Митрополит Игнатий совершил великое повечерие с чтением канона святого Андрея Критского в Свято-Троицком соборе

7 марта, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северо-Восточного округа, настоятель собора иерей Александр Бородовицын; клирик собора протоиерей Михаил Беликов; клирик собора, секретарь-референт епархиального архиерея иерей Андрей Фомин; клирик собора, секретарь епархиального архиерея иеромонах Алексий (Скворцов); ключарь собора, проректор по дополнительному образованию СПДС иерей Борис Бурлаков; клирик собора иерей Кирилл Андриенко; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; благочинный собора, заместитель руководителя молодежного отдела иерей Алексий Грачёв.

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор Троицкого собора под управлением регента Михаила Евгеньевича Толчина.

Великий покаянный канон, написанный святым Андреем Критским, читается в храмах вечером в первые четыре дня (по частям) и на утрене четверга пятой седмицы  (полностью) Великого поста. Сам канон представляет собой одно из величайших гимнографических произведений. Мысль о необходимости покаяния развивается в нем на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни. В нем ярко и образно показываются тяжесть греха, жажда богообщения, неизреченное милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

После богослужения архипастырь обратился к собравшимся на молитву со словом, в котором отметил: «Святые отцы часто говорят нам о памяти смертной. Господь пришел на землю, принес Себя в жертву, умер на Кресте, воскрес и дал обещание ученикам, что Он скоро возвратится. Первые христиане буквально со дня на день ждали Второго пришествия Христа и окончания земной истории. С тех пор прошло более двух тысяч лет, и мы стали жить так, как будто последний день не наступит никогда — как будто бы Христос не придет и не будет Страшного Суда. Много ли мы думаем о Христе? Много ли Его в нашем сердце? Для многих ли из нас Он является центром жизни? Порой вера становится для нас чем-то прикладным — мы просим помощи у Бога, когда нам плохо, — а когда все хорошо, Христос для нас где-то в параллельном мире. А между тем Господь нам каждый раз напоминает о том, что мы не будем жить вечно на этой земле. В любое мгновение каждый из нас может уйти из жизни. Теоретически мы это знаем, но стараемся гнать от себя эти мысли. Тем не менее каждый из нас будет давать ответ за все, что он сделал или не сделал, за то, каким он был и как отзывался он на любовь Христову».

Владыка также отметил, что в этом году Великий пост начинается в трудной обстановке, при скорбных обстоятельствах. «Мы с вами не можем ничего изменить ссорами и спорами, но что мы должны делать непременно — это молиться о своих грехах и о прощении грехов своих ближних,— подчеркнул он.— Господь в преддверии нашего сердца всегда, и всякие обстоятельства, которые попускаются Им, происходят не случайно. Мы разумные существа, порой много думаем, анализируем, но сердце наше часто остается черствым. Давайте же в эти дни усиленно молиться и, несмотря на ужасные события, которые происходят вокруг нас, стараться ни в коем случае не нарушать мир с ближними. Многие смотрят на происходящее с разных позиций, но ссоры и споры ничего не дадут — изменить в этом мире хоть что-то могут только покаяние и молитва. Глобальные процессы все равно идут своим чередом, и повлиять на что-то мы можем только своим истинно христианским отношением друг к другу и откликом на Божественную любовь. И, как говорится в Священном Писании, помни последняя твоя — и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39)».

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста Великий покаянный канон, написанный преподобным Андреем Критским, читается по частям, а также он полностью прочитывается в четверг пятой седмицы.

Этот Канон читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет. Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах.

Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно это песнопение потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея  направлен к тому, чтобы пробудить  душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и исправлению жития.

По окончании чтения Великого Канона Владыка Игнатий обратился к верующим с проповедью.

Фотографии Артема Коренюка