Будущий святитель родился 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском Иркутской губернии и получил при Крещении имя Иоанн. По окончании семинарии служил в Иркутской Благовещенской церкви, где снискал любовь прихожан и уважение священноначалия.
В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на остров Уналашку, входящий в группу Алеутских островов. Владыка оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а посылать насильно было нельзя. И вдруг, после беседы с приехавшим в Иркутск жителем острова, служить на этом острове вызвался отец Иоанн Вениаминов. 7 мая 1823 года он со всем семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата, отправился в путешествие, длившееся около года.
Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке служили еще три священника-миссионера. Несмотря на кратковременность проповеди на Алеутских островах, христианство в этих краях имело большой успех. Особенно усердно принимали его алеуты. Редкие из них при посещении священника уклонялись по лени или нерадению от Исповеди и Причастия. Так как пища их была всегда одинакова, то они в дни говения совсем ничего не ели. Во время богослужения алеуты стояли внимательно и настолько неподвижно, что можно было по следам их ног узнать, сколько народу было в храме.
Однако к моменту прибытия отца Иоанна на Уналашке не было даже храма, и богослужение совершалось в ветхой часовне. Поэтому первой заботой миссионера стало строительство храма. Для этого ему пришлось обучать алеутов плотничному и столярному делу. Одновременно отец Иоанн изучал алеутский язык. В дальнейшем он изобрел для алеутов азбуку и начал перевод священных и богослужебных книг.
За миссионерские труды отец Иоанн Вениаминов был награжден наперсным крестом. Через несколько лет он был переведен на остров Ситху в Новоархангельск – административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа – калошей. Новая паства отца Иоанна сильно отличалась от алеутов. По характеру они были горды, мстительны и самолюбивы. О проповеди христианства среди калошей не могло быть и речи, так как к русским они относились с большим подозрением. Но после того, как произошло чудесное спасение от оспы крещеных людей, открылась возможность проповеди и среди этого народа.
Во время пребывания на Ситхе отец Иоанн начал книгу «Замечания о калошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-американских владениях», которая, как и грамматика алеутского языка, удостоилась лестных отзывов специалистов, внесла много нового в лингвистику.
В 1838 году отец Иоанн отправился в Петербург, чтобы просить в Святейшем Синоде об увеличении количества священников, служащих на Алеутских островах, и о разрешении на издание богослужебных книг на алеутском языке. В это же время он организовал сбор пожертвований на миссионерскую деятельность в Москве и Петербурге.
В Москве он встретился с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», – говорил он.
В это время в Иркутске скончалась супруга отца Иоанна. Митрополит Филарет, утешая его, уговаривал принять монашество. После того, как шестеро его детей были устроены на казенный счет, отец Иоанн принял постриг с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. На следующий день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
Между тем в Святейшем Синоде было принято решение об образовании новой епархии. Император Николай Павлович настоял на том, чтобы епископом Камчатским, Курильским и Алеутским был назначен архимандрит Иннокентий. А в 1850 году он был возведен в сан архиепископа.
С принятием нового звания круг просветительской деятельности епископа Иннокентия сильно расширился. Он начал с открытия новых приходов, в которых была острая необходимость. Каждому поставляемому священнику он давал подробные наставления, убеждал действовать только силой проповеди, а не принуждением или заманчивыми обещаниями. Православные миссионеры подвергали местных жителей, искавших Крещения, строгому испытанию и не крестили без подготовки. Потому и случаев отпадения в язычество практически не было.
Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке. Население училось очень охотно, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем грамотность населения коренной России.
Впоследствии Владыка был переведен в Якутск и продолжил проповедь на территории Сибири. Ему пришлось проповедовать среди якутов и тунгусов. Якуты, принимая крещение, главным образом, из-за подарков и некоторых льгот, оставались, по сути, язычниками. Владыка Иннокентий открывал в Якутии храмы и часовни, переводил на якутский язык священные и богослужебные книги, для чего им была организована специальная комиссия. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Якутов до того тронуло это событие, что их старшины просили владыку Иннокентия, чтобы этот день навсегда стал праздничным. Кроме того, велась работа по переводу священных и богослужебных книг на тунгусский язык.
Архиепископ Иннокентий содействовал присоединению к России земель вдоль Амура. Он предпринял путешествие, результатом которого стала подробная записка «Нечто об Амуре».
Преклонный возраст и слабое здоровье заставляли владыку подумать о покое. Но не к покою, а к новой деятельности готовил его Господь. В 1867 году скончался митрополит Московский Филарет, и на его место был назначен архиепископ Иннокентий.
За новыми заботами он не забывал миссионерского призвания. С целью проповеди на окраинах России в 1870 году было учреждено миссионерское общество. Оно встретило большое сочувствие во всех уголках России.
Умер архиепископ 31 марта 1879 года и был погребен в Троице-Сергиевой Лавре. 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви, по инициативе Православной Церкви в Америке, причислил митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, к лику святых. В настоящее время мощи святителя пребывают в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. А его икона с частицей святых мощей есть и в нашем соборе.
Успехом своей проповеди святитель Иннокентий обязан ревности, трудолюбию и стремлению жить жизнью своих чад, делать христианскую веру понятной для них. Неутомимый святитель Иннокентий поистине стал достойным преемником и подражателем апостолов Христовых.
Марина Шмелева