Митрополит Игнатий совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе 

2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора протоиерей Михаил Беликов; клирик соборасекретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; ключарь собора, заместитель руководителя отдела по делам молодежи Саратовской епархии, проректор по дополнительному образованию Саратовской православной духовной семинарии иерей Борис Бурлаковзаместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; благочинный собора, руководитель епархиального отдела по работе с волонтёрскими движениями иерей Алексий Грачёвпомощник главы Саратовской митрополии, клирик собора, первый заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Даниил Коньков.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством регента Михаила Евгеньевича Толчина.

Владыка отметил, что была прочитана четвертая, заключительная, часть Великого покаянного канона, и напомнил, что нужно внимательно следить за своим духовным состоянием и за теми страстями, которые в эти дни усиленной молитвы пытаются завладеть нами.

«Довелось на днях быть свидетелем такой беседы,— сказал он.— Один молодой человек этим постом ходит каждый день утром и вечером на богослужения.  И у него завязался разговор с человеком, который работает, у которого много детей и который не может прийти — вечером один раз смог прийти, а утром не мог прийти ни разу. И этот молодой человек начал рассуждать, что кто хочет, тот все равно найдет возможность прийти, а те, кто не приходит в храм на будних днях, не смогут почувствовать радость Пасхи. Что можно об этом сказать? Этот юноша походил три дня в храм и впал в прелесть — в прелесть, которой страдал фарисей».

Архипастырь напомнил собравшимся на молитву основные смыслы притчи о мытаре и фарисее, которая звучит в храмах на первой подготовительной к Великому посту Неделе, но ее урок многими быстро забывается:

«Фарисей стоял в безумстве, самодовольный, самодостаточный, он дал себе высшую оценку — он соблюдал все внешние предписания ветхозаветной Церкви, он был праведным, с точки зрения исполнения ветхозаветного устава. А мытарь был грешником, он собирал подать для римских интервентов, которые захватили его страну. Но какое состояние души было у мытаря, и какое — у фарисея? Сам Спаситель говорит, что Богу нужно от нас — наше сердце. А всё остальное — молитва, пост, исполнение правил — безусловно, нужно, но только не так, как у фарисея. Если исполнение нами церковного устава служит осуждению других, превозношению над ними, то эти действия наносят нам вред, ведут в погибель. Очень важно об этом помнить: когда мы молимся, кладем поклоны — это нужно нам, а не Богу. Богу от нас нужно другое. И если наша молитва не соделывает в нас любящего, отзывчивого, живого сердца, значит, что-то не так в этой молитве. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою,— сказал Господь Своим ученикам (Ин. 13, 35). Мы все Его ученики, по крайней мере стараемся ими быть. Также, обличая фарисеев, Христос говорил: “Вы как гробы крашеные, снаружи выглядите красиво, а внутри полны мерзости” (см.: Мф. 23, 27). Он обвинил их в том, что они и сами не вошли в благодать Божию, и хотящим войти воспрепятствовали. Не дай Бог нам оказаться такими учениками, которые и сами не входят в благодать, и других соблазняют своим поведением».

«Если у нас такая молитва — горделивая, тщеславная, то значит, любви у нас нет,— продолжил владыка. — И, возвращаясь к тому разговору, с которого я начал: наоборот, стоило бы отнестись с сожалением и любовью к тем людям, которые не могут прийти в эти дни на службы. Ведь в слове святителя Иоанна Златоуста в день Святой Пасхи нам говорится о том, что Господь призывает всех войти в радость — и кто постился, и кто не постился, и кто молился, и кто не молился, и кто трудился, и кто бывал побеждаем ленью. Все призываются в радость Господа, и эту радость, если ее Господь нам дает, никто отнять не сможет. У нас есть яркий пример: кто первым вошел в рай? Разбойник — убийца, насильник. За те небольшие часы или, может быть, даже минуты, когда он видел, как Христос нес крест, как Он разговаривал с женщинами, в его душе наступила перемена — такая, что он первым смог войти в рай. Другой тоже был разбойник, но его сердце не ёкнуло — он висел распятый и возмущался, умирая на кресте: “Если Ты Сын Божий, спаси Себя и нас”. А второй сказал: “Помяни меня, когда придешь в Твое Царство”. И Он ему сказал: “Обещаю тебе, что сегодня же будешь со Мной в раю” (см.: Лк. 23, 39–43). Можно ходить всю жизнь в храм, писать записки, стоять на службе и креститься, но не почувствовать Божией любви. Не почувствовать прощения и не стать человеком, которого коснулась благодать. Можно ходить годы, десятилетия — и всё напрасно. Некоторые думают: мы ходим в храм и исполняем обряды, и мы уже в раю. Это заблуждение, ошибка. В рай нас может ввести только Господь, а Он вводит в рай только тех, у кого сокрушенное и смиренное сердце, которое излучает любовь, которое борется со страстями. А люди, которые пребывают в том состоянии, в котором был фарисей, находятся в прелести. Избави Бог от того, чтобы мы пошли по этому пути. Я от всей души желаю, чтобы мы были настоящими учениками Христовыми не только по названию, но и по зову сердца».

Фотографии Алексея Николаева

Фотографии Ивана Привалова