Престольный праздник Успенского храма Свято-Троицкого собора

Клирики и прихожане Свято-Троицкого кафедрального собора отмечают престольный праздник нижнего, Успенского, храма Свято-Троицкого собора.

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Божественную литургию в нижнем храме в честь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого кафедрального собора совершил Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северо-Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; клирик собора, секретарь епархиального архиерея иеромонах Алексий (Скворцов); руководитель административного секретариата и службы протокола Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик собора протодиакон Александр Пушкарев; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора диакон Алексий Грачев.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северо-Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; благочинный Саратовского Центрального округа, секретарь главы Саратовской митрополии иерей Александр Чеботарёв; клирик собора, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; клирик собора, секретарь епархиального архиерея иеромонах Алексий (Скворцов); ключарь собора, заместитель руководителя епархиального отдела по делам молодежи иерей Борис Бурлаков; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик собора протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора диакон Даниил Коньков.

За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротесию во иподиакона и хиротонию во диакона чтеца Сергия Карпова.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.

Проповедь перед Причастием произнес ключарь собора иерей Борис Бурлаков.

Владыка поздравил всех с окончанием Успенского поста, с воскресным днем и престольным праздником кафедрального собора, нижний храм которого освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, и добавил:

«Царица Небесная настолько близка каждому из нас — как чадолюбивая мать. Она всегда приходит нам на помощь, даже когда мы Ее забываем, даже когда мы Ее не благодарим. Но всякая мать ждет и чает, что забывшие о ней дети к ней вернутся — и их отношение будет настоящим: благодарным, искренним и сердечным».

Архипастырь обратился к двум отрывкам из Евангелия, которые читались за богослужением. В одном из них повествуется о посещении Христом дома Марфы и Марии.

«Две сестры, Марфа и Мария, встречали Спасителя,— сказал митрополит Игнатий.— Марфа беспокоилась об угощении, принимала гостей, а Мария сидела и слушала то, что говорил Христос. И вот Марфа возроптала на свою сестру и на Учителя и сказала: «Что, Тебе дела нет до того, что я забочусь, а сестра сидит и ничего не делает?». Он ответил: «Марфа, Марфа, заботишься о многом, но Мария избрала благую часть, которая от нее не отнимется». Вот так порой, как Марфа на Марию, в нашем светском мире смотрят на верующих, а особенно на монашествующих. И в советское время, и раньше, во времена Петра Великого и Екатерины Великой, говорили с упреком, что монахи — тунеядцы, бездельники. Но те, кто принял монашество, избрали ту благую часть, которая не отымется от них. Монахи молятся не только за себя и своих близких, но и за весь мир. И нам тоже нужно помнить: человек, который молится, приобретает гораздо больше, нежели человек, который только трудится. О многом мы заботимся, по многим поводам суетимся, но останется с нами только то, что мы соберем в своей душе.

Почему в такой день, в Богородичный праздник, читается это Евангелие? Потому что Пресвятая Дева с юных лет “избрала благую часть”. Она была настолько кроткой и смиренной, что всегда находилась в тени Своего Божественного Сына — даже в евангельском повествовании Она упоминается всего несколько раз. По преданию, Матерь Божия с юных лет мечтала быть служанкой у той, что родит Спасителя. И Господь призрел на Ее смирение, на Ее чистоту. А когда Христос умирал на Кресте, Он весь человеческий род в лице апостола и евангелиста Иоанна Богослова усыновил Своей Матери. И Она имеет теперь особую молитву и особое дерзновение к Сыну Своему за все человечество и за каждого человека».

Владыка также напомнил собравшимся притчу, которая прозвучала во втором отрывке из Евангелия.

«Один человек очень много должен был своему господину, а когда пришло время отдавать долг, у него не оказалось денег,— сказал он. — Господин начал требовать долг, и должник стал умолять подождать, чтобы успеть собрать эти средства. Господин дал такую возможность. Должник спокойно ушел и нашел человека, который в свою очередь был должен ему какую-то мизерную сумму денег, но также не имел возможности ее отдать. Взял его за грудки и стал требовать немедленно возвратить эти деньги. И не уступил, отдал этого бедного человека властям, чтобы те посадили его в темницу. Когда господин узнал о том, как поступил его раб, который только что сам просил об отсрочке долга, он был очень раздосадован: насколько же сердце этого должника жестоко. И он сказал: “Теперь тебя постигнет та же самая судьба: какой мерой меришь, такой и тебе будет отмерено”.

Часто мы в своей жизни видим должниками других людей: один нам что-то не то сделал, другой что-то не то сказал. А иногда и причины нет: просто не нравится человек — и всё, и мы свою неприязнь начинаем выказывать. И опять же считаем, что это, по большому счету, наши должники — наши неприятели, те, кого мы не любим. А мы подумали при этом: сами-то сколько и кому мы должны? Я имею в виду в первую очередь отношения между людьми. Оказываем мы своим родителям нужное внимание? А детям, ближним, соседям? Если будем честными, то, конечно, скажем, что нет. У нас достаточно жестокое, эгоцентричное сердце. Мы хотим, чтобы нас любили и прощали, а сами злимся, капризничаем и требуем чего-то от других, не любя и не прощая их.  И нам нужно взирать на пример Царицы Небесной и поучаться в том, что человек смиренный, чистый, кроткий сподобляется особой благодати. Каждый из нас, после Воскресения Христова, призван стать Богом по благодати. Мы все имеем возможность приближаться к Богу, если будем бороться со своими страстями, которые нас разлучают со Спасителем мира — с нашим Создателем, с нашим любящим Отцом».

«Нужно не забывать, что мы очень близоруки в своих суждениях: порой мы что-то видим и делаем такие выводы, как будто мы всевидцы и как будто Господь дал нам право судить других. Но это окружающих мы с легкостью судим, а когда узнаём, что кто-то что-то сказал о нас, раздражаемся и хотим отомстить. Давайте помнить, насколько Царица Небесная была кроткой: даже когда распинали Ее Сына, Она плакала безропотно, Ее сердце находилось в смятении, но не в ожесточении. А когда у нас что-то происходит или болит, мы ропщем на весь мир, и даже порой на Самого Господа и Спасителя. Я от всей души желаю, чтобы мы всегда жили в памятовании того, что у нас есть такая Заступница, Которая родила Пречистого Сына, и благодаря этому мы имеем возможность войти в вечную жизнь»,— заключил архипастырь.

По окончании Литургии в честь престольного праздника был совершен крестный ход вокруг храма, перед плащаницей Божией Матери было совершено славление праздника и освящено коливо.

Также в этот день была совершена ранняя Божественная Литургия. Богослужение совершил клирик собора иерей Николай Ищенко в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По окончании богослужения отец Николай поздравил всех с воскресным днем, с Престольным праздником, поблагодарил прихожан за совместную молитву и обратился к верующим с проповедью, посвященной Успению Божией Матери.

По окончании ранней Литургии клирик собора протоиерей Михаил Беликов совершил водосвятный молебен.

Ранняя Божественная Литургия

Поздняя Божественная Литургия. Фотографии ивана Привалова