминовение усопших. Панихиды этих суббот призваны возместить отсутствие в будничные дни великого поста литургического поминовения. Это также родительские субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий. Те две субботы – вселенские, а эти три – просто родительские. Существует еще одна родительская суббота – Димитриевская, совершаемая в субботу перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Эта суббота – благочестивое русское установление, не отмеченное Церковным Уставом.
Почему такое поминовение совершается в субботу? Ответ находим в Священном Писании.
Бог благословил и освятил день седьмой, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2, 3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю, который – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Не-бесном: Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих (Евр. 4, 9–10). Отсюда обычай, закрепленный Уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы именно в субботу.
В ряду других родительских суббот Троицкая занимает свое особое место. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в на-дежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Совсем недавно мы спешили поделиться с дорогими для нас усопшими радо-стью: «Христос Воскресе!» Господь пребывал между нами сорок дней, мы видели Его Вознесение и теперь в трепете ожидаем сошествие Утешителя Святого Духа. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усоп-ших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.
И в самый день праздника Пятидесятницы Церковь, воссылая молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших. Так постарайтесь в родительские дни отложить все дела и придите в церковь, помолитесь во время панихиды, помяните умерших во время трапезы. Очень хорошо сделать это вместе с детьми. Достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с ними бабушку или дедушку, других родных, расскажите о них то, что знаете. Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
Большинство из нас в этот день стремится попасть на кладбище, посетить родные могилы. Это замечательно, что мы помним об ушедших, скорбим в разлуке с ними. Но… Мой дом смотрит своими окнами на Воскресенское кладбище. И каждый год в Троицкую родительскую субботу я наблюдаю одну и ту же удручающую картину. Целыми семьями, вместе с детьми, люди приходят на могилы близких, на столиках раскладывают закуску, водку и «поминают» умерших. Не могу их винить, годы безбожной власти сделали свое дело. И всё же, очень хочется напомнить: поминовение – это усиленная молитва за душу усоп-шего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждаться вином, чем ей это поможет?
Зато как сильно радует, когда в родительскую субботу видишь переполненный храм. Людей так много, что порой трудно поднять руку для крестного знамения. В центре храма, на кануне, горят сотни свечей, проливая горячие слезы. За каждой из них люди, так нуждающиеся сейчас в наших молитвах. Но как безмерно много еще отшедших людей, за которых помолиться некому в силу самых разных обстоятельств. У когото не осталось на земле ни близких, ни родственников, у кого-то все, кто остался – неверующие. Печальные песнопения панихиды оставляют в сердце светлую грусть, в которой нет безысходности, и заставляют задуматься: «А кто будет молиться за меня, когда я уйду?» Хочется верить, что такие люди обязательно будут. Ну, конечно, ведь Церковь молит: «…и всех от века сего отшедших православных христиан…» И я усердно присоединяюсь к этому прошению.
Мы помолились в храме, посетили могилки и вернулись домой. Самое время для поминальной трапезы. Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии: у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем преломлять для них хлеб (см.: Иер. 16, 7). Поминальная трапеза, которую устраивают родные покойного,– это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Как себя вести? Безусловно, поминки не должны превращаться для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, тогда как христиане и за поминальным столом должны молиться за своих братьев по вере. Перед трапезой лучше прочитать те молитвы, которые знает большинство присутствующих и, конечно, молитву об упокоении души усопшего. Традиционным блюдом на поминках является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если пшеницы и меда нет, используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед и изюм – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды. Но в Троицкую родительскую субботу всё еще дышит Светлым Воскресением Христовым. В храм, для поминовения усопших, люди несут пасхальные куличи и яркие разноцветные яйца. И вас такие праздничные и нарядные блюда утешат после трудного дня. И еще раз об алкоголе – его не должно быть на поминальном столе, ведь затуманенное сознание не способно на чистую и искреннюю молитву. А молитва – это единственное, чего так ждут, в чем испытывают острейшую нужду наши родные и любимые люди. Так неужели мы откажем им в этом? В конце поминального обеда помолитесь обо всех от века сего отшедших православных христианах, помните, что и вы будете нуждаться в свое время в этих молитвах.
Сердцевидец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться ради наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).
Подготовила Светлана Компанейцева