В мае этого года один из священников нашего собора привел к нам в воскресную школу папу с сыном. Он с энтузиазмом уговаривал мальчика записаться в школу. А на лицах «новенького» и его папы застыло вежливое недоумение. Они явно не понимали, зачем это нужно.
Время было напряженное – контрольные, заключительные мероприятия. Поэтому мы так и не смогли, как мне кажется, толково ответить на их немой вопрос: «Зачем же нужно ходить в воскресную школу?» Постараюсь сделать это на станицах нашей газеты.
Учиться никогда не рано
Задач у воскресной школы несколько. И первая из них лежит на поверхности – религиозное образование детей. Какой бы предмет ни проходили дети в текущем году, цель у них одна – узнать лучше Священное Писание, историю Церкви, богослужение. Не просто узнать, но и полюбить, понять, как близки события Священной истории каждому (даже самому маленькому) человеку.
Конечно, можно возразить, что Евангелие, жития святых можно читать с ребенком и дома. Но согласитесь, мало найдется семей, в которых родители в силах систематически в течение целого года знакомить своего ребенка с несколькими десятками житий святых (а не только с самыми известными подвижниками, книги о которых продаются в иконной лавке). Или вдумчиво обсуждать с шести-семилетним ребенком события Ветхого Завета. Или изучать с ребенком-подростком Типикон, Октоих, Минею.
В нашей школе программа обучения рассчитана на 10 лет. За это время ребенок проходит множество разных предметов: от Закона Божия для самых маленьких до апологетики, катехизиса, литургики. И порой дети удивляют своих родителей, открывая для них увлекательный мир Церкви.
Храм – наш первый дом
Но, пожалуй, еще более важная задача воскресной школы – воцерковление детей. По сути дела, все знания, которые ребенок получает в школе, все мероприятия, в которых он участвует, паломнические поездки и совместные чаепития – все это нужно для того, чтобы ребенок стал, несмотря на свой юный возраст, сознательным прихожанином храма. Чтобы он полюбил Церковь и нашел в ней свое место, свой путь к Богу. Чтобы богослужение стало для него понятным, а священник – близким человеком, к которому можно прийти и с болью, и с радостью.
Конечно, воспитать ребенка по-настоящему церковным очень непросто. Гораздо легче вложить в его голову сумму исторических или богословских знаний. Дети быстро осваиваются и с новыми условиями, и с новыми людьми, вот только совместить эту их освоенность и благоговение перед святыней бывает ох как нелегко. Но мы стараемся это сделать. И порой добиваемся хоть и скромных, но все же результатов. Особенно, когда нам помогают в этом родители (или, скорее, мы помогаем им).
Культура в помощь воцерковлению
Следующая задача может кого-то даже удивить, но в наши дни педагоги воскресной школы должны не только рассказывать о вере, но и заботиться об общекультурном развитии детей. Не то чтобы этим не занимается школа. Напротив, творческое развитие личности столь важно в наши дни, что ученики собирают каждое вещественное доказательство посещения конкурса или иного культурного мероприятия, чтобы потом занести его в пресловутое портфолио.
Кто спорит, может, и хорошо ребенку расти творческим и социально активным. Вот только темы жертвенности, служения, нравственной чистоты и возрождения почему-то отходят на второй план. И потому мы в воскресной школе не можем пройти мимо произведений русской и мировой классики, которые учат этим высоким чувствам. На их основе мы часто ставим пасхальные и рождественские постановки. И паломнические поездки стараемся планировать так, чтобы посетить не только храмы и монастыри, но и музеи, картинные галереи. Ведь если ребенок не полюбит сложность и красоту высокой светской культуры, то понять всю глубину христианства ему будет очень непросто.
Одна семья
Ну и, конечно, в школе приобретают даже не друзей, а настоящих близких родственников по духу. Причем не только дети, но и родители. Для нас всегда радостно видеть, как благодаря совместному труду, помощи храму и школе сближаются люди. Открою вам один секрет: останется ли ваш ребенок в школе на долгие годы, найдет ли он (да и вы) там себе друзей очень во многом зависит от настроя родителей. От решимости регулярно водить или отправлять детей на уроки, даже когда на улице слякоть и дома много дел, отложить свои заботы, когда все готовятся к праздничному спектаклю, пожертвовать своими силами и временем для общего дела.
Очень надеюсь, что смогла ответить на вопрос, зачем же несколько десятков девчонок и мальчишек разного возраста добровольно отказываются от единственного выходного в пользу богослужения, уроков, репетиций, занятий в кружках. Просто взамен они получают несравненно больше, чем удовольствие провести весь день за компьютером или перед телевизором. Они приобретают большую семью.
Марина Шмелева