9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии.
Раннюю Литургию совершил клирик собора протоиерей Евгений Еськов в сослужении клирика собора иеродиакона Паисия (Шурухина). Во время богослужения в храме молились 107 человек, из них причастились Святых Христовых Таин 33 человека.
По завершении богослужения отец Евгений поблагодарил прихожан за совместную молитву, поздравил всех с воскресным днем и обратился к верующим с проповедью.
Позднюю Литургию совершил ключарь собора иерей Николай Генсицкий в сослужении клирика собора иеродиакона Паисия (Шурухина). Во время богослужения в храме молились 153 человека, из них причастились Святых Христовых Таин 41 человек.
По окончании богослужения отец Николай поздравил прихожан с воскресным днем, поблагодарил всех за совместную молитву и обратился к верующим с проповедью.
По окончании Литургии была совершена панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову.
В день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается молитвенное поминовение всех усопших, кто пострадал за веру Христову: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях – принял мученическую кончину за веру Христову в годы гонений от безбожной власти. Только в этот день совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Поминовение совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов. Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных.
По завершении поздней Литургии в храме был совершен водосвятный молебен.
Накануне в Свято-Троицком соборе было совершено Всенощное бдение. Вечернее богослужение совершил ключарь собора иерей Николай Генсицкий в сослужении духовенства собора. За вечерним богослужением молились 75 человек.
Одна из основных особенностей богослужения в Неделю о Мытаре и фарисее — пение особых покаянных тропарей.
С этого дня на богослужениях начинают совершаться покаянные песнопения из Триоди постной.
Во время Всенощного бдения, на утрени, после полиелея и чтения Евангелия, было исполнено песнопение «Покаяния отверзи двери» (муз. А. Ведель). Это песнопение входит в состав богослужения с началом пения Постной Триоди, в канун Недели о мытаре и фарисее. Песнопение «Покаяния двери отверзи» поется на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) в подготовительный период к Великому посту и до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.
Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, сподобися дарований».
Всенощное бдение
Ранняя Божественная Литургия
Поздняя Божественная Литургия