Прп. Максим Грек – талантливый, высокообразованный человек, врожденный публицист-обличитель. Ревнитель истины и благочестия, инок Афонского Ватопедского монастыря, он был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался им по смерти в своих сочинениях.
Прп. Максим (в миру Михаил Триволис) был родом из знатной семьи и получил блестящее образование. В юности Михаил Триволис побывал в Париже, Флоренции, Венеции. Во Флоренции постригся в доминиканском монастыре Св. Марка (незадолго до этого там жил И. Савонарола, его проповеди слушал Михаил Триволис). Но духовно вскормленный Православной Церковью, он оставляет свой монастырь, покидает Италию и в 1505 г. с именем Максим принимает иночество на Афоне, где предается чтению сочинений святых отцов, пишет свои первые труды и составляет канон Иоанну Крестителю.
В это время великий князь Московский Василий обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека для пере-вода книг на славянский. В Москву был послан прп. Максим. Ему был поручен перевод на славянский язык толкования на Псалтирь, книги Деяний Апостолов. Ученый грек переводил беседы св. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, перевел ряд отрывков и глав из книг Ветхого Завета, а также три сочинения Симеона Метафраста. Одновременно Максим Грек занимался про-смотром и исправлением Толкового Евангелия и богослужебных книг: Часослова, Минеи праздничной, Апостола и Триоди.
Келия ученого становится притягательным местом для образованных русских вельмож. В общении с ними Максим Грек знакомится с русской церковностью, государственной и общественной жизнью.
В своих богословских трудах преподобный пишет о приверженности русских к обрядовой стороне веры; его беспокоит увлечение великокняжеского двора астрологией. Несколько сочинений он составляет против всё еще не отжившей ереси жидовствующих. Из-под его пера выходят и полемические сочинения против магометан и латинян. В своих словах и посланиях прп. Максим вел также борьбу против местных суеверий. Строгому раз-бору он подверг и апокрифические книги, которые были занесены на Русь…
С недоверием отнеслись в Москве к исправлениям, которые внес прп. Максим в богослужебные книги. За обиду принимали и его укоризны, касавшиеся незнания русскими людьми истинной веры и несоблюдения заповедей Христовых, исполнения одного внешнего обряда, без духовного подвига, в суетной надежде на спасение через одно только внешнее благочестие.
Преподобный написал «Главы поучительные к начальствующим правоверных», адресовал их великому князю, желавшему расторгнуть свой брак с неплодной супругой Соломонией.
В это время вместо святителя Варлаама, последователя Нила Сорского, митрополитом стал Даниил, ученик прп. Иосифа Волоцкого. У недоброжела-телей развязаны руки. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному как умышленная порча книг. Среди причин опалы назывались связи Максима с его соотечественником Искандером, послом турецкого султана в Москве. При новом митрополите Данииле Максим был дважды соборно осужден (в 1525 и в 1531 гг.)
Преподобный был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь. Шесть лет провел он в сырой, смрадной, угарной и тесной келии, терпел дым, холод, голод. Из всех лишений самым мучительным было отлучение от принятия Святых Таин. В темнице святому явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». Тогда старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви.
В 1531 г. после нового соборного суда, где ему предъявили новые обвинения, в частности – в «порче» богослужебных книг, Максима сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор епископа Акакия, который уважал его и предоставил ему возможность читать и писать.
Умирает правительница Елена Глинская. Митрополит Даниил заточен в Иосиф монастырь. Страдалец Максим счел своим долгом примириться с изгнанником, призывает его оставить вражду, со смирением снова говорит о своей невиновности.
Наконец, после 13-летнего несправедливого запрещения, после кончины князя Василия, прп. Максим получил разрешение приступать к Святым Таинам.
Новые выступления бояр, низвержение святителя Иоасафа заставили прп. Максима снова взяться за перо. Пренебрегая собственной безопасностью, он изобразил бедственное состояние Русского государства под образом жены, окруженной лютыми зверями, одетой в рубище и сидящей на распутье. Бедствия России глубоко ранили душу Максима, так как и радости ее были радостями его сердца…
После обращений Восточных Патриархов и Митрополита Макария, после прошений троицкого игумена Артемия, друга Максима, с несколькими боярами – прп. Максим был с честью принят в Москве и переведен на покой в Троице-Сергиеву Лавру. Святитель Макарий внес часть его поучений в Великие Четьи-Минеи (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов).
Через два года святого старца посетил царь Иоанн Васильевич и открыл ему свое намерение совершить богомолье в Кириллову обитель (по данному обету за свое исцеление после Казанского похода). Прп. Максим искренно и смело напомнил ему о вдовах, сиротах и матерях погибших под Казанью, которые нуждались в царственной помощи: «Бог и святые Его не по месту внемлют молитвам нашим, но по доброму расположению нашего сердца». Смиренно выслушал царь слово старца, но не отменил своего намерения. Святой старец сказал пророческое слово князю Курбскому, одному из попутчиков царя: если царь не передумает – умрет в дороге его новорожденный сын Димитрий. Пророчество святого сбылось…
Последние годы своей жизни прп. Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре, где продолжал трудиться, переводя Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили прп. Максима.
Скончался Максим Грек в Троицком монастыре в день памяти своего небесного покровителя прп. Максима Исповедника. По преставлении преподобного началось поклонение ему как богослову, православному апологету и учителю.
В 1561 г. у гробницы преподобного совершились первые чудеса, вошедшие в предания Троице-Сергиевой Лавры.
Прп. Максим Грек причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. Открытие его святых мощей произошло в Лавре в 1996 г. В настоящее время рака с мощами прп. Максима Грека находится в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Память святого совершается 21 ян./3февр. и 21 ин./4 ил.
Подготовила Варвара Проценко