Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, об этом можно судить по огромному количеству икон, посвященных Божией Матери, а также по тому, с какой верой и любовью молятся около них верующие люди.
Предание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни и написаны евангелистом Лукой. К 4 в. постепенно формируется канон икон Богоматери, основой которого выступали образы, написанные его рукой.
На Руси любовь и почитание Богоматери нераздельно слились с почитанием Ее икон. Образ Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории.
Удивительный Казанский образ
Яркий тому пример – Казанская икона Божией Матери. Этот образ, чудесным образом обретенный в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых Богородичных икон всего христианского мира. История чудесного явления этого образа описана в конце 16 в. участником события, Казанским митрополитом, а впоследствии патриархом и священномучеником Гермогеном.
Согласно составленной им «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани», Богоматерь трижды являлась девятилетней девочке Матроне, указывая место на пепелище сгоревшего дома, где был скрыт Ее образ. Поставленная в церкви Николы Тульского новообретенная икона сразу прославилась чудотворениями, особенно исцелением недуга слепоты. Гермоген описывает в своей рукописи 16 чудесных исцелений. Он же составил и службу в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь «Заступнице усердная…»
С новоявленной иконы в Казани был сделан список и с описанием чудес, происходивших от нее, отправлен Ивану Грозному. Так появился на Руси первый список с чудотворной Казанской иконы. Иван Грозный прислал на нее первую золотую ризу и повелел поставить на месте явления иконы девический монастырь в честь Пресвятой Богородицы, в котором затем и хранился образ вплоть до своего исчезновения в 1904 г.
Впоследствии царь Федор Иоаннович повелел украсить икону вновь золотом, жемчугом и драгоценными камнями. В своем сказании митрополит Гермоген говорит, что, когда Иван Грозный получил список с явленной иконы, то «царь с сыновьями дивились зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».
Явленная икона Божией Матери Казанской была необычным феноменом для московской Руси 16 в., не случайно с нее заказывали многочисленные списки. Иконография «Богоматери Казанской» близка типу Одигитрии (Путеводительницы), но имеет некоторые существенные отличия. На Руси была хорошо известна Одигитрия – список с константинопольского подлинника, перенесенная на Русь в 1046 г. и хранившаяся в Смоленске.
В классической схеме Одигитрии фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте, в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр, держава, книга, развернутый свиток). В жесте Богородицы, указующем на Христа, ключ к этому образу – Матерь Божия ориентирует нас духовно, направляя ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь.
На Казанской же иконе изображение Пресвятой Девы погрудное, рук Богородицы не видно, левая рука Богомладенца опущена и скрыта гимантием. Сохранилось подробное описание явленной Казанской иконы, составленное профессором Казанской Духовной академии И.М. Покровским, который знал эту икону и в подлиннике, и по фотоснимкам: «На иконе Божия Матерь изображена с преклоненной головою к Божественному Младенцу. Изображение Богоматери так называемое грудное, а потому не изображено ни одной руки Ее. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и с десницею несколько отклоненной в правую сторону, благословляющим с перстосложением древним, близким к двуперстию, причем благословляющая рука перед грудью и нижней частью шеи Богоматери. Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца с волосами без пробора. Лик Богоматери обращен к молящимся совершенно прямо. Икона письма древнегреческого (византийского), цвета темного, величина ее в ширину 5 вершков, в длину 6 вершков (26,7 х 22,3 см)». Казань стала местом, откуда распространялись по всей русской земле списки с явленной Казанской иконы, некоторые из них также считались чудотворными.
Помощь в Смутное время
Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, когда Русь подверглась вторжению польских интервентов, вынашивающих замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Список с Казанской иконы Богоматери по благословению Святейшего патриарха Гермогена был передан ополчению князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Заступничество Богоматери, явленное через Ее чудотворную икону, помогло одолеть поляков. 22 октября 1612 г. ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. Таким образом было остановлено распространение католичества на Руси.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября (4 ноября), а в память чудесного обретения иконы – 8 (21 июля).
В 1630-е гг. князь Дмитрий Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на «Пожаре» (так называлась тогда Красная площадь) своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е гг. 20 в. храм был уничтожен. 4 ноября 1990 г. Патриарх Алексий II освятил место и положил на него первый камень вновь воссоздаваемого храма, а в 1993 г. в нем начались богослужения. Воссоздать исторический облик здания стало возможным благодаря обмерам, сделанным ученым-подвижником, известным архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, а также исследованиям историка С.А. Смирнова.
Похищение чудотворного первообраза
Со времен царя Алексея Михайловича Казанская Икона Божией Матери стала считаться покровительницей дома Романовых и праздники в честь иконы из местных – московских и казанских – стали общероссийскими. Женский монастырь в Казани, где находился чудотворный образ, становился все известнее, привлекая паломников со всей страны. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II.
Первый каменный собор в честь явленной иконы простоял до 1769 г. и был разобран за ветхостью. На заклад нового собора в 1798 г. в Казань специально приехал император Павел I. Иконе жертвовались богатые украшения: императрица Екатерина II, отстояв Литургию у чудотворного образа, «возложила» на нее бриллиантовую корону. Оклад и риза ее были золотые, на иконе было много жемчуга, алмазов и других драгоценных камней. Это и предопределило ее дальнейшую судьбу. Летом 1904 г., в ночь с 28 на 29 июня, чудотворная икона была похищена из собора Богородицкого женского монастыря. Злоумышленники вскоре были пойманы, но икона, по их словам, была уничтожена. Материалы суда были опубликованы в 1905 г. в книге «Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной чудотворной иконы Казанской Божьей Матери». Правосудие так и не пришло к уверенному заключению.
Дело о похищении Казанской иконы продолжалось вплоть до 1914 г. Предание о том, что на самом деле был украден не подлинный образ, а его список, продолжает жить. При закрытии Казанского Богородицкого монастыря в 1932 г. другой образ Казанской Божьей Матери, что заменил собой утраченный, был перенесен в кладбищенский храм Ярославских чудотворцев, где он находится и поныне. Искусствоведы определяют время его создания 18 в.
Избавительница от бед
После перенесения столицы Российского государства в Петербург, Казанская икона Божией Матери стала почитаться на берегах Невы как покровительница новой столицы. В самом начале 18 в. в Петербурге появился чтимый список с Казанской иконы, который также считался чудотворным. С 1811 г. он находился в построенном для него Казанском кафедральном соборе. Известно, что перед святым образом молился Михаил Илларионович Кутузов, назначенный командующим петербургским ополчением, а затем – главнокомандующим русских войск в войне 1812 г. Именно в Казанский собор Петербурга были принесены после изгнания Наполеона военные трофеи: ключи от французских городов и крепостей, взятых русскими войсками, неприятельские штандарты и знамена, маршальские жезлы, а также отбитое казаками серебро, награбленное французами в русских церквях. Фельдмаршал Кутузов был погребен в этом соборе в 1813 г. Позднее над могилой его была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве».
С Казанской иконой была связана и оборона Ленинграда. Жители блокадного города пронесли Казанскую икону крестным ходом по улицам города насколько хватило сил. Во время войны список Казанской иконы хранился в ставшем кафедральным Князь-Владимирском соборе. Все 900 дней блокады в соборе проходили богослужения.
В наши дни
История явленной в Казани иконы Божией Матери продолжает оставаться предметом изучения многих исследователей. В 2002 г. в Казани в рамках международной научно-практической конференции, проходившей под эгидой Московской Патриархии и ЮНЕСКО, состоялся Круглый стол «Историко-культурное значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря». Известные искусствоведы, обсуждавшие эту тему, не утверждали, что оригинал Казанской иконы исчез навеки.
В 2004 г., к празднику Успения Пресвятой Богородицы, делегация Римско-Католической Церкви привезла в Россию список Казанской иконы Божией Матери, который в течение многих лет хранился в покоях Римского Папы Иоанна Павла II. Согласно выводам проведенной экспертизы, этот список был выполнен в 18 в. «под оклад» и, судя по богато украшенной ризе, являлся достоянием зажиточной семьи.
Почитание образа Казанской Божией Матери столь велико, что почти в каждом крупном городе России, во многих деревнях и селах были и есть Казанский собор или церковь. Есть такие церкви и соборы и за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме, Праге и других городах. А в каждом православном храме обязательно есть иконы Казанской Божией Матери.
Есть такие иконы и в нашем соборе и среди них – особо чтимый образ, который находится в нижнем, Успенском, храме собора у левого клироса. Икона написана в стилистике 16 в. и отличается строгостью рисунка и гармоничной цветовой гаммой. По своим художественным достоинствам этот образ, несомненно, один из самых глубоких и значительных. Наша икона большого размера, что придает облику Богородицы особую величавость. Образ этот более всего подходит под определение Матери – Заступницы, Ходатаицы и Утешительницы, столь удивительно проникновенны и ласковы глаза Богородицы. Многими поколениями саратовцев эта икона была особенно любима. Написана она была в 18 в., но затем неоднократно поновлялась. В 2005 г. икона была отреставрирована и по-прежнему притягивает к себе взоры всех, кто приходит в Успенский храм Свято-Троицкого собора.
Ирина Воронихина, январь 2016 год