В этот день архипастырь отмечает день тезоименитства. Со знаменательным днем владыку Игнатия поздравил Святейший Патриарх Кирилл.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы Саратовской митрополии по делам монастырей и монашествующих, благочинный монастырей Саратовской епархии, и.о. наместника монастыря иеромонах Серафим (Баранов); заместитель наместника, эконом и благочинный монастыря, заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии иеромонах Даниил (Дурягин); ректор Саратовской православной духовной семинарии, секретарь Епархиального совета Саратовской епархии протоиерей Сергий Штурбабин; секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Духосошественского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира г. Саратова, насельник обители, духовник Саратовской епархии иеромонах Филипп (Абашин); насельник обители, настоятель тюремного храма во имя святителя и чудотворца Николая, заместитель руководителя епархиального отдела тюремного душепопечения Саратовской епархии игумен Мануил (Илюшин); казначей монастыря игумен Иоанн (Климов); насельник обители иеромонах Тихон (Чернов); секретарь епархиального архиерея, насельник, заведующий канцелярией, ответственный за информационную деятельность монастыря иеромонах Алексий (Скворцов); настоятель Серафимовского храма г. Саратова протоиерей Димитрий Усольцев; настоятель храма святителя Николая Японского г. Саратова, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Главным Управлением МЧС России по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений протоиерей Анатолий Страхов; благочинный Саратовского Западного округа, настоятель Николо-Тихвинского соборного храма г. Саратова протоиерей Димитрий Зверев; благочинный Саратовского Южного округа, настоятель храма святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, г. Саратова протоиерей Александр Домрачёв; благочинный Хвалынского округа, директор Хвалынской православной гимназии во имя святого мученика Александра Медема протоиерей Павел Усов; настоятель храма Рождества Христова г. Саратова иерей Сергий Викин; благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; руководитель административного секретариата Саратовской епархии, настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Саратова иерей Сергий Феофанов; клирик соборного храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова иерей Артемий Мягченков; заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель храма Всех святых, в земле Русской просиявших, г. Саратова иерей Павел Тараканов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова диакон Иоанн Новиков.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.
За богослужением были вознесены молитвы о упокоении митрополита Рязанского и Касимовского Симона, духовного наставника владыки Игнатия, совершившего его монашеский постриг и рукоположение в священный сан.
За Литургией молились представители власти и общественности, студенты Саратовской православной духовной семинарии, учащиеся Покровской православной гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова, сотрудники Саратовского епархиального управления, духовенство и прихожане храмов города.
За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротесию во чтеца и чин посвящения в рясофорного послушника насельника обители Димитрия Галеминова. Архипастырь также совершил хиротесию во иподиакона чтеца Владимира Петриченко и хиротонию его во диакона.
В этот день состоялось вручение Архиерейских наград. Медали Саратовской епархии в честь священномученика Германа, епископа Вольского, III степени были удостоены:
— иерей Сергий Викин, настоятель храма Рождества Христова г. Саратова — за усердное служение в должности настоятеля храма великомученика Георгия Победоносца г. Саратова;
— Елена Александровна Севостьянова, руководитель Образовательного центра по развитию детского и юношеского творчества при Саратовской православной духовной семинарии — за успешное развитие Образовательного центра по развитию детского и юношеского творчества при Саратовской православной духовной семинарии;
— Татьяна Викторовна Нестерова, распространитель церковной утвари — за многолетние усердные труды во благо Саратовской епархии и в связи с юбилейной датой со дня рождения;
— Ольга Анатольевна Бытко, сотрудник информационно-издательского отдела Саратовской епархии — за многолетние усердные труды во благо Церкви Христовой в Саратовской епархии;
— Денис Михайлович Рыгин, сотрудник архива Саратовского епархиального управления — за многолетние усердные труды во благо Саратовской епархии и в связи с юбилейной датой со дня рождения.
Сотруднице Саратовского епархиального управления Екатерине Алексеевне Тихоновой была вручена Архиерейская грамота за многолетние усердные труды во благо Саратовской епархии.
В своем слове митрополит Игнатий отметил, что, получая благословение на ношение иноческих одежд, человек высказывает своё желание вступить через какое-то время в монашеский чин, чтобы прожить дальнейшую жизнь в нём и принести плоды покаяния.
«Господь каждого человека ведёт своим путём, — сказал владыка. — И Господь дал всем нам свободную волю, мы вольны сами принимать любое решение о своей судьбе. Путь каждой личности неповторим: мы знаем преподобного Феодосия Печерского, знаем преподобного Антония, они были первыми монахами на Руси, на юге, у них было множество последователей, и каждый из них был со своими дарованиями».
Владыка Игнатий обратил внимание на то, что в нашем обществе распространено такое мнение, будто бы православные христиане — это нечто отживающее, что христианство — это лишь свод запретов, уставов, вычитывание правил, изнурительные поклоны.
«К сожалению, бытует мнение, даже порой среди верующих людей, что люди, которые уходят в монастырь, совершенно лишаются радости, — сказал он. — На монахов порой смотрят так, как будто это люди, в жизни которых ничего хорошего, радостного уже не будет, и они до конца своих дней обречены ходить с постным лицом. На самом деле в монашестве человек испытывает совершенно другое, но если Господь не коснулся сердца, то этого понять невозможно.
Есть, конечно, к сожалению, негативные примеры: я видел монастыри, где люди считали, что они обладают каким-то особым даром, знанием. Монахи должны молиться за весь мир и должны любить всех, а там было немного по-другому. Они считали, что они спасаются, а все остальные погибают, что все неправильно молятся, что самое истинное, правильное христианство — в их монастыре. О таких людях Христос сказал: уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27). Это самое настоящее фарисейство».
Затем владыка Игнатий обратился со словами напутствия к послушнику Димитрию Галеминову.
«Я знаю, что еще в отрочестве у тебя было желание вступить в монастырь. Ты находился в Святогорской лавре, под выстрелами… Мало кто может представить, каково это: когда детство проходит под обстрелами, когда гибнут родные, близкие, соседи. Я от всей души желаю, чтобы, несмотря на жизненные скорби, ты любил весь мир, любил людей и молился за всех. И еще: главное — никого не осуждать. Есть в святоотеческом наследии такое выражение: в чем осудишь, в том и побудешь. Я от всей души желаю тебе стать настоящим иноком и достойным служителем Церкви Христовой. Но будь готов, что поймут тебя не все».
В завершение архипастырь поблагодарил собравшихся за радость совместной молитвы в день памяти его небесного покровителя.
От имени духовенства епархии с днем тезоименитства владыку поздравил иеромонах Серафим (Баранов).
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка, сегодня сбываются слова пасхального канона: “Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки”, — сказал он. — Разделить с Вами праздник Вашего тезоименитства под своды монастырского храма пришли священнослужители, монашествующие, студенты семинарии, учащиеся Образовательного центра и гимназии, прихожане храмов города. Для Вас девизом всей жизни стали слова Спасителя, обращённые к апостолам, а через них епископами и ко всем нам: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).
Желаем Вам, чтобы Господь благодатью Своей всегда укреплял Вас в несении света истинной веры, радости, человеческой теплоты, чтобы Господь умножил Ваши лета и сохранил Вас в здравии».
По окончании Литургии было возглашено многолетие. Духовенство и прихожане подходили к архипастырю, чтобы лично высказать ему добрые пожелания.
Священномученик Игнатий (Садковский) родился в 1887 году в Москве в священнической семье, в крещении был наречен Сергием. По окончании в 1907 году Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, где стал усердно изучать творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Труды благодатного и опытного в духовной жизни святителя, частые поездки за духовными советами в Зосимову пустынь, воспитание, полученное в благочестивой семье, собственное устремление к благочестию склонили Сергия к принятию монашества, и 11 декабря 1910 года он принял монашеский постриг с именем Игнатий.
23 января 1911 года монах Игнатий был рукоположен во иеродиакона. В том же году он окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия. 31 июля 1911 года иеродиакон Игнатий был рукоположен во иеромонаха. В 1917 году он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь под руководство иеросхимонаха Алексия (Соловьева), а через год был зачислен в число братии Московского Данилова монастыря.
5 апреля 1920 года был хиротонисан во епископа Белёвского, викария Тульской епархии. В 1922 году власть организовала воинствующих против Церкви обновленцев, многие из которых еще недавно были ее членами. В июне 1922 года духовенство города Тулы избрало на Тульскую кафедру епископа Виталия (Введенского), и он сразу же перешел к обновленцам.
Епископ Игнатий написал тогда благочинным: «…Тульское Епархиальное управление сошло с рельс церковной жизни, отошло от христианской Церкви, ибо стало на платформу так называемой “Живой церкви”. Посему все его распоряжения должно аннулировать. Мой настоящий архипастырский голос и предостережение сообщите духовенству, а через него мирянам… Разъясните духовенству и мирянам, что нужно держаться ограды Христовой Церкви и не бояться тех прещений, коими теперь страшат нас».
После рассылки послания началась беспощадная борьба обновленцев с Православной Церковью на территории Белёвского викариатства. 14 октября обновленцы отправили в ОГПУ рапорт о том, что епископ Белёвский Игнатий открыто заявляет, что единственный законный руководитель Церкви — Патриарх Тихон, и призывает все другие появившиеся при поддержке советской власти органы управления считать незаконными и еретическими.
В ночь на 17 января 1923 года епископ Игнатий был арестован и затем отправлен на три года в Соловецкий концлагерь. По окончании срока заключения, в 1926 году, епископ Игнатий вернулся на Белёвскую кафедру, и к нему сразу же явились обновленцы — выяснить его к ним отношение. Епископ отказался что-либо с ними обсуждать, заявив, что не желает беседовать с неправославными.
В 1929 году против архипастыря было начато новое дело. Владыку обвинили в том, что он 4 февраля собрал после службы в Георгиевской церкви «нелегальное собрание» духовенства из семнадцати священников, где обсуждались вопросы о притеснении духовенства советской властью.
2 июля 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Игнатия к трем годам заключения в концлагере, и он был отправлен в Усть-Вымьский лагерь под Котласом.
Летом 1932 года епископ был освобожден. В начале 1933 года он встретился с заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием, и тот назначил его епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии.
3 февраля 1936 года епископ Игнатий и с ним некоторые священнослужители и миряне города Скопина были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы продолжались в течение месяца. Владыку обвинили в создании контрреволюционной организации из духовенства и мирян Скопинского района, а также в том, что он намеренно определял на священнические места священнослужителей, освободившихся из лагерей.
16 марта 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило епископа Игнатия к пяти годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Архангельск.
В 1937 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, и 3 августа 1937 года епископ Игнатий был вновь арестован и заключен в тюрьму города Архангельска.
15 октября 1937 года епископ Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Ссылки, тюрьмы, допросы, каторжная работа в лагере окончательно подорвали его здоровье. Архипастырь скончался в Кулойлаге в ночь с 9 на 10 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле на территории лагеря.
В 2002 году епископ Игнатий был прославлен в лике святых. Имя его включено в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века и в Собор Рязанских святых.