11 декабря Юлия Сергиенко приняла участие в секции: Историческая память народа и современность: теология, философия и религиоведение.
В своем докладе «Визуальные аспекты религиозной педагогики: роль церковного шитья в процессе обучения, воспитания и гармоничного развития личности» затронула следующие важные вопросы.
Одни из самых ярких и запоминающиеся впечатлений современный человек получает через визуальное воздействия современной культуры: кино, видеоигры, комиксы, рекламу, интернет, социальные сети и т.п. Все это подталкивает нас к необходимости более внимательного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения путем адекватной рецепции визуальных образов в культурно-историческом контексте во избежание спекуляций и негативных воздействий.
Российское государственное образование и воспитание светского гражданина, независимо от его религиозной принадлежности, направлено на решение важной задачи сохранения взаимоуважения, этического поведения, соблюдения правил хорошего тона. Все это применимо и в цифровом пространстве, которое активно осваивается образовательными, культурными и общественными организациями, внося неоценимый вклад в сохранение культурного наследия, просвещения, в том числе и через визуальную составляющую.
Важной задачей является сохранение и изучение культурного наследия, возможность показать, как меняется человек на протяжении своей жизни, как меняется культура в истории и пространстве. Современный мир диктует свои условия и одним из значимых мест визуальной составляющей современной культуры, несомненно, занимает одежда человека.
Форме и украшению одежды и головных уборов как повседневных, так и празднично-обрядовых на Руси традиционно уделялось особое внимание. Венцом декоративно-прикладного искусства являлось создание богослужебного облачения и убранства храма, которое наделялось особыми сакральными свойствами.
Даже несведущий человек однозначно воспринимает происходящее во время Божественной Литургии как что-то особенное, возвышенное и поражающее своей красотой, таинственностью и загадочностью. Важную роль в этом, наряду с формой и росписью храма, величием иконостаса, богослужебным пением и чтением играет, конечно, и церковное шитье, как одна из важных составляющих литургической традиции. Проходя индивидуальное развитие, связанное с мировосприятием местного населения, раскрывая богословские смыслы, используя понятные символы церковная вышивка, постепенно влияла на переосмысление устройства мира и помогала в процессе богопознания. Несомненно, более глубокое изучение такого явления церковной культуры, как церковное шитье в историческом и современном исполнении призвано обогащать и всесторонне развивать личность человека, используя и раскрывая культурные аспекты современного общества.
Одной из самых значимых достижений Российской культуры для мирового сообщества является Русская иконопись, унаследовавшая традиции византийских мастеров и получившая свое развитие в контексте исторического и национального самосознания. Церковное шитье, неразрывно связанное с традициями русской иконописи, получило свое индивидуальное развитие и значительно обогащает культурное наследие России своими лучшими образцами, формирует понимание уровня и роли Православия в российском искусстве не только в рамках своего региона, государства, но и всего мирового сообщества.