15 лет назад — 19 августа 2003 года — состоялась епископская хиротония нашего Владыки — Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Сотрудники Епархиального управления, духовенство и прихожане сердечно поздравляют архипастыря с этой юбилейной датой. О том, что изменилось за эти полтора десятилетия в епархии, какие вехи ее современной истории были наиболее важными и запоминающимися, как служится и работается с таким наставником, как Владыка, мы поговорили с людьми, в течение многих лет идущими по этому пути рядом с ним.
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:
— Я знаю Владыку Лонгина гораздо дольше, чем он пребывает в Саратове. Я начинал свой путь в монастыре, который возглавлял тогда игумен Лонгин. И для меня Владыка — не просто тот, у кого есть чему поучиться. Он для меня человек родной, он мой духовник. Он для меня является примером и в священническом служении, и в служении архиерея, и в монашестве. Многое из того, чем сегодня живет мое сердце, я почерпнул из опыта его служения.
Если говорить, к примеру, о жизни в монастыре, о нашем монашеском братстве, то в свое время на меня произвело сильнейшее впечатление его неравнодушное и вдумчивое отношение к жизни, к людям. Наш настоятель все объяснял, растолковывал, старался показать многие вещи на собственном примере, терпел недостатки братии, то есть он как-то смирялся перед братией. А самое главное — на все те вопросы, которые были в моем сердце, я получал вдумчивый, серьезный, честный ответ. И, конечно, за это я очень Владыке благодарен.
Став священником и проходя свое служение под его омофором в Саратовской епархии, в Троицком соборе Саратова, опять-таки с его стороны я видел всегда и участие, и понимание. Бывало, конечно, что Владыка мог поругать,— но это естественно, без этого невозможен процесс воспитания. И конечно, в своем, уже архиерейском, служении я стараюсь следовать ему. Когда возникает какая-то проблема или приходит какая-то идея, я всегда стараюсь или напрямую с Владыкой поговорить, или, если нет такой возможности, вспоминаю его опыт, его поступки и действия, его настрой в похожих ситуациях. И, слава Богу, верный ответ находится. И за эти уроки я, конечно, Владыке Лонгину очень признателен и благодарен.
За время управления Саратовской епархией, а потом и Саратовской митрополией, Митрополит Лонгин сделал очень многое. Я бы выделил несколько пунктов, которые действительно очень важны для церковной жизни.
Первое — это очень серьезное отношение Владыки митрополита к подбору кадров духовенства. За эти годы фактически выросло новое поколение священников. Владыка Лонгин с самых первых дней своего пребывания здесь, на Саратовской земле, уделяет огромное внимание православной духовной семинарии. И сегодня СПДС является одним из лучших учебных заведений в Русской Православной Церкви. Понятно, что в работе семинарии принимают участие многие люди. Но без главы, без управления, без личного примера Владыки таких результатов нельзя было бы достигнуть. Владыка как ректор смог очень сильно изменить семинарию. И сейчас это серьезное учебное заведение, которое готовит хороших пастырей.
Безусловно, для развития церковной жизни важны открытие новых приходов, строительство, реставрация храмов, организация приходской жизни.
За эти 15 лет количество приходов в Саратовской области возросло кратно, то есть их стало в несколько раз больше! Если на момент прибытия Владыки Лонгина в епархию в Саратове было всего 13 храмов, а в области около ста, то сегодня в областном центре больше 60 храмов, а по области уже за 350 приходов. Это колоссальные изменения.
Важнейшим качеством Владыки Лонгина я бы назвал его очень искреннее и серьезное отношение к людям, внимание к тем, кто еще не вошел в Церковь. Поэтому ведется работа со средствами массовой информации, со школами и вузами, со всеми слоями общества — это и политический бомонд, и представители бизнеса, науки, культуры, общественности. Со всеми Владыка находится в тесном контакте, он человек, открытый для общения. Он никогда не боялся серьезных, даже каверзных вопросов. Поэтому, думаю, сегодня Русская Православная Церковь в Саратовской области представлена на самом высоком уровне.
Что бы я хотел ему пожелать? Вы знаете, чем дольше я сам живу, чем дольше служу, тем более понимаю, что самым актуальным является пожелание здоровья. Ведь если будут силы, значит, будет возможность делать что-то полезное и нужное для Церкви. Поэтому я хотел бы пожелать Владыке, прежде всего, здоровья и помощи Божией во всех его трудах. Архиерейское служение трудное, тяжелое. Только со стороны кажется, что это лишь какие-то приятные ситуации: хвалят тебя, «Ис полла эти деспота» поют. На самом деле, архиерейское служение связано со многими внутренними скорбями. Я и в своей жизни это замечаю. Но ответственность Владыки Лонгина как митрополита многократно выше, а значит, и скорбей у него во много раз больше. Поэтому я хотел бы от сердца пожелать ему с помощью Божией все это преодолевать, не унывать, не забывать о том, что он очень нужен и молодежи, и духовенству, и лично мне, потому что я остаюсь его учеником. Желаю, конечно, человеческой радости и утешения.
Но кроме этих, может быть, несколько банальных вещей хочу принести такое пожелание. Возможно, Владыка с этим не согласится, но он прежде всего педагог. Он учитель в самом высоком смысле этого слова, причем педагог по жизни: все его поступки, действия, слова нацелены на воспитание, на формирование у духовенства, у подрастающего поколения, у наших прихожан истинного, серьезного церковного чувства. Поэтому Владыке Лонгину я хочу пожелать, чтобы в его жизни всегда рядом находились люди, которых он смог бы назвать учениками и которые его смогли бы называть учителем. Которые бы принимали его слова, наставления и старались своей жизнью, своими делами, поступками свидетельствовать о том, что они ученики хорошие.
Пусть Господь хранит Владыку Лонгина на многая и благая лета!
Михаил Олегович Орлов, доктор философских наук, декан философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского:
— На мой взгляд, в истории Саратовской епархии конца XX — начала XXI века отчетливо выделяются три периода.
Первый — это период Владыки Пимена, время узнавания. Тогда Церковь была загнана в подполье, было запрещено вести проповедь и рассказывать о своей вере. Но Владыка Пимен находил решения и, общаясь с ярчайшими представителями российской культуры и искусства, нес Благую Весть о Христе.
Второй этап — этап закладки фундамента — связан с деятельностью Владыки Александра. Тогда задача состояла в том, чтобы власть увидела Церковь и начала с ней считаться.
Период Владыки Лонгина — это период роста, когда на фундаменте созидается здание. За короткий период было необходимо сделать многое.
Владыка Лонгин привез в Саратов духовные традиции Троице-Сергиевой Лавры. Я сам в первые годы пребывания Владыки на Саратовской кафедре побывал на Подворье Лавры в Москве — и то, что я там увидел, произвело на меня сильное впечатление. Это был прекрасный образец того, как должна быть устроена церковная жизнь — и внешне, и внутренне. Я увидел исповедь, которую принимают и утром, и вечером несколько священников, я увидел много молодых людей среди прихожан, я увидел верующих, которые не просто ходят в церковь, а осознанно участвуют в богослужении, зажигаются от этого духовного горения. Меня поразило стройное пение хора, в котором все слова звучали ясно и осмысленно.
Все эти черты духовной жизни Лавры Владыка Лонгин привнес в жизнь Саратовской епархии.
Ярким примером того, как внутреннее раскрывается во внешнем, стали благоустроенные при храмах сады и парки, которые были разбиты при нынешнем правящем архиерее. Разве это не наглядный пример того, что Церковь — это оазис, способный противодействовать тому распаду, который происходит вокруг?..
Наш Владыка очень внимателен к деталям. Это проявляется и в богослужении, и в организации работы на приходах, и в отношениях с людьми. Богослужение в саратовских храмах — действительно общее дело, в котором активно участвуют не только священники, но и миряне: многие читают за богослужением, помогают в храме, в алтаре. При Владыке появились конкурсы чтецов богослужебных текстов для школьников, многие ребята школьного возраста и даже младше стали пономарями.
На самом деле, очень важно, что Владыка умеет работать с молодежью. Вступив на Саратовскую кафедру, он значительно пополнил коллектив Епархиального управления заинтересованными, полными сил батюшками, принявшими новые, еще более ответственные послушания. Также благодаря Владыке на философском факультете СГУ было открыто направление «Православная теология». Большим подспорьем в его реализации для нас стало то, что Саратовская духовная семинария является второй в рейтинге православных образовательных духовных организаций России.
Наблюдая за деятельностью Владыки, я по-новому понял спасительное значение Священного Предания: это духовное влияние человека, который на пути пастырского служения многое пережил и осознал, человека, жизнь которого стала всецело принадлежать Богу и Церкви. Благодаря встречам с такими людьми, возможности слышать их мудрые слова, отвечать на волнение их сердца, учиться у них внимательному отношению к другим нам открывается присутствие Божие и единение с Ним на земле.
Игумен Варфоломей (Денисов), настоятель Архиерейского подворья — храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии, первый проректор СПДС:
— Владыка Лонгин является не только правящим архиереем епархии, но и ректором Саратовской православной духовной семинарии. Он неоднократно отмечал, что семинария — стратегический объект в жизни митрополии.
Когда Владыка приехал в наш город, семинария размещалась в одном здании с Епархиальным управлением, что не лучшим образом сказывалось и на жизни семинаристов, и на работе епархиальных служб. Он сразу же занялся возвращением Церкви и реставрацией части здания на Радищева, 24, и уже через полтора года мы въехали в прекрасно отремонтированные классы.
Следующим этапом стал переезд в то здание семинарии, в котором мы находимся сейчас. Немногим известно, какого человеческого мужества потребовало от Владыки решение взяться за этот проект. Он сам еженедельно проводил планерки, вникал в сложные строительные проблемы — и это безнадежное, казалось, здание было возвращено к жизни.
Любой семинарист может прийти к Владыке на прием, поговорить о волнующих его вопросах. Он участвует в жизни каждого из них от поступления до выпуска — без него не обходятся ни вступительные экзамены, ни воспитательские совещания, ни защита дипломов. У нас уникальная, отличная от светских вузов ситуация: ректор, став наставником будущего священника во время учебы, остается ему наставником и архипастырем на всю жизнь. Поэтому так важны, так ценны эти отношения. Ведь хороший священник, в свою очередь, создаст хороший приход и принесет духовную пользу многим людям.
Александр Германович Занорин, ректор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, регент Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии:
— Эти 15 лет прошли так позитивно и активно во всех отношениях, что я их и не заметил. Епархия развивалась во всех смыслах: восстановления храмов, налаживания церковной жизни, профессионализации хорового пения, издательской деятельности, миссионерской. Я могу об этом свидетельствовать, потому что как раз 15 лет назад, в 2003 году, по приглашению Митрополита Лонгина возглавил вновь созданный Архиерейский мужской хор.
Сегодня мы видим в наших храмах множество людей — это плоды той огромной работы, которую организовал Владыка. Он умеет привести человека в храм, убедить его в правильности выбора пути, умеет видеть в людях прежде всего то хорошее, что они могли бы развивать в себе и становиться настоящими христианами, живущими церковной жизнью и воспитывающими своих детей в вере.
Очень часто человек, который только становится на путь руководителя церковного хора, не имеет еще полноценного и глубокого представления об этом призвании. Это очень серьезная музыка, и она непостижима для людей из мира светского искусства. Чтобы постичь жанр духовной музыки, нужно посещать богослужения, изучать историю богослужебного пения и быть готовым к тому, что смысл этих песнопений будет раскрываться постепенно, не сразу. Владыка давал мне много ценных указаний именно с точки зрения литургики, истории, богословия, чтобы через эти основы мы с певчими могли познать глубину и красоту богослужебного пения. Благодаря нашему архипастырю я стал не просто дирижером хора, а именно профессиональным регентом.
У хора уже сформировался определенный церковно-исполнительский стиль — это дело многих лет, следствие вникания, врастания. Владыка нам в этом, конечно, много помогал: делился записями, давал читать много интересной литературы — воспоминания регентов, различные исследования по древнерусскому пению.
Я бы хотел пожелать Владыке Лонгину прежде всего здоровья, добра, Божией помощи во всех его делах. Радуюсь за Владыку, радуюсь тому, что он стал в моей жизни ориентиром, примером. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5, 14–19) — эти слова характеризуют нашего Владыку, так как он всем сердцем, всеми своими делами дает пример истинной любви к людям.
Протоиерей Михаил Беликов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова:
— Когда я был на архиерейской хиротонии Владыки 15 лет назад, то впервые увидел Подворье Троице-Сергиевой Лавры, которое он обустроил, где он был до этого настоятелем. И когда я ознакомился с храмом, помещениями, с территорией Подворья, у меня возникла мысль: «У нас в епархии все будет нормально. Все будет так, как нужно!». И это впечатление было правильным.
До того, как Владыка Лонгин пришел на кафедру, здесь накопилось много проблем. Почему? — нужно немного вернуться назад, в историю епархии.
Мы знаем, что переломный период в отношениях государства и Церкви пришелся на последние годы служения архиепископа Пимена (а он скончался в 1993 году). Начался процесс возвращения и строительства новых храмов. В Саратове открылась семинария, первый монастырь (женский Алексеевский скит – тогда его так называли). Конечно, пришло время обновлять храмы, приводить в порядок и утварь, и росписи, и сами здания церковные. Но в естественном развитии событий, которые переживала вся Церковь в то время, в Саратовской епархии произошел сбой. Владыка Нектарий до своей гибели пробыл на кафедре всего восемь месяцев; Владыка Александр был тяжело больным человеком и не мог по состоянию здоровья посещать приходы. Поэтому накопилось много недостатков, недоделок. И когда Владыка Лонгин это увидел, он со всем рвением приступил к работе.
И действительно, мы можем видеть, что за эти годы произошли огромные преобразования, кардинальные. И одно из главных изменений, которые Владыка привнес в жизнь епархии,— это отношение к храму и к богослужению. Поскольку я бывший протодиакон и все время был с Владыкой, то видел его отношение к службе.
В 26-м псалме есть такие слова: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, видети красоту Господню и посещати храм святый его». Вся суть деятельности Владыки Лонгина — в осуществлении именно этих слов. Его отношение к храму, богослужению отличается, я бы сказал, особой трепетностью. И этим отношением, любовью к службе, ревностью к дому Божию проникаются все окружающие его священнослужители и воспитанники семинарии. Он прививает эту любовь своим примером.
Об отношении Владыки к богослужению говорит тот факт, что он служит около 200 литургий в год! Практически каждый второй-третий день он в храме на молитве. И, конечно, это яркий пример и огромный стимул для духовенства к осознанному, деятельному и ревностному участию в богослужении. Ведь богослужение — это основа деятельности любого священнослужителя, как архиерея, так и священника. Это самое главное в его жизни.
Мы видим, в каком прекрасном состоянии сейчас храмы, хотя бы на примере нашего Троицкого собора. Во всех храмах, где ведется строительство или реставрация, Владыка всегда непосредственно вникает сам во всё, вплоть до того, какой должен быть раствор, какого качества, какие строительные материалы должны использоваться, чтобы не было никакой халтуры. Халтуры он вообще терпеть не может ни в чем.
Особая заслуга Владыки, на мой взгляд, это певческое дело. Он любитель, и скажу, что он знаток певческого дела, разбирается в нем великолепно. И он поднял его в нашей епархии на несколько порядков. Архиерейский хор — один из лучших, как мне кажется, хоровых коллективов в стране и в Церкви. Но и в каждом приходе Владыка всегда обращает внимание на пение, потому что это важнейшая составляющая богослужения. И везде он старается настоятелей подвигнуть к тому, чтобы относились к хору не по остаточному принципу, а чтобы осознавали, что хор — это один из важных элементов богослужения, который привлекает верующих в храм, имеет миссионерскую задачу, так как многие люди благодаря хорошему церковному пению обращаются к Богу.
Хотелось бы пожелать Владыке крепости душевной и телесной, чтобы он всегда оставался таким, каким мы его знаем.
Протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери, проректор по научно-богословской работе Саратовской православной духовной семинарии, руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества Саратовской епархии:
— Я служу в священном сане с 1995 года, с 2000 года преподаю в нашей семинарии. При Владыке Александре у меня был примерно такой же круг обязанностей, что и сейчас,— занимался вопросами взаимодействия Церкви и общества. Это был период становления церковно-общественных отношений, и помню, как некоторые нас упрекали в том, что мы не высказываемся по каким-то вопросам, что наш голос, наше слово недостаточно слышны. При Владыке Лонгине ситуация изменилась кардинально, голос Церкви в нашем регионе стал отчетливо слышен, было развернуто широкое сотрудничество в сфере образования, культуры,— и порой те же самые люди стали упрекать нас в том, что мы не сидим на месте, ведем миссионерскую деятельность. Но иначе уже и быть не могло, потому что наступил другой период в жизни епархии, и мы уже эту «неспокойную», насыщенную жизнь воспринимали как единственную норму.
Мне представляется очень важным, что в первые же годы пребывания на Саратовской кафедре Владыка смог привлечь внимание общественных сил нашего города и области к деструктивным явлениям, которые негативно сказываются не только на духовной, но и на социальной жизни,— в частности, к деятельности тоталитарных сект, которые достаточно вольготно здесь себя чувствовали. На просветительские инициативы епархии активно отозвалась молодежь, вокруг образовательных проектов объединилась верующая интеллигенция, и это заложило базу для дальнейшего развития.
Вообще, в церковной жизни мы, саратовцы, привыкли ко многим хорошим вещам, которых даже не замечаем,— а они есть далеко не везде. Мы привыкли к тому, что у нас много архиерейских служб, проходят разнообразные крестные ходы, в пределы нашей епархии приносятся известные святыни. Владыка обращает внимание на то, что в наших саратовских храмах должно быть удобно людям — начиная с доступности священников, возможности прийти на исповедь на выбор вечером или утром и заканчивая благоустройством прихрамовых территорий таким образом, чтобы туда удобно было прийти с детьми, можно было прийти пожилым людям. И как следствие, у нас появляется много активных прихожан, через которых опять же расширяются наши возможности нести социальное, просветительское, миссионерское служение.
Каждый из нас, священников, сталкивается с какими-то проблемами, они нас тяготят, порой удручают, но это лишь некая часть мозаики. А Владыка видит всю картину целиком, он видит это так, как никто из нас,— поэтому архиерею по-человечески бывает очень тяжело. Так что главное пожелание — больше поводов для утешения и радости, помощи — Божией и человеческой.
Игумения Феодосия (Бессонова), настоятельница Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова:
— Пятнадцать лет назад у нас в Саратовской области было всего три монастыря: Свято-Алексиевский монастырь, Свято-Никольский монастырь, расположенный в поселке со странным названием МОПР («Международная организация помощи революции»), который теперь стараниями Владыки получил человеческое название Монастырский, и Свято-Никольский мужской монастырь.
Я приехала сюда в тот год, когда Владыка стал архиереем. Наша обитель находилась в плачевном состоянии — во всех смыслах. И этому не приходилось удивляться — ведь насельницы просто не знали, как правильно устроить жизнь в монастыре, и пребывали в растерянности. Мы начали с чистого листа. Наш архипастырь отнесся к нам очень чутко: часто служил у нас, помогал во всех вопросах.
Особенно поразил меня один случай. Однажды во время Великого поста у нас многие сестры заболели, было много духовных искушений, и я очень эмоционально, в красках, рассказала о наших горестях Владыке. И он отложил все свои дела и приехал пособоровать нас. Представляете: правящий архиерей ради такого бросает все свои дела? Я подобного больше нигде не видела. Его чуткость и милосердие нас тогда утешили, ободрили и вдохновили на дальнейшее прохождение поста. Чувствовалось, что эта реакция шла из глубины его сердца.
Помню, я приехала в Вольск в коррекционный интернат для детей-сирот. Меня просили оттуда забрать одну девочку на воспитание. И я увидела, что это стены бывшего монастыря,— теперь совершенно убитое здание. Больно было видеть такую разруху, казалось, что невозможно уже когда-либо не то что восстановить там монашескую жизнь, но даже хотя бы вернуть этим стенам нормальный облик. А сейчас там Владимирский женский монастырь. То же самое было с мужским Спасо-Преображенским монастырем. В нем находилось военное училище. Он был тоже совершенно убит, могилы закатаны под асфальт, а теперь — открыт, действует.
Для меня лично очень отрадно, что в Саратове есть православная гимназия. Десять лет назад мы по благословению Владыки взяли несколько девочек на воспитание и не знали, как дать им образование в государственных школах, одновременно воспитывая их в православной традиции. А в этой гимназии они смогли спокойно учиться и укрепляться в вере, некоторые из них уже стали студентками.
Для нас очень важны благословение нашего архиерея и послушание ему. В самом начале моего настоятельского пути у меня были моменты, когда он на что-то меня благословлял, а я недоумевала: как это сделать, зачем? Было, не скрою, даже некоторое несогласие, но последующие события каждый раз показывали мне, насколько он был прав. Я теперь полностью доверяю ему и стараюсь выполнить каждое его благословение. И Владыка доверяет нам — это чувствуется и это вызывает большую благодарность.
Юлия Литневская, депутат Саратовской областной думы, региональный координатор федерального проекта «Историческая память» партии «Единая Россия»:
— Для меня и честь, и радость быть ведущей программы «Беседы с архипастырем». Ее зрители получают ответы на самые важные жизненные вопросы от нашего Владыки митрополита. Из сообщений в сети Интернет знаю, что эта программа помогает и тем, кто живет далеко за пределами Саратовской области. Благодарю Владыку за эту благую часть, а также за то, что его стараниями саратовцы просвещаются не только духовно, но и культурно. Так, если раньше мы покупали записи столичных хоров, то теперь аншлаги собирают выступления нашего Архиерейского хора. А как сейчас поют в каждом саратовском храме! 15 лет назад такого не было. Появляются новые добрые традиции, множество новых очень красивых храмов.
Пользуясь случаем, желаю нашему Владыке неиссякаемого вдохновения, и пусть вся та любовь, которую он как пастырь добрый дарит людям, всегда возвращается к нему сторицей!
Священник Николай Генсицкий, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова:
— В силу своего служения я не раз оказывался рядом с Владыкой, порой в каких-то неформальных, нестандартных ситуациях. И в разных обстоятельствах мне приходилось слышать от него слова из Евангелия от Матфея: «Сие надлежит делать и того не оставлять». В жизни Владыки, в его трудах, в нем самом я многократно видел реализацию этих слов.
У этой евангельской фразы две стороны. Много говорят о том, что в епархии за последние 15 лет произошли масштабные изменения, о том, что построено и отреставрировано множество храмов и так далее. Звучат разные количественные показатели — безусловно, они нужны. Но у этой фразы есть и вторая сторона. Она менее заметна стороннему глазу и не поддается количественным измерениям. Речь идет о духовном делании, духовном труде и духовных результатах. Ведь такие высокие материальные показатели не были бы достигнуты без молитвы, без духовных усилий Владыки. Мы верующие люди и понимаем, что просто так ничего не происходит.
Благодаря Владыке я по-особому понял эту евангельскую фразу — в первую очередь потому, что видел его пример.
И второе, что хотелось бы сказать, опять же, отталкиваясь от внешних изменений. Да, открывается большое количество храмов. Но это даст какие-то результаты, если только в них будет совершаться молитва, если там будут служить искренние священники. Храм — это место встречи человека с Богом, и его главное назначение — помочь человеку, который пришел в церковь, найти путь ко Христу. А помочь может только тот, кто знает, как это делается, кто сам его нашел или, по крайней мере, идет этим путем. И опять же Владыка показывает это нашим семинаристам на личном примере. И то, что в наших храмах сегодня служат священнослужители, которые способны реально помочь — это тоже духовные плоды деятельности и служения нашего Владыки.
Архиерейское служение очень многогранное и требует, соответственно, сил разного характера: и физических, и душевных, и духовных. От души желаю, чтобы Господь укреплял Владыку, даровал ему эти силы, чтобы они не иссякали. Общаясь с ним, мы и сами получаем заряд бодрости, энергии, вдохновения для того, чтобы вместе с ним двигаться дальше, трудиться на ниве Христовой.
Марина Бирюкова, заместитель редактора журнала «Православие и современность»:
— «Молодой какой, — удивлялись все тем далеким уже летом, когда стало известно о приезде в Саратов нового архиерея, — сорок два всего!». А теперь вот и ему уже не сорок два, и нам всем на пятнадцать лет побольше.
Пятнадцать лет — это очень большая часть жизни любого человека. Счастлив тот, для кого это не просто срока земного часть, но этап пути — пути к цели, в гору.
Идущий же никогда не идет один, сам по себе — даже если ощущает и переживает при этом одиночество в личном плане; он всегда идет вместе с другими, взаимодействуя с ними.
Мы шли вместе — кто-то все пятнадцать, кто-то меньше, я, например, почти десять лет. И мне, слава Богу, есть на что оглянуться. Благодаря Владыке, благодаря тем возможностям, которые он нам предоставил, мы действительно выросли; мы сами стали намного богаче и, я надеюсь, смогли дать что-то другим.
Если одних только людей потрясающих перечислить, которые стали нашими собеседниками и друзьями журнала — этот список уже произведет впечатление. Каждая встреча была открытием… А бессребренический труд наших краеведов, извлекавших из тьмы забвения имя за именем, судьбу за судьбой! Куда бы они пошли со своими находками, если не в епархию, не в редакцию журнала? А открытие глубин Ветхого Завета — благодаря замечательным библеистам; а беседы на нравственно-богословские темы — в том числе и с самим Владыкой, он присутствует и отвечает на наши вопросы в каждом номере…
Всё это давалось непросто, конечно. Журнал вообще давался непросто — и нам, и Владыке. Нечего скрывать, это проект дорогостоящий и неудобный, и не всякий правящий архиерей согласился бы регулярно это явное неудобство преодолевать. Можно ведь и без журнала обойтись, правда?.. Но, благодаря Владыке Лонгину, мы пока без него не обходимся.
…И еще вот о чем. Мы все взрослые люди, розовых очков не носим, по собственному опыту знаем, что жизнь в Церкви — это вовсе не идиллия всеобщей любви, неколебимого мира и идеального взаимопонимания. Каждый из нас сам не ангел и не ангелами окружен: бывает всякое. И потому хочется сказать Владыке отдельное спасибо — за умение через это всякое перешагивать, не увязать в нем, оставлять прошлое прошлому, жить и работать дальше, принимая каждого из нас таким, каков он есть.
Нина Николаевна Лобанова, заведующая архивом Саратовской епархии:
— Я начала работать в епархии давно, в 1996 году. И сейчас я, наверное, самый старый сотрудник. Сначала года два работала в библиотеке, потом некоторое время — в приемной, семнадцать лет была заведующей канцелярией. На этом посту меня сменила Ольга Владимировна Костюнина, а я перешла работать в архив.
Мы недавно вспоминали, как пятнадцать лет назад, 26 августа 2003 года, в Саратов приехал Владыка Лонгин, и мы, сотрудники Епархиального управления, встречали его хлебом-солью и цветами. Никто из нас не знал, продолжим ли мы здесь работу или нет, потому что слышали, что архиерей приедет со своими помощниками. Мы были уже готовы уступить место новым сотрудникам, но Владыка оставил весь коллектив, и мы были очень благодарны ему за доверие.
Мы — технические сотрудники и не участвуем во всех мероприятиях, которые проходят в епархии. Но мы работаем с бумагами: все планы и отчеты о проведенной работе приходят к нам. Поэтому мы можем сравнить, что было в самом начале и насколько активно епархия развивается сейчас.
Хочется отметить такую веху в современной жизни епархии, как строительство двадцати новых храмов в нашем городе. Это на самом деле историческое событие! Но еще важнее, что эти церкви наполняются людьми. Я — прихожанка Георгиевского храма и вижу, как радуются люди, когда Владыка приезжает к нам служить. Храм всегда полон народу, особенно внимательно все верующие слушают проповедь Владыки, всегда наполненную глубоким смыслом, но понятную всем — и старушкам-прихожанкам, и преподавателям вузов…
Владыка — человек очень занятой. И мы всегда чувствовали, что в работе ему необходимы от нас краткость, собранность, ясность мысли. В этом смысле он сам стал для нас хорошим учителем, примером.
Очень трогает внимание к нам Владыки: каждое лето он собирает в своем саду урожай — сливы, яблоки, виноград — и привозит эти корзины в Епархиальное управление, благословляет угощать всех.
Наш архиерей — личность яркая и многогранная, о нем можно говорить очень много. Хочется пожелать ему, чтобы храмы, которые он созидает, всегда были полны людьми, и чтобы Господь, видя его труды, даровал ему Свою помощь и утешение в лице молодых и энергичных соработников.
Ольга Владимировна Костюнина, заведующая канцелярией Саратовского епархиального управления:
— Я пришла в епархию в декабре 2000 года, еще при жизни Владыки Александра (Тимофеева), работала в его приемной. Когда приехал Владыка Лонгин, я продолжила работу секретарем приемной, в 2015 году мне доверили канцелярию. Для меня это была огромная ответственность, сложная работа, которая требует большого внимания.
Я помню, как все волновались, когда встречали Владыку. Мы были очень рады его приезду, потому что почти полгода были без архиерея. Владыка тогда нашел нужные и добрые слова для каждого из нас и по сей день находит такие слова для каждого прихожанина. Когда я слушаю проповедь нашего архиерея, мне кажется, что она обращена лично ко мне, причем затронута именно та тема, которая сейчас мне особенно необходима. И что-то подобное я слышала от многих людей — и от молодых, и от пожилых.
Владыка принимает очень много посетителей. Я видела, сколько людей приходит к нему, чтобы попросить о какой-то помощи. Это и прихожане, и просто жители города, области. И каждому он ищет возможность помочь — так трепетно, по-отцовски обо всех заботится.