«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гони-мы» (2 Тим. 3, 12). Две тысячи лет назад св. апостол Павел написал эти слова, проникнув прозорливым духовным взором в глубину веков истории христианства.
Закон духовной жизни, заключенный в этих словах, основывается на учении Господа Иисуса Христа о неизбежности скорбей, печалей и искушений для человека, идущего путем спасения. Господь учил: Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14); Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20); Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 27). Таким образом, только через терпение скорбей, через преодоление искушений, через непрестанную борьбу с грехом и страстями христианин может спастись и достигнуть Небесного Царства.
Этот духовный закон относится не только к каждой отдельной душе христианской, но и к племенам, народам, государствам и к самой Церкви Христовой. И действительно, от самого начала христианства и вплоть до последнего времени враг спасения никогда не прекращал своей вражды против Церкви и верных ее чад, то воздвигая на них открытые гонения, то возбуждая лжеучения, ереси и расколы.
Не была здесь исключением и Русская Церковь. В течение всей своей тысячелетней истории наша Церковь стойко преодолевала ереси и расколы, смуты и бедствия, деятельно помогая нашему народу в государственном строительстве. Было создано мощное православное Российское царство, которое, казалось бы, никакая сила не сможет поколебать или разрушить. Однако равнодушие к вере и откровенное безбожие, проникавшие с Запада, по-степенно овладевали умами высших слоев российского общества и интеллигенции, а от них этими пагубными идеями заражались и низшие слои.
Этот губительный процесс был замечен выдающимися пастырями Русской Церкви и многие из них в своих проповедях и письменных творениях возвышали свой голос против такого «ползучего» обезбоживания и расцерковления нашего народа. В самом начале XX в. особенно мощно звучало пламенное слово великого пастыря и молитвенника – праведного Иоанна Кронштадтского. Он предсказывал, что если народ наш не покается и будет далее следовать по пути отступления от Христа и Его Церкви, то «Господь отнимет у Руси Помазанника и попустит ей столь жестоких правителей, которые всю землю Русскую зальют кровью».
Но пастырский голос, голос Церкви, не был услышан, и пророчество Кронштадтского пастыря сбылось – рухнуло православное царство, мученической смертью царя и его семьи пресеклась царская династия, пришли само-званные правители, и полилась кровь. Кровавым катком по Русской земле прокатилась братоубийственная война, унесшая миллионы жизней, а вместе с ней – голод и разруха. От прежней России осталась одна лишь Церковь, и против нее безбожными властями было воздвигнуто невиданной силы жесточайшее гонение, подобного которому не было, пожалуй, за всю историю существования христианства. Вопрос стоял о самом существовании веры и Церкви. Отличие от гонений I – III вв. заключается в том, что тогдашние гонители не ставили целью уничтожить веру вообще и даже, в некоторых случаях, не требовали отречения от Христа – они стремились привести христиан к «правильной» вере: добивались, чтобы христиане признавали истинность языческих богов, приносили бы им жертвы и почитали бы их также, как по-читали Христа.
Гонители же начала XX в. в России ставили своей целью уничтожение религии и веры вообще, в принципе, и добивались полного уничтожения Церкви. В ход шло всё – закрытие и ограбление храмов и монастырей и их разрушение, аресты, пытки, убийства и расстрелы пастырей и наиболее активных мирян, тюрьмы, лагеря, каторжные работы, давление, шантаж, провокации, публичное осквернение и уничтожение святынь, инициирование расколов, яростная пропаганда безбожия, лишение Церкви всякого влияния на образование, на общественную и культурную жизнь, словом – все мыслимые и немыслимые репрессивные средства. Всё это обрушилось на Русскую Церковь и Саратовская епархия не избежала этой участи.
На саратовской земле, которая начала населяться лишь в самом конце XVII века, не было древних религиозных центров – многолюдных лавр и обителей, славных сонмами святых подвижников. Не было здесь и святых мощей и других великих святынь. Самостоятельная епархия здесь была учреждена лишь двести лет назад. Но всё же благочестие христианское здесь было, и оно было живым и действенным. Архипастыри, пастыри и монашествующие усердно трудились на ниве Христовой и делали по мере сил свое дело. И вот, когда буря гонений обрушилась и на саратовскую землю, семена святости и благочестия, посеянные здесь, принесли свои плоды.
Истинная святость во времена мирные и спокойные имеет свойство таиться, убегать от суеты мира сего в леса и пустыни, в отдаленные кельи. В периоды же смут, гонений и нестроений святость проявляется явно, перед всем миром. Серебро обычно скрыто в земле, и для того, чтобы его «явить», выделить из руды, руду помещают в горнило и в горниле серебро «разжизается», отделяется и очищается от земли и примесей и «являет» себя. Так и святость, пройдя горнило гонений и скорбей, являет себя людям. И на саратовской земле гонения выявили целый сонм святых подвижников – новомучеников и исповедников, кровью и смертью засвидетельствовавших свою верность Христу и Его Церкви.
В числе Собора Саратовских святых стоит священномученик Гермоген (Долганёв), долгое время управлявший Саратовской епархией. Духовный друг и единомышленник св. Иоанна Кронштадтского, предсказавшего святи-телю мученический венец за веру, он был великим молитвенником, деятель-ным архипастырем, защитником православия и русской государственности. Оклеветанный перед царем, он попал в опалу и был перемещен на Тобольскую кафедру, где в 1918 г. принял от безбожников мученическую смерть почти одновременно с царем страстотерпцем Николаем Александровичем. Святитель Гермоген – единственный из саратовских новомучеников, у которого обретены мощи. Частицы его мощей пребывают ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова, саратовском Духосошественском храме и Свято-Троицком кафедральном соборе Вольска. Тела остальных саратовских новомучеников покоятся в братских и безвестных могилах, и их мощи нам недоступны.
Священник саратовской Серафимовской церкви Михаил Платонов был обвинен в служении панихиды по царской семье и антисоветской деятельности. Святитель Герман (Косолапов), епископ Вольский, попытался защитить священника, но оба были осуждены и расстреляны в 1919 г. на Воскресенском кладбище Саратова, и тела их покоятся там же в братской могиле вместе с другими репрессированными.
Преподобномученик Нифонт (Вырубов), будучи иеромонахом, служил в на сельском приходе и в 1930 г. был арестован, но никаких обвинений предъявить ему гонители так и не смогли. Он умер в Сызранской тюрьме в 1931 г.
Обстоятельства подвига других семи пресвитеров-священномучеников во многом схожи – все они были ревностными пастырями, отдавшими свои души за свою паству и до конца выполнившими свой долг. Не оставляли пасомых в разгар гонений и после одного, а иные и после двух арестов снова возвращались к служению. Двое из них – пресвитер Николай Амасийский и Иоанн Заседателев, умерли от истощения в казахстанских лагерях. Остальные пресвитеры – Косма Петриченко, Дионисий Щеголев, Иоанн Днепровский, Сергий Кудрявцев и Петр Покровский, не пошли на сделки с совестью во время арестов и допросов, не запятнали себя ложью, доносами и клеветой и были расстреляны.
Новомученик из мирян – св. Александр Хвалынский, происходил из рода графов Медемов, перешел в православие из лютеранства и, будучи активным членом приходского совета храма в своем бывшем имении, перенес пять арестов, но остался верен своему новому исповеданию. В 1930 г. умер от истощения и туберкулеза в Сызранской тюрьме.
В 2016 г. по указу Святейшего Патриарха Кирилла в Собор были включены еще три имени – священномученик пресвитер Владимир Пиксанов, преподобномученик Феодор (Богоявленский) и святитель Иннокентий (Смирнов).
Сельского священника Владимира Пиксанова можно считать саратов-ским первомучеником – он принял смерть еще в 1918 г. Его бездоказательно обвинили в организации нападения на красногвардейцев в его селе. Бойцы карательного отряда арестовали его, зверски избили и расстреляли перед храмом на глазах прихожан. Могила мученика впоследствии была утеряна.
Иеромонах Феодор принял постриг и рукоположение во иеродиакона в Москве в1930 г., был арестован по доносу и на три года отправлен в лагеря. По возвращении и рукоположении во иеромонаха ревностно служил на разных приходах Подмосковья, в начале войны был снова арестован обвинен в антисоветской деятельности, отправлен в тюрьму Саратова, а затем, после приговора – в тюрьму г. Балашова, где и скончался после пыток и от истощения в 1943 г.
Святитель же Иннокентий не является новомучеником, но он издавна глубоко почитается и в Пензе, и в Саратове, где он был епископом в XIX в. за свою подвижническую деятельность и святую жизнь.
О значении для нынешних христиан подвига новомучеников очень хорошо сказал в одной из своих статей Высокопреосвященный Климент, Митрополит Калужский и Боровский: «Почему именно сегодня важно помнить о подвиге новомучеников и исповедников Российских? Потому что в наше время мы все становимся свидетелями начала очередного гонения на Церковь. Поругание и осквернение святынь выдается за искусство; развернувшаяся в СМИ и интернет пространстве массовая дискредитация видных деятелей Русской Православной Церкви, направленная на формирование в умах наших соотечественников негативного образа всей Церкви в целом, называется гражданской критикой и даже борьбой за чистоту православного вероучения; а те ужасные карикатуры в сторону Церкви, которые сегодня буквально наводнили интернет, до боли напоминают советские. Мы не должны оставаться безучастными свидетелями этой борьбы, которую уже не одну тысячу лет ведет дьявол с человечеством. На примере подвига новомучеников мы должны доносить до каждого нашего соотечественника свет Христовой истины, формирующий в личности духовные и нравственные принципы и основы, без которых невозможно возродить могучее и славное Российское государство».
Протоиерей Михаил Беликов