Постоянство и непрерывность труда над собою есть неотложное условие успеха в духовной жизни – в этом убежден клирик нашего собора священник Александр Станотин. Сегодня он отвечает на наши вопросы.
– Каждый верующий стремится к соединению с Богом, к получению Его благодати. С чего начинается путь к Богу и духовная жизнь?
– И путь к Богу, и получение Его благодати, и духовная жизнь начинаются всегда с покаяния. Когда Христос выходит на проповедь, Он призывает: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Духовная жизнь человека начинается не просто с молитвы или поста. Когда человек приходит именно к покаянию, к пониманию того, что Бог есть, что Бог для этого человека необходим, тогда начинаются духовные изменения. Это можно соотнести также со словами из Евангелия, когда Христос говорит о Себе: Я есмь истинная виноградная лоза, а вы – ветви, и как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (см.: Ин. 15, 1–4). Человек приходит к осознанию, что он без Бога мало что может, тогда начинается искание Бога и по-настоящему стремление к Богу, а Господь, видя труд человеческий, его искание, подает Свою благодать.
– Книга «Лествица» – азбука духовной жизни, и преподобный Иоанн Лествичник уделяет много внимания понуждению естества и хранению чувств. Разъясните эти выражения.
В духовной жизни обязательно нужно понуждение нашего естества: встать на молитву, придти в храм, исполнить правило о посте и т.д. Также и хранить свои чувства необходимо (если мы побуждаемся удовлетворять свои чувствования, то собранности у нас не будет). Если мы не будем хранить взгляд, слух, осязание, то неумеренное воздействие на нас извне рассеивает душу. Нам понравился запах, мы слышим то, нам приятно видеть это – так проиходит рассеянность и человек чувствует себя расслабленным, не может отделить важное от второстепенного, поэтому основа христианской жизни, с одной стороны – это пост и молитва, а с другой – присоединяется и хранение чувств. Решимость порождает понуждение и хранение себя. Прислушаемся к словам св. Иоанна Лествичника, который является одним из учителей духовной жизни.
– Современным христианам не хватает решимости?
– Решимости не хватает не только современным христианам. Решимости не хватало людям и во времена преподобного Серафима Саровского, и преподобного Сергия Радонежского.
Сложно ответить, так как человеку свойственно думать, что раньше было лучше. Возможно. Но никто из нас не жил в то время, когда по земле ходил Христос. Мы не жили вместе с теми людьми, которые видели преподобного Сергия или преподобного Серафима. Но если обратимся к Евангелию, то увидим – не было решимости и у тех людей, которые слышали Самого Христа. Вспомним случай с богатым юношей, который, услышав слова Христа: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, отошел с печалью от Него (см.: Мф. 19, 16–22) . Решимости идти до конца ему не хватило.
– С чего начинается решимость вести духовную жизнь, изменить себя?
– С того момента, когда человек понимает, что без Бога он в деле своего спасения преуспеть не сможет. Как это осознать? Святитель Феофан Затворник предлагает простой способ. В одном из писем некой особе он пишет: вы попробуйте хотя бы один день выполнять все заповеди. Вот 10 заповедей. Вот попробуйте. Когда вы начнете пробовать, вы поймете, что вы не можете их все выполнить. А если вы не можете их выполнять сами по себе, вы будете понимать, что не совершенны, а когда начнете понимать, что вы не совершенны, то поймете, что вам нужен Господь, и тогда вы начнете к Нему взывать: «Господи, помилуй». Решимость рождается от желания двигаться к Богу. Когда мы по-настоящему увидим, что наша жизнь далека не только от идеала, но и от нормы, что так жить просто нельзя. В итоге приходит видение того, что человеку нужен Бог.
– Как не унывать, видя высоту жизни других людей?
– Здесь можно ответить словами апостола Павла. В его Послании к Римлянам сказано: хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3–5). Мы унываем, потому что у нас нет терпения. Скорби есть, терпения нет, нет опытности, а от этого у нас нет и надежды, которая не постыжает. Идя по «лестнице», которую предлагает нам апостол Павел, мы имеем некие примеры жизни святых людей; но, видя их жизнь, скорбим о том, что мы не такие, как они. Однако эта скорбь рождается не от- того, что мы видим реальность положения дел, а рождается она от нашего самомнения. Мы-то думаем о себе, что мы есть некая высота в чем-то, мы чего-то достигли, а тут видим, что не достигли ничего. Если мы это начинаем осознавать, переживаем данную скорбь, то начинаем над собой работать с помощью Божией. Данная работа рождает в нас терпение, потому что сразу же никаких успехов ни у кого не было. Яркий пример – Мария Египетская. Она в пустыне 17 лет жила напряженнейшей духовной жизнью, проведя в пустыне в общей сложности 47 лет. Если же посмотреть на нашу с вами жизнь в нашем обычном мире, то станет очевидным, что мы напряженным духовным трудом живем далеко не всегда. Мы очень часто теплохладны, поэтому в нас и не происходит каких-то существенных изменений, мы никуда особо-то и не двигаемся. Чтобы получить какие-то дары от Бога, нужно работать над собой не один день и даже не один год. Если мы не живем такой напряженной жизнью, как преподобная, то не надо ожидать, что мы чего-то сможем достигнуть за какое-то короткое время, даже через 10 или, может быть, 20 лет. Нужно с терпением совершать духовную работу, вот это терпение и будет порождать опытность. Мы будем становиться опытными в духовной жизни, опыт будет давать нам знание, и от опытности будет рождаться надежда, а надежда не постыжает.
– Чем сегодня губительно состояние теплохладности и повышенного комфорта?
– Состояние теплохладности и комфорта было всегда губительно, не только в наши дни, но и тысячи лет назад. В Евангелии есть притча о сеятеле, где говорится: Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге… иное упало на места каменистые… иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод (Мф. 13, 3–8). Некоторое семя упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Состояние теплохладности и комфорта – это то самое терние. Всегда, во все времена за комфорт человек платил. И сейчас, чтобы приобрести какую-то вещь (более удобную), ему нужно заработать, не хватает – он берет кредит. Человек больше отдается заработкам, накопительству, думает о достижении чего-то материального. Я не рассматриваю здесь те жизненные ситуации, когда людям действительно не хватает на необходимое, или же на лечение, или учебу, и когда они действительно вынуждены много работать, чтобы свести концы с концами. Многие годы жизни уходят на приобретение каких-то вещей. Стремление к комфорту излишнему духовно душит человека. Это напоминает бег по кругу: заработать-потратить-заработать. И нет времени остановиться и задуматься – может, хватит, может, не стоит стремиться к какой-то неосуществимой мечте, забывая о главном. Из-за такого состояния рождается теплохладность, это вроде и ни да, и ни нет. Ты, вроде, можешь быть христианином, причисляешь себя к тем, кто ходит в храм, но жизнь свою никак не меняешь, нет у тебя никаких плодов. А тебе это вполне достаточно.
– Путь ко Христу и личная карьера – совместимые вещи?
– Человек может быть прекрасным христианином и строить карьеру. Греха здесь нет. Но если он строит карьеру в нарушение заповедей и «идет по головам», то он поступает неправильно. Нужно всегда понимать, если вы хотите построить карьеру и у вас есть задатки двигаться дальше по карьерной лестнице, – пожалуйста, продвигайтесь; но если от вас требуется нарушение заповедей Божиих, человеческих норм, то лучше отказаться. Требования по отношению к вам будут ввергать вас в состояние греха, пагубно влиять на вашу душу. Нужно помнить слова Христа, сказанные в Евангелии: какую цену даст человек за душу свою. Душа человека важнее всего. Даже если весь мир приобрящет, а душу свою погубит, то какая польза для человека (см.: Мк. 8, 36). Это правило всегда надо помнить и сопоставлять с тем, что нам предлагают. Если предлагают карьерный рост – хорошо, но если предлагают карьерный рост через погубление души, то от этого стоит отказаться. Если верующие хотят жить по Христу, то они могут что-то потерять, но нужно также помнить всегда – что важнее: душу спасти или душу погубить? Никакие миллиарды, яхты, машины не утешат нас, если душа погибнет. Для того чтобы что-то приобрести, надо что-то потерять. Мы что-то теряем в данной жизни, но Господь, видя наше устремление, подает утешение, превышающее эту потерю.
Беседовала Ольга Урядова, 8 апреля 2018 года