Современный человек, читая Ветхий Завет, часто задается вопросом: в чем смысл жертвоприношений Богу? Неужели Господь, который есть Бесплотный Дух, нуждается в крови тельцов или хлебном приношении? И чем же тогда отличается богослужение древних евреев от идолопоклонства язычников? На эти вопросы в своей статье отвечает преподаватель курса Священного Писания Ветхого Завета Саратовской православной духовной семинарии А.С. Кашкин.
Жертва являлась важнейшей формой богообщения не только у евреев, но и у всех народов древности. Возникает вопрос: почему Господь не назначил для Израиля особой, духовной формы богослужения, но разрешил жертвоприношения, тем более что внешне жертвенный кодекс израильтян имел сходство с языческими жертвоприношениями? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, указывают на то, что религиозное сознание израильтян было слишком грубым и привязанным к материальным формам богослужения, и показательным в этом отношении стало изготовление золотого тельца (Исх. 32). «Когда они (израильтяне), – поясняет свт. Ириней Лионский, – решились сделать тельца… то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом» (Против ересей, IV,15,1). «Не жертвоприношения и заколание жертвы, – пишет блж. Иероним, – преимущественно требовались Богом, а то, чтобы они не были приносимы идолам и чтобы от плотских жертв мы, как бы через образ и подобие, переходили к духовным жертвам». Таким образом, Господь предлагает народу тот вид богослужения, который он был готов принять.
Жертва являлась важнейшей формой богообщения не только у евреев, но и у всех народов древности. Возникает вопрос: почему Господь не назначил для Израиля особой, духовной формы богослужения, но разрешил жертвоприношения, тем более что внешне жертвенный кодекс израильтян имел сходство с языческими жертвоприношениями? Святые отцы, отвечая на этот вопрос, указывают на то, что религиозное сознание израильтян было слишком грубым и привязанным к материальным формам богослужения, и показательным в этом отношении стало изготовление золотого тельца (Исх. 32). «Когда они (израильтяне), – поясняет свт. Ириней Лионский, – решились сделать тельца… то получили прочее служение, сообразное с их пожеланием, хотя не отделявшее их от Бога, но державшее их под игом» (Против ересей, IV,15,1). «Не жертвоприношения и заколание жертвы, – пишет блж. Иероним, – преимущественно требовались Богом, а то, чтобы они не были приносимы идолам и чтобы от плотских жертв мы, как бы через образ и подобие, переходили к духовным жертвам». Таким образом, Господь предлагает народу тот вид богослужения, который он был готов принять.
Важно отметить, что, несмотря на внешнее сходство обрядовой стороны жертвоприношения у Израиля и язычников, понимание сущности жертвоприношений было различным. В религии Месопотамии жертвам не усваивалось внутреннего смысла, они были лишь средствами поддержания жизни божества, ежедневным «кормлением» идола. Если же люди по каким-то причинам не приносили жертвы, то боги испытывали голод. Также в Ассирии и Вавилоне ритуальное заклание совершалось с целью получения внутренностей, необходимых для предсказания будущего.
В Ветхом Завете мы встречаем принципиально иное отношение к жертве. В частности, совершенно отрицается зависимость Бога от жертвоприношений: пророки ясно говорят о том, что Бог не нуждается в жертвах и тем более не питается ими (Пс. 49,13; Ис. 1,11 и др.). Таким образом, жертвоприношения приобретают исключительно духовный смысл, интерпретируются в свете ветхозаветных представлений о святости и становятся средствами осознания греха перед Богом, скорби о нарушении Завета и очищения от нравственной и ритуальной скверны.
Слово жертва (евр. «корван») – общее обозначение приношений и даров, которые народ мог приносить Богу. Термин «корван» происходит от глагола «карав», что означает «приближаться», т.е. жертва воспринималась как средство приближения к Богу. В Септуагинте термин «корван» обычно передается словом δώρον, что означает «дар» (также и в Мк. 7,11). Слова когда кто из вас хочет принести, находящиеся в Лев. 1, 2, указывают на то, что жертвоприношения израильтян носили добровольный характер. Действительно, только жертва за грех и жертва повинности в четко определенных обстоятельствах были обязательными, в то время как жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва приносились по желанию самого человека. Эта свобода в принесении жертв означала, что Богу были угодны добровольные намерения людей.
Основными предметами жертвоприношений были продукты питания. Принося в жертву пищу или животное, человек отдавал Богу самое важное, он делил с Господом то, что составляло основу его жизни. Однако следует отметить, что животными, пригодными для жертвоприношений, были только домашние животные из числа крупного и мелкого скота, т. е. запрещалось приносить в жертву диких животных, даже тех из них, которых можно было употреблять в пищу. Смысл этого установления заключался в следующем. Во-первых, дикие животные, не являясь чьей-либо собственностью, не могли отождествляться с приносителем жертвы в той мере, в какой отождествлялись с ним те или иные домашние животные из числа принадлежащего ему крупного или мелкого скота. Во-вторых, только домашнее животное представляло подлинную материальную ценность для человека. Как заметил уже царь Давид, жертва, которая ничего не стоила тому, кто ее приносил, в принципе не могла быть жертвой (2 Цар. 24, 24). Однако ценность жертвы имела не абсолютный, а относительный характер, потому для бедняков закон предусматривал более доступные виды жертв (приношение птиц или хлебное).
Наконец, животные, приносимые в жертву Богу, не должны были иметь порока, т.е. какого-либо физического недостатка: Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу, ибо это не приобретет вам благоволения (Лев. 22, 20). Сущность этого запрета имеет духовный характер. Во-первых, жертва была выражением любви и преданности Богу, в то время как принесение в жертву негодных животных было оскорблением Господа, выражением презрения и непочтительного отношения к Богу. Пророк Малахия в качестве иллюстрации к этому предписанию закона использует понятный всем житейский пример: никакой человек не решится принести худое животное в дар начальнику (Мал. 1, 8), тем более в дар Богу, Во-вторых, принесение негодного животного, не имевшего ценности для самого приносителя, не могло считаться жертвой по своей сути, так как жертва предполагает отдачу того, что является дорогим и важным для человека.
Смысл жертвоприношений
Понятно, что каждый вид жертвоприношения имеет собственный духовный аспект, однако имеются и общие идеи, присущие всем видам жертв (или большинству из них).
1) Жертва – признание высшей власти Бога над миром. Бог – Всевышний Владыка, Которому принадлежат все существа и материальные ценности данного мира (Пс. 49, 9 –10). Следовательно, прежде чем пользоваться всеми благами, которые даровал Господь, человек должен платить Ему некую дань. При этом посвящение жертвы Богу всегда связано с убийством животного (для кровавых жертв) и с полным (или частичным) уничтожением приносимого. Это необходимо для того, чтобы приносящий лишился возможности использовать для себя то, что он приносит.
2) Жертва – знак благодарности и преданности воле Божией. Жертвованием части своего имущества человек благодарил Бога за дарованное ему благословение и просил о даровании благ в дальнейшей жизни.
3) Жертва выражала осознание греха человеком, была тесно связана с покаянием. Об этом аспекте ясно говорится в Евр. 10, 3: жертвами каждогодно напоминается о грехах. Жертва напоминала человеку о тесной связи между грехом и смертью, вводила его в сознание своих грехов.
4) Жертва была искуплением греха человека и имела очистительный характер. Перед принесением жертвы человек возлагал руки на голову животного, чтобы животное было принято от его имени и он приобрел благоволение во очищение грехов его (Лев. 1, 4), т. е. кровь животного проливалась вместо крови самого приносителя. Животное должно было понести грехи ветхозаветного человека и умереть вместо него, смерть животного была искуплением для человека. Именно в искуплении заложен великий смысл всех обрядов, связанных с пролитием крови, в Ветхом Завете неоднократно говорится о том, что кровь животного, излитая на жертвенник Господень, очищает душу человека (Лев. 17,11). Кровь животного не сама по себе имела очистительное значение, а лишь тогда, когда она возносилась на жертвенник.
Основные виды жертв
1) Всесожжение. Название этой жертвы означает, что огню предавались все части животного, кроме кожи, которая отдавалась священнику (Лев. 7, 8). Основное назначение жертвы всесожжения – искупление греха, о чем говорится в Лев. 1, 4: приобретет он благоволение, во очищение грехов его. Кроме того, эта жертва характеризовала всецелую преданность человека Богу и имела значение благодарения Богу за его милость.
2) Мирная жертва свидетельствовала об установлении и поддержании мира между Богом и людьми и была приносима как выражение благодарности Богу, при исполнении обета, а также в любом случае, если человек решил употребить в пищу мясо животного. При совершении этой жертвы тук животного сжигали, грудь и правое плечо отдавали священникам, остальное мясо возвращалось самому приносителю, который устраивал жертвенную трапезу. Приноситель готовил мясо и устраивал радостное праздничное пиршество, в котором участвовали члены его семьи и, возможно, другие израильтяне. Важно отметить, что именно мирная жертва среди всех видов жертв в наибольшей степени была прообразом Таинства Евхаристии, так как мирная жертва сопровождалась трапезой и слова Иисуса Христа на Тайной Вечери сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мк. 14, 24) напоминают Исх. 24, 8, где кровь мирных жертв называется «кровью завета».
3) Жертва за грех приносилась в том случае, если человек грешил по ошибке (Лев. 4, 2), что подразумевает невольный грех, т. е. когда человек в момент совершения действия не осознавал его греховности и лишь впоследствии понимал, что совершил преступление против закона Божия. Этот невольный грех не был преднамеренным актом неповиновения Богу, а являлся проявлением греховной испорченности людей, связанной с грехом прародителей. В случае принесения жертвы за грех простого человека тук животного сжигали, а мясо отдавали священникам в пищу. Если же приносилась жертва за грех первосвященника или всего общества, то кровью жертвенного животного кропили само святилище, а тушу его сжигали вне стана.
4) Жертва повинности имеет много общего с жертвой за грех (во всяком случае, повторяется тот же ритуал), отличаясь от предыдущей только тем, что эта жертва непременно сопровождалась уплатой материальной компенсации пострадавшему от проступка виновного человека (Лев. 5,14 – 6,7).
5) Хлебное приношение часто предлагалось вместе с другими жертвами, особенно с жертвой всесожжения (Числ. 15,1–16, 28,1–10), однако могло быть приносимо и в качестве самостоятельной жертвы (в случае крайней бедности приносителя). Чаще всего эта жертва приносилась в виде муки (Лев. 2, 1– 3) или в виде хлеба, приготовленного одним из трех способов: в печи, на сковороде или в глиняном горшке (стт. 4 – 8).
Небольшая порция предложенного хлеба сжигалась, тогда как остальная часть шла в пищу священникам (ст. 10).
Прообразовательное значение ветхозаветных жертв
Несмотря на свое большое религиозно-нравственное значение для Израиля, ветхозаветные жертвы давали только условное, символическое очищение грехов (Евр. 9, 9 – 10). Совсем в ином свете предстает очистительное действие ветхозаветных жертв, если рассматривать их как прообраз спасительной жертвы Иисуса Христа, соединяющей в себе все виды левитских жертвоприношений. Как жертва всесожжения была полным посвящением приносимого Богу и имела искупительный характер, так и Христос пришел отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Жертва за грех очищала людей от скверны как последствия греха, так и Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7). Жертва повинности рассматривала грех как долг человека перед Богом, но это понимание присутствует и в Новом Завете (молитва «Отче наш…»), а в Ис. 53, 10 в оригинальном тексте смерть Христа прямо называется жертвой повинности, ибо она стала в переносном смысле уплатой наших долгов Богу, компенсацией за все преступления людей пред Богом. Наконец, мирная жертва способствовала примирению с Богом и сопровождалась священной трапезой, так и Христос, принеся Себя в жертву, примирил нас с Богом (2 Кор. 5, 18) и основал Таинство Евхаристии, которое также вобрало в себя существенные черты жертв Ветхого Завета: благодарение, участие в трапезе Господней и единение с Богом.
В заключение отметим, что в Ветхом Завете священники каждый день должны были приносить жертвы всесожжения и хлебные приношения, в то время как жертвенная смерть Иисуса Христа стала однократным и в то же время совершенным приношением, которое обладает полнотой спасительного действия и делает ненужными иные жертвы (Евр. 10, 1– 18).
Алексей Кашкин, преподаватель СПДС