Богослужения в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

27 декабря, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.

Раннюю Литургию совершил клирик собора протоиерей Евгений Еськов в сослужении иеродиакона Паисия (Шурухина). По завершении богослужения отец Евгений поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.

Позднюю Литургию совершил благочинный собора иерей Борис Бурлаков в сослужении диакона  Кирилла Андриенко. По окончании богослужения отец Борис поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью, посвященной воскресному евангельскому чтению.

По окончании поздней Божественной литургии клирик собора протоиерей Михаил Беликов  совершил водосвятный молебен.

Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Вечернее богослужение совершил благочинный собора иерей Борис Бурлаков в сослужении протоиерея Михаила Беликова, иеромонаха Алексия (Скворцова), протодиакона Александра, иеродиакона Паисия (Шурухина), диакона Кирилла Андриенко.

Празд­но­ва­ние Неде­ли свя­тых Пра­о­тец со­вер­ша­ет­ся в пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым. В этот день Цер­ковь от­ме­ча­ет па­мять свя­тых Пра­о­тец – вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ожидавших Спасителя, на­чи­ная от пер­во­го че­ло­ве­ка – Ада­ма, и вклю­чая Си­фа, Ено­ха, Ноя, Ав­ра­ама, Иса­а­ка, Иа­ко­ва, ца­ря Да­ви­да и про­чих. Эти лю­ди от­де­лены от нас ты­ся­че­ле­ти­я­ми, од­на­ко име­ют к нам, современным пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, са­мое пря­мое и близ­кое от­но­ше­ние.

Ка­кая же связь меж­ду на­ми и ими? Цер­ковь на­по­ми­на­ет нам о них пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым ра­ди их ве­ры – ве­ры в обе­ща­ние, дан­ное Бо­гом Ада­му при из­гна­нии его из рая, что в кон­це ве­ков при­дет в мир Спа­си­тель, Ко­то­рый ис­ку­пит че­ло­ве­че­ство от гре­ха пра­ро­ди­те­лей.

В это вре­мя го­да мы ви­дим на­ших со­се­дей празд­ну­ю­щих за­пад­ное Рож­де­ство и мно­гие из нас, воз­мож­но, ду­ма­ют: по­че­му же и мы не мо­жем празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во в один день с ни­ми? Се­го­дняш­нее вос­кре­се­нье да­ет нам на это от­вет…

Как бы пред­ви­дя воз­ник­но­ве­ние та­ко­го во­про­са, свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь на­чи­на­ет при­го­тов­лять нас к ве­ли­ко­му дню Рож­де­ства Хри­сто­ва по­сред­ством рож­де­ствен­ско­го по­ста. По ме­ре то­го, как мы при­бли­жа­ем­ся к это­му дню, Цер­ковь осо­бым об­ра­зом от­ме­ча­ет по­след­ние два вос­кре­се­нья пе­ред Рож­де­ством и под­чер­ки­ва­ет их зна­че­ние на­зва­ни­я­ми несколь­ко ины­ми от обыч­ных вос­крес­ных дней. За две неде­ли до Рож­де­ства мы от­ме­ча­ем Неде­лю (т.е. вос­кре­се­нье) свя­тых Пра­от­цев,  а за Неделю до Рождества — святых Отцев.

Чем от­ли­ча­лись свя­тые Пра­от­цы и кто они бы­ли та­кие? Сло­во «пра­от­цы» имен­но то и озна­ча­ет: на­ши пра­ро­ди­те­ли. Са­мые даль­ние на­ши пред­ки бы­ли Адам и Ева, а за ни­ми сле­до­ва­ли биб­лей­ские пат­ри­ар­хи Ной, Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков и дру­гие, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии.

Что бы­ло в них осо­бен­но­го? Адам и Ева бы­ли пер­вы­ми людь­ми ко­то­рые со­гре­ши­ли, но они же бы­ли и пер­вые ко­то­рые по­ка­я­лись. За свои гре­хи они ка­я­лись всю свою жизнь.Об­щим зна­ме­на­те­лем всех Пра­от­цев бы­ла их ве­ра в ис­тин­но­го Бо­га, Твор­ца это­го ми­ра и все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, как мы по­ем в Сим­во­ле Ве­ры за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей. Хри­сти­ан­ство все­гда бы­ло и все­гда бу­дет борь­бой. Мо­раль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти ни­ко­гда не ме­ня­ют­ся. Доб­ро все­гда оста­ет­ся доб­ром, а зло все­гда оста­ет­ся злом. Лю­ди ча­сто за­бы­ва­ют или не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на то, что Бог на­хо­дит­ся вне вре­ме­ни. Вре­мя су­ще­ству­ет толь­ко для смерт­ных су­ществ и ко­гда-то за­кон­чит­ся, а Бо­жии за­ко­ны – вневре­мен­ные и по­это­му веч­но цен­ные.

И вот Свя­тые Пра­от­цы по­ка­за­ли нам мно­го свет­лых при­ме­ров то­го, как нам быть и как ду­мать: во-пер­вых, что Гос­подь Бог дол­жен быть для нас весь­ма ре­а­лен, а не аб­страк­тен, и во-вто­рых, что в све­те это­го нам нуж­но про­ве­рять и окру­жа­ю­щее нас об­ще­ство. Та­ким об­ра­зом мы смо­жем уви­деть, на­сколь­ко за­пад­ное хри­сти­ан­ство утра­ти­ло свою со­сре­до­то­чен­ность на Бо­ге и жизнь в Бо­ге.
За­пад­ные хри­сти­ане, к со­жа­ле­нию, утра­ти­ли ис­тин­ное по­ни­ма­ние Бо­га. Об­раз Бо­га в за­пад­ном хри­сти­ан­стве из­ме­нил­ся от пло­хо­го к худ­ше­му и яв­ля­ет­ся весь­ма да­ле­ким от ис­ти­ны.  Кру­гом лишь од­на ду­хов­ная пу­сто­та или ис­ка­же­ние все­го бо­же­ствен­но­го. По­ду­ма­ем об этом и по­ста­ра­ем­ся по­сле­до­вать при­ме­ру свя­тых Пра­от­цев, т.к. мы сей­час на­хо­дим­ся в схо­жем по­ло­же­нии. Мы мо­жем ува­жать ве­ро­ва­ния на­ших со­се­дей, но мы не долж­ны по­сту­пать­ся на­шей соб­ствен­ной ве­рой. На­ша пра­во­слав­ная ве­ра име­ет луч­шие об­раз­цы и глу­бо­кие кор­ни в на­ших Пра­от­цах, чью па­мять мы се­го­дня свет­ло празд­ну­ем.

Всенощное бдение

Ранняя Божественная Литургия

Поздняя Божественная Литургия