Саратовский Радищевский музей приглашает гостей на новую выставку «Древние храмы и церкви России», которая приурочена к 970-летию прародительницы русских монастырей Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры.
Наследуя духовные традиции Святой Горы Афон (Греция), прославленный монастырь еще на заре своего становления стал называться «третьим Уделом Богородицы» и «Русским Афоном». Со временем обитель стала не только местом особого христианского благоговения, но и крупным культурно-просветительским центром Древней Руси.
На выставке можно увидеть произведения, отсылающие к самым известным и почитаемым святыням обители. Это «Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы».
Именно в Киево-Печерском монастыре хранилась эта величайшая реликвия, одна из древнейших явленных икон Русской Православной Церкви. По преданию, сама Пресвятая Богородица в Константинопольском Влахернском храме вручила ее четырем византийским строителям Успенского собора Киево-Печерской Лавры. А в 1073 году зодчие принесли чудотворный образ преподобным Антонию и Феодосию Печерским, основателям монастыря.
В экспозиции также представлен один многочисленных поздних списков конца XIX-начала XX веков другой святыни обители — Киево-Печерской иконы Божией Матери, по легенде, исполненной первым русским иконописцем иеромонахом Печерским Алипием († 1114 г.). Этот удивительный образ Богородицы Панахранта (греч. Πανάχραντα — Всецарица) являет собой изображение восседающей на престоле Богородицы с Младенцем на руках. Трон, торжественное облачение, скипетр и держава символизируют царственное величие Божией Матери.
Поражает воображение сияющая золотом икона XIX века «Собор преподобных Киево-Печерских в Ближних и Дальних пещерах почивающих», прославляющая многочисленных монахов и затворников обители, почитаемых и уважаемых в народе за нравственные качества и подвижничество. В центре композиции иконы выделяются образы равноапостольного князя Владимира Великого, крестителя Руси, и святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
В память об отцах-основателях обители преподобном Антонии и преподобном Феодосии Печерских в монастырских мастерских создавались посвященные им многочисленные иконописные произведения, в том числе небольшого формата резные на дереве паломнические образа. Эти искусно выполненные миниатюрные иконы со временем стали своеобразной визитной карточкой Киево-Печерской обители.
Кроме того, на выставке представлены книжная графика и иллюстрации XIX-начала ХХ вв. из собрания Научно-справочной библиотеки Радищевского музея, рассказывающие об истории и великолепии архитектурных ансамблей знаменитых и почитаемых русских храмов со времен древней Руси до XIX века.
Выставка проходит в библиотечном зале Энгельсской картинной галереи с 27 апреля по 01 августа 2021 г.
График работы: вторник — пятница с 10 до 17 часов.