Есть в мире уголки, которые не трогает время; их не касаются войны и катаклизмы, тихо, веками, складываются традиции, жизнь протекает размеренно и неприметно. Другие места на земле не обходит ни одно историческое событие, они всегда в центре земных переделов и державных интриг. Кипр – вот такой средиземноморский перекресток, по истории которого можно отследить исторические вехи Европы и Ближнего Востока. Чудом можно считать, что в результате бесконечных завоеваний остров оказался православным государством и по праву стал называться «островом cвятых».Обращению в христианство Кипр обязан апостолам Павлу, Варнаве и Марку, с 45 г. н.э. пешком исходившим остров с евангельским словом, несмотря на множество принятых ими поруганий и избиений, однако и обретшим святых подвижников, помогавших им на их поприще. Их стараниями Кипр получил своих первых епископов, да каких! Епископом Китийским был поставлен Лазарь Четверодневный, друг Христов, более 30-ти лет прослуживший на Кипре; св. Фекла была крещена ап. Павлом и не оставила его в его проповедническом кипрском пути, сама пройдя путь равноапостольной первомученицы. В житии св. Лазаря есть эпизод, где Кипр был посещен Самой Пречистой Богородицей, возвращавшейся с Афона. Как не расцвести христанству там, где место освящено такой благодатью! Там родился и епископствовал св. Спиридон Тримифунтский, а позже – cв. Епифаний Кипрский, так трогательно упомянутый св. Игнатием Брянчаниновым в «Отечнике». Свой подвиг принесла Кипру св. царица Елена, привезшая только что обретенный Животворящий Крест Господень и повелевшая в указанных ею местах ставить церкви и монастыри; они живы до сих пор, эти святыни, убереженные молитвами великих во времена завоевателей и природных бед, а то, что и разрушалось, восстанавливалось вопреки всякому злу.
Проведя там пасхальную неделю, я лишь слегка прикоснулась к кипрскому укладу и традициям, но и этого хватило, чтобы полюбить и оценить Кипр.
Вся Светлая седмица для жителей нерабочая (государственный праздник с официальными выходными), в городах и селениях – ежедневные крестные ходы, либо масштабные городские, либо вокруг храмов, с иконами любимых святых, песнопениями и цветами, так пышно цветущими в это время года.
Украшены дома горожан и сельские палисадники. Но особую принадлежность к главному празднику православных удается почувствовать в храмах и монастырях. Даже если ты вошла ненадолго, чужой себя не ощущаешь – единение, общая радость, теплые взгляды: «Христос Воскресе!!!» Открытием стали дети в храме: вне службы прихожанам разрешается пройти по солее и приложиться к иконостасным иконам, дети делают это с особой непосредственностью, широко разводя руки и как бы обнимая каждого святого, как живого родного человека. Детей много, они не выглядят отдельным народцем, на минуту заглянувшим в жизнь взрослых; они тоже празднуют и славят Христа. Храмы в изобильном цветочном убранстве, иконы обрамлены розами в плотной, почти мозаичной двуцветной укладке, и строгой, и затейливой одновременно. Во всем чувствуется забота и длительная подготовка к Пасхе. Храмов много, и в городах, и в мелких селениях, есть и типовые, недавно возведенные, есть и своеобычные, с многовековой историей.
Приятны уху и сердцу имена святых, в честь которых они названы: св. Николай, св. Георгий, св. Антоний, св. Андрей, св. Иоанн Предтеча, свв. Марк и Варнава, Петр и Павел, свв. Марина и Параскева, свв. Варвара и Екатерина, свв. Константин и Елена. В честь Святой Троицы и образов Пресвятой Богородицы – в каждом уголке.
Один маленький, но очень дорогой подарок мною был получен от св. Иоанна Крестителя. На дорожных указателях зачастило название селения Продромос, которое у медиков в переводе с греческого означает «предвестник (болезни)», и я всё примеряла этот термин к названию местечка, а смысл ускользал, не складывался. Уже проезжая через деревню, я увидела храм, красиво расположенный на склоне, величественный, торжественный, догадалась – «Предтеча», конечно, он же «Предвестник»! Мне открыли храм, хотя служба закончилась, и я за чудо встречи благодарила Господа и Предтечу, и просила простить за то, как небрежно мы принимаем дарованные нам знания, как нелюбознательны и бездумны.
А Кипр, между тем, щедро делился пасхальной благодатью. В монастыре так чтимой киприотами св. Феклы стояла необыкновенная тишина. Внутрихрамовые росписи рассказывали очень выразительно житийные и евангельские истории, и приходило понимание того, как неграмотные люди научались так благоговейно относиться к Богу, стране, терпеливо переносить невзгоды и беды. Мощи св. Феклы даруют благодать и мир душе, так нуждающейся в укреплении. И как будто для меня в росписях медальонов верхнего храма Троицкого собора сияет лик св. равноапостольной Феклы!
Удивительно, какими хрупкими и невесомыми кажутся издалека горные монастыри, оказывающиеся неприступными крепостями с мощными стенами, в толще которых находятся монашеские кельи. У каждого – многовековая история с захватами, пожарами, казнями насельников, разграблениями святынь и ценностей, и неустанными трудами по возрождению монашеской жизни. А возникают монастыри обычно на местах чудесного обретения чудотворных икон или других знаков свыше. С XII в. известен монастырь Махерас, построенный возле пещеры, в которой монахом Неофитом-отшельником была найдена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, ставшая хранительницей и главной святыней монастыря. Махераотисса – образ Пречистой, очень подходящий для строгого, на манер афонского, Устава. Она полна любви и ответственности за вверенное Ей человечество; открытые Небу ладони, скорбно-ласковый лик призывают и тебя просить вместе с Ней о милости и снисхождении. Эта икона считается одной из 70-ти, написанных евангелистом Лукой.
Монастырь за века превратился в крупный культурный центр. В подвалах богатой ризницы – собрание монастырских книг и старинных рукописей, ценная коллекция икон и предметов церковного назначения. Рада была узнать, что в конце XIX в. после страшного пожара монахи обратились за помощью к России, и на пожертвования русских были восстановлены многие здания монастыря и отлиты колокола.
Если Махерас находится на юго-восточных склонах гор Троодоса, то на западе гряды, на горе Кикко, еще одна святыня Кипра – Киккская икона Божьей Матери, загадочная и чудотворная, в посвященном ей монастыре начала XII в. Монастырь – один из самых богатых своей историей и святынями, изобилует мозаиками и фресками, великолепием убранства. Под эгидой ЮНЭСКО проведены большие работы. Из средневековых икон известна хорошо сохранившаяся икона «Распятие Христа» XVI в., в пасхальные дни оставляющая особый отклик. Ризница потрясает количеством благоговейно хранимых мощей великих святых: десница ап. Варнавы в серебряном ковчеге в форме храма, ковчеги с мощами египетских отцов, апостольские, святительские мощевики, мученические и преподобных – мощи в разнообразных ларцах составляют длинные ряды полок просторного зала. Патриархом Кириллом, в 2013 г. посетившим Кипр, в дар были преподнесены иконы прп. Сергия Радонежского и блж. Матроны Московской, и поклониться им там было вдвойне приятно на Светлой седмице.
Неизгладимое впечатление произвела встреча с Киккской иконой Божией Матери, с 1576 г. до половины лика закрытой бархатной завесой и даже во время крестных восхождений на гору монахами и паствой в престольный праздник не открываемой людским взглядам. Считается, что этот запрет наложен самой Богородицей. Икона мироточит и благоухает. Лик Богородицы Киккской можно, однако, увидеть на маленьких иконках и в мозаичных панно монастыря.
В деревне Омодос, где еще св. царицей Еленой был задуман монастырь в честь Честного Животворящего Креста (что и исполнили киприоты), главной святыней стал серебряный Крест с фрагментами Уз Господних и Честного Древа. Впоследствии от большого монастыря удалось сохранить лишь один храм, но как хорошо, что он есть. На площади среди уличных кафе и нарядных палисадников мы не сразу обратили на него внимание. Приземистая широкая крыша, ступени, ведущие вниз, а дальше неожиданно великолепный храмовый зал, с богатой старинной резьбой, фресками, и целым рядом полок с ковчегами и серебряными сосудами мощей: честная глава ап. Филиппа среди них (всего в собрании 26 святынь).
В центральной части иконостаса главная святыня: фрагменты Уз и Живоносного Древа Господня, вмонтированные в капсулу старинного серебряного креста метровой величины. У него я застала себя в тихой молитве. Меня уже шепотом торопили спутники, тянули сзади за одежду, а я спешила что-то досказать – ведь так много было еще слов благодарения, обещаний, просьб…
Ирина Коблянская, 3 мая 2017 г.